У зеркала два лица
Сестры Кутеповы очень похожи. Играют в одном театре. Нередко в одном спектакле. Обе замужем. У обеих мужья режиссеры. Но у каждой своя манера игры. Свой актерский почерк. И внутренний мир удивительный и неповторимый.
С. К. Ксения, как для Вас начался новый сезон?
Ксения. После отпуска, связанного с рождением дочки, собираюсь на гастроли в Париж. Поеду туда вместе со своей трехмесячной Лидочкой и мамой в качестве няни. Я сыграю восемь спектаклей «Семейное счастье» в постановке Петра Наумовича Фоменко. Когда вернусь в Москву, буду потихонечку входить в прежний режим работы.
С. К. Полина, «Дом, где разбиваются сердца» это ведь не первая ваша совместная работа с мужем, режиссером Евгением Каменьковичем?
Полина. Нет, ну что вы Первая это «Двенадцатая ночь» Шекспира, потом Оскар Уайльд «Как важно быть серьезным», затем «Варвары» Горького, «Мотылек» П. Гладилина, а «Дом, где разбиваются сердца», получается, уже пятая.
С. К. Работа с мужем в кино или в театре отличается от работы с другими режиссерами?
Ксения. С супругом, конечно, работать намного сложнее. И не только в кино, но и в любой другой сфере деятельности.
Полина. Необходимо забывать о том, что работаешь с близким человеком. Мне очень помогало то, что Женя обладает каким-то необыкновенным терпением. Причем не только по отношению ко мне, но и по отношению к остальным актерам.
С. К. Ксения, а Ваш муж, Сергей Осипьян кинорежиссер. У Вас были совместные работы?
Ксения. У мужа я снималась в одной из серий «Убойной силы» и в его курсовых работах.
С. К. Хотелось бы продолжить совместный опыт в новом кинопроекте?
Ксения. Не буду ничего говорить, но очень надеюсь, что нам представится такая возможность.
С. К. Какие качества важны в вашей профессии?
Ксения. Упорство, работоспособность, готовность к диалогу. Еще я очень ценю актеров, которые крайне критично относятся к себе. К сожалению, профессия провоцирует этого не делать. Люди попадают в большую зависимость и, мне кажется, часто приобретают некий нарциссизм. Театр это такое место, где произрастают всякие человеческие слабости. И я очень люблю тех, кто способен этому сопротивляться. Люди здесь должны быть крайне внимательны и чистоплотны. Мне кажется, Петр Наумович старается нам это привить.
Полина. Я думаю, главное терпение. Которого никогда не бывает много. Его чем больше, тем лучше. Особенно у нас, актеров.
С. К. Что вас может сильно разозлить и даже вывести из себя?
Полина. Хамство.
Ксения. Много чего. Ну, например, меня очень раздражает, когда сидящий в зале начинает разговаривать по мобильному телефону во время спектакля. Я понимаю, что можно забыть его выключить, но когда человек берет трубку и начинает объяснять, что не может говорить, потому что он в театре?! Вот это меня действительно злит. В этот момент я готова ударить этого человека по голове. К счастью, в нашем театре стоят заглушки. В Москве это, кстати, пока что редкость.
С. К. А какие слова или поступки людей вас могут обидеть?
Полина. Это может случиться только в отношениях с близкими людьми, с теми, кого я действительно люблю. Какое-то непонимание или недомолвки, одним словом, недоразумения могут обидеть. Неадекватное поведение чужого человека я не воспринимаю.
Ксения. Трудно сказать. Например, сейчас мне очень обидно, что жители дома, где находится наша «Мастерская», не поддерживают решения о строительстве нового здания нашего театра, а высказывают резкую позицию «против». Ведь очевидно, что дело не конкретно в нас. Речь идет о застройке всей набережной. Мы - это только начало процесса. Я не ожидала такого отношения наших соседей. Это какой-то злой рок. Я, например, была бы рада театру, расположившемуся недалеко от моего дома.
С. К. Скажите, как вы прощаетесь с испорченным настроением?
Ксения. Как-то прощаюсь. Надо прощаться. Когда я была юной, мне было крайне тяжело справиться с собой. Репетиция шла коту под хвост, если я была не в духе.
Полина. Есть такая пословица: «Утро вечера мудренее». Иногда, может быть, достаточно поспать. Время лечит. Я к этому так отношусь.
С. К. Любите поспать?
Полина. Да-а. Очень люблю. И сны стараюсь запоминать, когда могу.
Ксения. Обо-жа-ю. Мне, кстати, очень нравится размышлять о подсознательной жизни человека. Думать, что к чему и как приснилось. Поэтому с удовольствием запоминаю сны, даже не на уровне сюжета, а на уровне ощущений. Это очень интересно
С. К. Вы верите в приметы?
