Владимир Андреев: «Театр искусство элитарное»
После спектакля удалось поговорить с режиссером и актером Владимиром Андреевым, хотя надо сказать, что Владимир Алексеевич был усталым в этот приезд, помимо спектакля, он занимался с ребятами первокурсниками РАТИ, куратором курса которых является, и смотрел спектакли качаловцев.
Владимир Алексеевич, в свое время вы много ставили и играли в пьесах татарских писателей. Ваше отношение со временем к этой драматургии не изменилось?
Было время, когда я познакомился с татарской драматургией и увлекся ею Все сходилось на имени Диаса Валеева, тогда молодого и острого, во многом непримиримого, но часто очень справедливого драматурга. Он писал о своих гражданских болях. Я ставил «Дарю тебе жизнь», «Диалоги», в Ермоловском театре, которым руковожу, шел «Казанский университет», где, если говорить серьезно, шла речь о верности и предательстве, об умении любить и притворяться. Я познакомился с театральным миром Татарстана и понял, что в нем есть люди, которые исповедуют близкую мне театральную школу. Долгие годы я интересовался творчеством Камаловского театра, потому что и этот театр, и мой, Ермоловский, опирались на практику и школу выдающегося режиссера и педагога Андрея Лобанова. Но время идет, и я не могу сегодня похвастаться, что хорошо знаю, что происходит в театрах Татарстана. Хотя недавно в Уфе проходил большой международный фестиваль тюркоязычных театров, где я возглавлял жюри, Камаловский театр принимал в нем участие и был отмечен за достойную работу и верность традициям. Фестиваль вообще получился любопытным, были театры, которые ждал в Уфе большой успех, у кого-то успех оказался более скромным, но все равно было интересно. Все течение фестиваля доказывало, что театр жив и такие встречи необходимы. В том числе и с искусством Татарстана. Так что жизнь продолжается, и, может быть, я еще встречусь с новой татарской драматургией.
Сейчас очень много говорят о кризисе театра в России, что вы можете сказать по этому поводу?
Меня эти разговоры не то чтобы раздражают, мне просто скучно при них присутствовать. Я прожил большую жизнь в театре, и помню, когда я в него пришел, тоже говорили о кризисе. Кризис зачастую это момент накопления новых сил. Пересмотр глубокий того, что сделано, куда идти дальше. Бежать вприпрыжку, уродуя то, что было достигнуто, или творчески развиваться. Я не знаю, откуда идут эти разговоры о кризисе театра. Возможно, они происходят оттого, что наше время ослабило интерес людей думать, всерьез страдать. Конечно, жизнь так непроста, что приходится искать жанры, где человек будет смеяться, но доходить до животного бессмысленного ржания стоит ли?.. Трудности есть в театре психологическом, театре, сочетающем в себе поиск формы и психологичность, сохраняющем личность и приглашающем к размышлению. Да, такому театру трудно. Вчера я смотрел в Качаловском «Вишневый сад», наблюдал за тем, как не только взрослые люди, молодые, веселые, настроенные отдыхать, вдруг делались серьезными, начинали утирать слезы. Значит, их трогало то, что рождено фактором, именуемым «фактор человечности». Я радовался этому обстоятельству. Театр сегодня это все-таки искусство элитарное. Это искусство хорошо организованных людей, либо тех, кто считает духовное начало необходимым фактором. Не все входят в это русло, будем надеяться, что этих людей, которым интересно увидеть глаза актера, разделить чувства того, кто на сцене, и породниться с этими чувствами с помощью своего сердца, что таких людей станет больше. Во все времена была, нет, не хула отрицание театра. Но театр продолжает жить, он не нами рожден, ему несколько тысяч лет, а, значит, не нам его убивать или предрекать ему гибель. Сейчас я отыграл спектакль и не думаю, что люди в зале мне лгали и были вежливы по отношению к заезжему гастролеру, нет, я уже научился различать, что настоящее, а что нет. Сегодня, если бы я спросил сидящих в зале, чувствуете ли вы так же, как и мы, то получил бы положительный ответ.
Недавно я прочла публикацию, которая называлась «Товстоногова на вас нет!» В ней говорилось о том, что с уходом великих Георгия Товстоногова, Андрея Гончарова планка нравственная и творческая снизилась. Так ли это? Насколько я знаю, вы дружили с Товстоноговым?
Во всяком случае, я у Георгия Александровича многому учился. Мне судьба подарила знакомство с ним, знакомство довольно серьезное, потому что я дружил еще и с мужем его сестры Евгением Алексеевичем Лебедевым, и когда он приезжал в Москву играть спектакли, то обычно они с супругой останавливались у нас. Память об этих людях для меня до сих пор сильна. Думаю, был бы жив сейчас Товстоногов, он бы искал новые формы и сегодняшний, нынешний тон, а как иначе? Но думаю, что традициям он был бы верен. Традиция, когда она находится в развитии, это дело живое. А скучное участие, ленивое присутствие на сцене, оно почти никому не нужно. Только подлинное «включение», отсутствие жалости к себе может вызвать реакцию в зрительном зале. Когда актер произносит текст, уходит, приходит, садится, встает и все, вот это и есть проявление кризиса.
