Проткнули время
«Самое важное» в Мастерской П. Фоменко
Роман Михаила Шишкина «Венерин волос», год назад захваленный и изруганный литературными критиками, которые сами же затем и присудили ему премию «Национальный бестселлер», с трудом поддается переводу на сценический язык. Поэтому у режиссера Евгения Каменьковича было как минимум две причины назвать свой спектакль не «Венерин волос», а «Самое важное». Во-первых, сорняк под названием «венерин волос» это и есть, согласно Шишкину, самая важная травка в мире, а во-вторых, Каменьковичу вместе с актерами-единомышленниками и впрямь предстояло прорваться сквозь все многосложные романные напластования, оставив к моменту премьеры только самые-самые важные слова и сцены. Окончательная статистика этой трудной работы такова: четыре часа сценического действия, примерно полсотни ролей, восемь актеров.
Сначала о потерях. Их неизбежность ясна всем, кто читал роман, поскольку «Венерин волос» построен как длинный-длинный монолог от первого лица. Прервать его все равно что самым невежливым образом перебить собеседника. Живет себе где-то в Швейцарии не пойми кто. Служит толмачом при казенном ведомстве, которое выдает вид на жительство всем беженцам из России, захотевшим райской жизни. Читает на досуге Ксенофонта. Видит сны, куда, никем не прошенная, является из детства училка-ботаничка Галина Петровна. Пишет и не отправляет письма сыну, высокопарно именуя его Навуходонозавром, правителем воображаемой страны. Измышляет несуществующий дневник певицы Изабеллы Юрьевой. Грезит о женщинах, о прошлых и будущих временах, о разных городах и странах. Это и не человек вовсе, а просто Пиши-Читай какой-то. Каждое произнесенное, услышанное или прочитанное им когда-либо слово цепляется за новое. И вот уже Лаокоона с сыновьями невозможно отличить от Януша Корчака, чеченские старейшины встречаются с древними эллинами, а Тристан и Изольда послушно идут в Риме по пятам за экскурсоводом. При этом шишкинские персонажи совершенно бесплотны, остаются лишь функцией языка. Все они существуют, пока длится монолог, и умирают, едва ты захлопнешь книгу. Призвать их к жизни, дать им голоса и тела Мадлен Джабраиловой, сестер Кутеповых, Рустэма Юскаева, Томаса Моцкуса, Михаила Крылова, Галины Кашковской ничего себе задачка.
Евгений Каменькович поступил с романом единственно возможным образом, создав один из лучших своих спектаклей. «Самое важное», как и шишкинский роман, можно назвать монологом от первого лица. Но только теперь это монолог от первого лица множественного числа. Собственно, на сцене мастерской сталкиваются лицом к лицу два Автора. Во-первых, это сам Толмач, на роль которого назначили Ивана Верховых, снабдив его намеренно суховатой и слегка монотонной интонацией. А во-вторых, коллективный автор по имени «фоменки». Им, собственно, не впервой быть «пиши-читаями». Большинство шедевров Петра Фоменко, включая «Египетские ночи», «Войну и мир» и «Одну абсолютно счастливую деревню», построены именно как коллективное чтение какой-нибудь книги. Вчитались в чьи-нибудь буковки, нафантазировали свое и моментально вжились в образ.
«У неотправленных писем, пишет Шишкин, есть особенность протыкать время». Актеры мастерской сами здесь как неотправленные письма. Надев музейные тапочки, они скользят по эпохам и странам. Нацепив дурацкую мохеровую шапку и сарафан, Ксения Кутепова может стать занудной училкой Гальпетрой, а через пару минут прилежной швейцарской следовательницей. Вживаясь в страницы дневника певицы Изабеллы, Мадлен Джабраилова проживает со страной целый век. Но кого бы актеры нам ни показывали, о каких бы милых пустяках ни болтали, все они ищут, не давая ни себе, ни зрителю передышки, «самое важное». То ли это травка-муравка, растущая в священных рощах Венеры, то ли это счастье, то ли это любовь пойди пойми. Но ясно одно: поиск этот актеры Петра Фоменко ведут уже не первый год, и «Самое важное» становится для них, если хотите, чуть ли не автобиографическим спектаклем. Может быть, поэтому «Самое важное» уже сейчас можно считать самым важным театральным событием нынешней осени.