Полина. Я считаю себя очень суеверной, как, впрочем, и страну, в которой мы живем. Есть в этом что-то очень домашнее.
Ксения. Мне кажется абсурдным не свистеть дома, потому что денег не будет. Мне нравится свистеть, и я свищу.
С. К. Вы часто ходите в кино?
Ксения. Мой муж режиссер, поэтому я, конечно, стремлюсь следить за развитием мирового кинематографа.
С. К. Говорят, детские воспоминания самые сильные. Вы помните себя маленькими?
Полина. Конечно. Помню, мама брала нас обеих в магазин специально для того, что бы мы занимали очередь в разные отделы. Очереди были тогда огромными и, чтобы успеть купить все сразу, нужно было идти туда втроем: в одном отделе продавали картошку, в другом молоко, в третьем мясо. Такое «очередьное» детство. А вспоминаю об этом легко, с удовольствием.
С. К. Как Вы восстанавливаетесь после тяжелой работы?
Ксения. Ну, вот рожаю детей. (Смеется.) Я, кстати, хорошо помню, как у меня появился сын Вася. Был такой завал в театре, я чувствовала жуткое физическое истощение, можно сказать, была у последней черты. Поняла, что продолжаться так не может, и родила сына. Пошла на это сознательно, чтобы уйти в декретный отпуск, вздохнуть, остановиться Второй раз случайно история повторилась. Мы выпустили «Три сестры», что далось нам очень непросто. Говорю «нам», потому что знаю, что для многих актеров это было именно так. Многое хотелось сделать, и мало что получалось. И вот я родила второго ребенка. Чувствую себя сейчас прекрасно. Я полна идей.
С. К. Но как Вы будете со всем этим справляться, забот-то теперь прибавилось? Ксения. Честно говоря, не знаю. Не могу сказать, что хорошо себе представляю, как это будет, но точно знаю, что со вторым ребенком проще.
С. К. Вася осознает, что у него теперь есть младшая сестренка?
Ксения. Конечно. Он ее очень любит, целует ей ручки, носик, лобик. ..
С. К. Полина, а Вам всегда удается уделять внимание дочке Наде?
Полина. Если мы более или менее свободны, то проводим с ней много времени. Но ей уже восемь лет, у нее появились какие-то подру-у-жки. Так что она теперь самостоятельный человек.
С. К. Вы, наверное, ощущаете себя очень счастливыми женщинами?
Ксения. Вы можете определить, что такое счастье? Я не могу.
С. К. Ксения, как для Вас начался новый сезон?
Ксения. После отпуска, связанного с рождением дочки, собираюсь на гастроли в Париж. Поеду туда вместе со своей трехмесячной Лидочкой и мамой в качестве няни. Я сыграю восемь спектаклей «Семейное счастье» в постановке Петра Наумовича Фоменко. Когда вернусь в Москву, буду потихонечку входить в прежний режим работы.
С. К. Полина, «Дом, где разбиваются сердца» это ведь не первая ваша совместная работа с мужем, режиссером Евгением Каменьковичем?
Полина. Нет, ну что вы Первая это «Двенадцатая ночь» Шекспира, потом Оскар Уайльд «Как важно быть серьезным», затем «Варвары» Горького, «Мотылек» П. Гладилина, а «Дом, где разбиваются сердца», получается, уже пятая.
С. К. Работа с мужем в кино или в театре отличается от работы с другими режиссерами?
Ксения. С супругом, конечно, работать намного сложнее. И не только в кино, но и в любой другой сфере деятельности.
Полина. Необходимо забывать о том, что работаешь с близким человеком. Мне очень помогало то, что Женя обладает каким-то необыкновенным терпением. Причем не только по отношению ко мне, но и по отношению к остальным актерам.
С. К. Ксения, а Ваш муж, Сергей Осипьян кинорежиссер. У Вас были совместные работы?
Ксения. У мужа я снималась в одной из серий «Убойной силы» и в его курсовых работах.
С. К. Хотелось бы продолжить совместный опыт в новом кинопроекте?
Ксения. Не буду ничего говорить, но очень надеюсь, что нам представится такая возможность.
С. К. Какие качества важны в вашей профессии?
Ксения. Упорство, работоспособность, готовность к диалогу. Еще я очень ценю актеров, которые крайне критично относятся к себе. К сожалению, профессия провоцирует этого не делать. Люди попадают в большую зависимость и, мне кажется, часто приобретают некий нарциссизм. Театр это такое место, где произрастают всякие человеческие слабости. И я очень люблю тех, кто способен этому сопротивляться. Люди здесь должны быть крайне внимательны и чистоплотны. Мне кажется, Петр Наумович старается нам это привить.