Как вы полагаете, чем сейчас можно удивить в театре?
Я не могу отвечать за всех, но в свое время еще выдающийся актер и режиссер Алексей Дикий, когда начинал репетировать, задавал вопрос: « Ну, чем будем удивлять?» Удивлять это не значит: ох, удивлю! Удивить это значит накопить такую сумму впечатлений, мыслей, чувств, чтобы потом это накопление выразить в такой форме, без которой этому накоплению не быть. И этим живешь и удивляешь.
Что сейчас вы делаете в театре и в кино?
Недавно я сыграл в постановке Сергея Голомазова на сцене Ермоловского театра, спектакль называется «Фотофиниш». Сегодня это самая дорогая моя работа, она отняла у меня много сил, и я не хочу сказать, что в ней у меня звучат «финишные ноты», потому что неизвестно, сколько кому из нас отпущено. Мое личностное участие, как мне кажется, достойно в этом спектакле и вызывает отклик в зале. Моя искренность в этой роли множится на жизненный опыт и веру в добро. Пока я ничего не ставлю у себя в Ермоловском, но много занимаюсь с учениками и готовлюсь к участию в спектакле «Двенадцатая ночь», это будет снова постановка Сергея Голомазова. Здесь мне поручена неожиданная для меня самого роль самого грустного шекспировского шута Феста. Кроме этого, я начинаю сниматься в фильме «Александр Колчак» в роли генерала Василия Ивановича Колчака, отца Александра Васильевича. Недавно я получил огромное удовольствие от того, что записался в большой работе на радио «Россия» это были «Бедные люди» Достоевского. Достоевский много предвидел, предчувствовал, потому и трогает и волнует сегодня.
В этот приезд вы занимаетесь с учениками студентами первого курса РАТИ, которые учатся при Качаловском театре. Насколько оправдывается такая практика курсов столичного вуза в провинции?
Смотрите: несколько лет назад Александр Славутский уже выпустил курс, и многие студенты стали ведущими артистами Качаловского театра. Я вчера их видел в «Вишневом саде». Некоторые работают просто здорово, я вижу элементы мастерства у этих юных. Набирать подобные курсы в провинции это думать о театре, о его будущем.
Владимир Алексеевич, в свое время вы много ставили и играли в пьесах татарских писателей. Ваше отношение со временем к этой драматургии не изменилось?
Было время, когда я познакомился с татарской драматургией и увлекся ею Все сходилось на имени Диаса Валеева, тогда молодого и острого, во многом непримиримого, но часто очень справедливого драматурга. Он писал о своих гражданских болях. Я ставил «Дарю тебе жизнь», «Диалоги», в Ермоловском театре, которым руковожу, шел «Казанский университет», где, если говорить серьезно, шла речь о верности и предательстве, об умении любить и притворяться. Я познакомился с театральным миром Татарстана и понял, что в нем есть люди, которые исповедуют близкую мне театральную школу. Долгие годы я интересовался творчеством Камаловского театра, потому что и этот театр, и мой, Ермоловский, опирались на практику и школу выдающегося режиссера и педагога Андрея Лобанова. Но время идет, и я не могу сегодня похвастаться, что хорошо знаю, что происходит в театрах Татарстана. Хотя недавно в Уфе проходил большой международный фестиваль тюркоязычных театров, где я возглавлял жюри, Камаловский театр принимал в нем участие и был отмечен за достойную работу и верность традициям. Фестиваль вообще получился любопытным, были театры, которые ждал в Уфе большой успех, у кого-то успех оказался более скромным, но все равно было интересно. Все течение фестиваля доказывало, что театр жив и такие встречи необходимы. В том числе и с искусством Татарстана. Так что жизнь продолжается, и, может быть, я еще встречусь с новой татарской драматургией.
Сейчас очень много говорят о кризисе театра в России, что вы можете сказать по этому поводу?