Сначала о потерях. Их неизбежность ясна всем, кто читал роман, поскольку «Венерин волос» построен как длинный-длинный монолог от первого лица. Прервать его все равно что самым невежливым образом перебить собеседника. Живет себе где-то в Швейцарии не пойми кто. Служит толмачом при казенном ведомстве, которое выдает вид на жительство всем беженцам из России, захотевшим райской жизни. Читает на досуге Ксенофонта. Видит сны, куда, никем не прошенная, является из детства училка-ботаничка Галина Петровна. Пишет и не отправляет письма сыну, высокопарно именуя его Навуходонозавром, правителем воображаемой страны. Измышляет несуществующий дневник певицы Изабеллы Юрьевой. Грезит о женщинах, о прошлых и будущих временах, о разных городах и странах. Это и не человек вовсе, а просто Пиши-Читай какой-то. Каждое произнесенное, услышанное или прочитанное им когда-либо слово цепляется за новое. И вот уже Лаокоона с сыновьями невозможно отличить от Януша Корчака, чеченские старейшины встречаются с древними эллинами, а Тристан и Изольда послушно идут в Риме по пятам за экскурсоводом. При этом шишкинские персонажи совершенно бесплотны, остаются лишь функцией языка. Все они существуют, пока длится монолог, и умирают, едва ты захлопнешь книгу. Призвать их к жизни, дать им голоса и тела Мадлен Джабраиловой, сестер Кутеповых, Рустэма Юскаева, Томаса Моцкуса, Михаила Крылова, Галины Кашковской ничего себе задачка.
Евгений Каменькович поступил с романом единственно возможным образом, создав один из лучших своих спектаклей. «Самое важное», как и шишкинский роман, можно назвать монологом от первого лица. Но только теперь это монолог от первого лица множественного числа. Собственно, на сцене мастерской сталкиваются лицом к лицу два Автора. Во-первых, это сам Толмач, на роль которого назначили Ивана Верховых, снабдив его намеренно суховатой и слегка монотонной интонацией. А во-вторых, коллективный автор по имени «фоменки». Им, собственно, не впервой быть «пиши-читаями». Большинство шедевров Петра Фоменко, включая «Египетские ночи», «Войну и мир» и «Одну абсолютно счастливую деревню», построены именно как коллективное чтение какой-нибудь книги. Вчитались в чьи-нибудь буковки, нафантазировали свое и моментально вжились в образ.
«У неотправленных писем, пишет Шишкин, есть особенность протыкать время». Актеры мастерской сами здесь как неотправленные письма. Надев музейные тапочки, они скользят по эпохам и странам. Нацепив дурацкую мохеровую шапку и сарафан, Ксения Кутепова может стать занудной училкой Гальпетрой, а через пару минут прилежной швейцарской следовательницей. Вживаясь в страницы дневника певицы Изабеллы, Мадлен Джабраилова проживает со страной целый век. Но кого бы актеры нам ни показывали, о каких бы милых пустяках ни болтали, все они ищут, не давая ни себе, ни зрителю передышки, «самое важное». То ли это травка-муравка, растущая в священных рощах Венеры, то ли это счастье, то ли это любовь пойди пойми. Но ясно одно: поиск этот актеры Петра Фоменко ведут уже не первый год, и «Самое важное» становится для них, если хотите, чуть ли не автобиографическим спектаклем. Может быть, поэтому «Самое важное» уже сейчас можно считать самым важным театральным событием нынешней осени.
Глеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,