Полина. Я думаю, главное терпение. Которого никогда не бывает много. Его чем больше, тем лучше. Особенно у нас, актеров.
С. К. Что вас может сильно разозлить и даже вывести из себя?
Полина. Хамство.
Ксения. Много чего. Ну, например, меня очень раздражает, когда сидящий в зале начинает разговаривать по мобильному телефону во время спектакля. Я понимаю, что можно забыть его выключить, но когда человек берет трубку и начинает объяснять, что не может говорить, потому что он в театре?! Вот это меня действительно злит. В этот момент я готова ударить этого человека по голове. К счастью, в нашем театре стоят заглушки. В Москве это, кстати, пока что редкость.
С. К. А какие слова или поступки людей вас могут обидеть?
Полина. Это может случиться только в отношениях с близкими людьми, с теми, кого я действительно люблю. Какое-то непонимание или недомолвки, одним словом, недоразумения могут обидеть. Неадекватное поведение чужого человека я не воспринимаю.
Ксения. Трудно сказать. Например, сейчас мне очень обидно, что жители дома, где находится наша «Мастерская», не поддерживают решения о строительстве нового здания нашего театра, а высказывают резкую позицию «против». Ведь очевидно, что дело не конкретно в нас. Речь идет о застройке всей набережной. Мы - это только начало процесса. Я не ожидала такого отношения наших соседей. Это какой-то злой рок. Я, например, была бы рада театру, расположившемуся недалеко от моего дома.
С. К. Скажите, как вы прощаетесь с испорченным настроением?
Ксения. Как-то прощаюсь. Надо прощаться. Когда я была юной, мне было крайне тяжело справиться с собой. Репетиция шла коту под хвост, если я была не в духе.
Полина. Есть такая пословица: «Утро вечера мудренее». Иногда, может быть, достаточно поспать. Время лечит. Я к этому так отношусь.
С. К. Любите поспать?
Полина. Да-а. Очень люблю. И сны стараюсь запоминать, когда могу.
Ксения. Обо-жа-ю. Мне, кстати, очень нравится размышлять о подсознательной жизни человека. Думать, что к чему и как приснилось. Поэтому с удовольствием запоминаю сны, даже не на уровне сюжета, а на уровне ощущений. Это очень интересно
С. К. Вы верите в приметы?
Полина. Я считаю себя очень суеверной, как, впрочем, и страну, в которой мы живем. Есть в этом что-то очень домашнее.
Ксения. Мне кажется абсурдным не свистеть дома, потому что денег не будет. Мне нравится свистеть, и я свищу.
С. К. Вы часто ходите в кино?
Ксения. Мой муж режиссер, поэтому я, конечно, стремлюсь следить за развитием мирового кинематографа.
С. К. Говорят, детские воспоминания самые сильные. Вы помните себя маленькими?
Полина. Конечно. Помню, мама брала нас обеих в магазин специально для того, что бы мы занимали очередь в разные отделы. Очереди были тогда огромными и, чтобы успеть купить все сразу, нужно было идти туда втроем: в одном отделе продавали картошку, в другом молоко, в третьем мясо. Такое «очередьное» детство. А вспоминаю об этом легко, с удовольствием.
С. К. Как Вы восстанавливаетесь после тяжелой работы?
Ксения. Ну, вот рожаю детей. (Смеется.) Я, кстати, хорошо помню, как у меня появился сын Вася. Был такой завал в театре, я чувствовала жуткое физическое истощение, можно сказать, была у последней черты. Поняла, что продолжаться так не может, и родила сына. Пошла на это сознательно, чтобы уйти в декретный отпуск, вздохнуть, остановиться Второй раз случайно история повторилась. Мы выпустили «Три сестры», что далось нам очень непросто. Говорю «нам», потому что знаю, что для многих актеров это было именно так. Многое хотелось сделать, и мало что получалось. И вот я родила второго ребенка. Чувствую себя сейчас прекрасно. Я полна идей.
С. К. Но как Вы будете со всем этим справляться, забот-то теперь прибавилось? Ксения. Честно говоря, не знаю. Не могу сказать, что хорошо себе представляю, как это будет, но точно знаю, что со вторым ребенком проще.
С. К. Вася осознает, что у него теперь есть младшая сестренка?
Ксения. Конечно. Он ее очень любит, целует ей ручки, носик, лобик. ..
С. К. Полина, а Вам всегда удается уделять внимание дочке Наде?
Полина. Если мы более или менее свободны, то проводим с ней много времени. Но ей уже восемь лет, у нее появились какие-то подру-у-жки. Так что она теперь самостоятельный человек.
С. К. Вы, наверное, ощущаете себя очень счастливыми женщинами?
Ксения. Вы можете определить, что такое счастье? Я не могу.
Любовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,