Меня эти разговоры не то чтобы раздражают, мне просто скучно при них присутствовать. Я прожил большую жизнь в театре, и помню, когда я в него пришел, тоже говорили о кризисе. Кризис зачастую это момент накопления новых сил. Пересмотр глубокий того, что сделано, куда идти дальше. Бежать вприпрыжку, уродуя то, что было достигнуто, или творчески развиваться. Я не знаю, откуда идут эти разговоры о кризисе театра. Возможно, они происходят оттого, что наше время ослабило интерес людей думать, всерьез страдать. Конечно, жизнь так непроста, что приходится искать жанры, где человек будет смеяться, но доходить до животного бессмысленного ржания стоит ли?.. Трудности есть в театре психологическом, театре, сочетающем в себе поиск формы и психологичность, сохраняющем личность и приглашающем к размышлению. Да, такому театру трудно. Вчера я смотрел в Качаловском «Вишневый сад», наблюдал за тем, как не только взрослые люди, молодые, веселые, настроенные отдыхать, вдруг делались серьезными, начинали утирать слезы. Значит, их трогало то, что рождено фактором, именуемым «фактор человечности». Я радовался этому обстоятельству. Театр сегодня это все-таки искусство элитарное. Это искусство хорошо организованных людей, либо тех, кто считает духовное начало необходимым фактором. Не все входят в это русло, будем надеяться, что этих людей, которым интересно увидеть глаза актера, разделить чувства того, кто на сцене, и породниться с этими чувствами с помощью своего сердца, что таких людей станет больше. Во все времена была, нет, не хула отрицание театра. Но театр продолжает жить, он не нами рожден, ему несколько тысяч лет, а, значит, не нам его убивать или предрекать ему гибель. Сейчас я отыграл спектакль и не думаю, что люди в зале мне лгали и были вежливы по отношению к заезжему гастролеру, нет, я уже научился различать, что настоящее, а что нет. Сегодня, если бы я спросил сидящих в зале, чувствуете ли вы так же, как и мы, то получил бы положительный ответ.
Недавно я прочла публикацию, которая называлась «Товстоногова на вас нет!» В ней говорилось о том, что с уходом великих Георгия Товстоногова, Андрея Гончарова планка нравственная и творческая снизилась. Так ли это? Насколько я знаю, вы дружили с Товстоноговым?
Во всяком случае, я у Георгия Александровича многому учился. Мне судьба подарила знакомство с ним, знакомство довольно серьезное, потому что я дружил еще и с мужем его сестры Евгением Алексеевичем Лебедевым, и когда он приезжал в Москву играть спектакли, то обычно они с супругой останавливались у нас. Память об этих людях для меня до сих пор сильна. Думаю, был бы жив сейчас Товстоногов, он бы искал новые формы и сегодняшний, нынешний тон, а как иначе? Но думаю, что традициям он был бы верен. Традиция, когда она находится в развитии, это дело живое. А скучное участие, ленивое присутствие на сцене, оно почти никому не нужно. Только подлинное «включение», отсутствие жалости к себе может вызвать реакцию в зрительном зале. Когда актер произносит текст, уходит, приходит, садится, встает и все, вот это и есть проявление кризиса.
Как вы полагаете, чем сейчас можно удивить в театре?
Я не могу отвечать за всех, но в свое время еще выдающийся актер и режиссер Алексей Дикий, когда начинал репетировать, задавал вопрос: « Ну, чем будем удивлять?» Удивлять это не значит: ох, удивлю! Удивить это значит накопить такую сумму впечатлений, мыслей, чувств, чтобы потом это накопление выразить в такой форме, без которой этому накоплению не быть. И этим живешь и удивляешь.
Что сейчас вы делаете в театре и в кино?
Недавно я сыграл в постановке Сергея Голомазова на сцене Ермоловского театра, спектакль называется «Фотофиниш». Сегодня это самая дорогая моя работа, она отняла у меня много сил, и я не хочу сказать, что в ней у меня звучат «финишные ноты», потому что неизвестно, сколько кому из нас отпущено. Мое личностное участие, как мне кажется, достойно в этом спектакле и вызывает отклик в зале. Моя искренность в этой роли множится на жизненный опыт и веру в добро. Пока я ничего не ставлю у себя в Ермоловском, но много занимаюсь с учениками и готовлюсь к участию в спектакле «Двенадцатая ночь», это будет снова постановка Сергея Голомазова. Здесь мне поручена неожиданная для меня самого роль самого грустного шекспировского шута Феста. Кроме этого, я начинаю сниматься в фильме «Александр Колчак» в роли генерала Василия Ивановича Колчака, отца Александра Васильевича. Недавно я получил огромное удовольствие от того, что записался в большой работе на радио «Россия» это были «Бедные люди» Достоевского. Достоевский много предвидел, предчувствовал, потому и трогает и волнует сегодня.
В этот приезд вы занимаетесь с учениками студентами первого курса РАТИ, которые учатся при Качаловском театре. Насколько оправдывается такая практика курсов столичного вуза в провинции?
Смотрите: несколько лет назад Александр Славутский уже выпустил курс, и многие студенты стали ведущими артистами Качаловского театра. Я вчера их видел в «Вишневом саде». Некоторые работают просто здорово, я вижу элементы мастерства у этих юных. Набирать подобные курсы в провинции это думать о театре, о его будущем.
Татьяна Мамаева, ««Время и Деньги» (Казань), № 207 (2417 )», 9.11.2006
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,