Всем поклон
Странно
Рецензируя изумительное воплощение на сцене, казалось бы, абсолютно, агрессивно для сего не предназначенного романа Михаила Шишкина «Венерин волос» критик, задавшись глобальным вопросом: «Как это ставить?», находит прецедент: спектакль Андрея Могучего «Между собакой и волком» по прозе Саши Соколова.
Видимо не знает, что впервые прозу Соколова инсценировал и поставил тот же режиссер, что сочинил для сцены «Венерин волос», Евгений Каменъкович. Поставил до Андрея Могучего. Спектакль Каменьковича признают дружно. Но небогатая информированность некоторых пишущих удручает┘
Евгений Каменькович рискнул тому более 10 лет поставить с третьекурсниками (уже не «фоменками», а «фомятами») инсценировку «Школы для дураков» Саши Соколова. Странной повести о странном мальчике, учащемся в этой школе по причине раздвоения сознания. О странной маленькой школе модели большого мира. Произведение странного писателя, который изобрел новый жанр «проэзию».
Написанное Соколовым, как и написанное Набоковым, как и в нашем случае Шишкиным, предполагало в сценическом воплощении (если вообще терпит оное) особую адекватность, угаданность стиля, тона, настроения. Известное суждение «Человек это стиль» впрямую переносимо на театр уж «Мастерскую П. Фоменко» точно: «Спектакль это стиль».
Потому сегодня в театрах так мало Спектаклей, что с уходом Эфроса, уходом Товстоногова почти исчезло понятие стиля. Спектаклей-стиляг много, а по-настоящему стильных (прошу не путать с манерными их полным-полно), гармоничных единицы. Прет-а-порте потеснило От кутюр. А более всего зрелищ с вещевых рынков
Петр Наумович Фоменко режиссер с безупречным стилем. И спектакли его театра, пусть и не им поставленные, в абсолютном большинстве стильные. Да и Евгений Каменькович уже в лучших из своих ранних работ еще в иных театрах был режиссером стильным. В «Мастерской П. Фоменко» он давно тоже мастер.
Тогда, на курсе у «фомят», и сегодня в премьере по «Венериному волосу» Каменькович уловил и воплотил стиль Саши Соколова, стиль Михаила Шишкина. Он щедро и вольно насочинял мизансцены, трюки, гэги. Даже паузы в представлении выглядят номерами. Но мощь и разгул фантазии режиссера не подменяют и не подминают авторское, а проявляют его, умножая слова на зрелище. Лихо сочиненные мизансцены выглядят естественными, а психологическая сложность романа как-то легко, ненавязчиво не адаптируется, но - расшифровывается публике.
Хотя, казалось бы, Шишкин тяжеловесен, многосюжетен и круто нашпигован вроде бы и не сочетаемым
Но переименованный из «Венериного волоса» в сколь простенькое, столь и всеобъемлющее «Самое главное», спектакль этот гвалт, замечательно заразительный, спектакль монолог (как и роман), отчаянно искренний, спектакль вызов: балансирование на краю трагедии без лонжи, и на краю комедии без маски.
Это одновременно и моноспектакль, и спектакль-массовка.
Это разговор о глобальном постижении мира в ритме скольжения-катания по блестящей поверхности (чем артисты заняты перманентно).
Пола музея? Планеты? Судьбы?
Легкое дыхание спектакля стиль «фоменок». Дыхание легкое и глубокое. Это «здо-ро-вый» театр, даже когда говорит о болезни или о боли. Он не шокирует и не эпатирует. Он вдохновляет. Зрителя надо вдохновлять: по себе знаю.
Несколько лет назад в «Театральной жизни» другой критик написал, что «фоменки» не растут. Что они повторяются, одинаково играя разное. В вечный спор о том, что есть самоповтор, а что индивидуальность, здесь вдаваться не место.
Важно другое. Например, изумление рецензентов тем, какой блистательной характерной актрисой явлена в «Самом важном» Ксения Кутепова нежная, лирическая героиня, индивидуальная, но в рамках этого амплуа. А тут три роли (всего ролей в спектакле 42, а исполнителей 8), и все характерные. Вплоть до возрастной, комедийной и трагической одновременно учительницы Гальпетры: нелепо одетой, бесконечно простуженной, осмеиваемой учениками и пронзительно желающей своего ребенка. Который появится где-то в конце спектакля. И будет сказано самое важное: «отмучилась» Так легко сказано, как произносится у «фоменок» А изумиться можно было раньше. Когда студентки Кутеповы играли отрывок из Гоголя. Сколько озорной и лукавой характерности было в их Дамах «приятной во всех отношениях» и «просто приятной»
Восхищенно удивилась критика и работе Мадлен Джабраиловой. Она и Иван Верховых (Толмач) играют в спектакле по одной роли. Главной? Да нет здесь главных
Джабраилова в одной роли не в кино, где помогают грим и антураж, а в театре, ничего внешне в себе не меняя, проживает жизнь женщины: от ребенка до утомленной известностью певицы, проживает череду любовных трагедий, жесткое взросление, робость и самоуверенность, познание первого поцелуя, первого обладания, последнего успеха Все в каком-то необъяснимом сочетании откровенности и целомудрия. Все филигранно тонко и точно и бесконечно женственно. Открытие? Конечно! А в «Безумных из Шайо» его не было? Здесь только план укрупнен
В «Мастерской П. Фоменко» с ее единственностью всегда ждешь ожидаемого: легкого стиля, изящества, особой радости от соприкосновения с гармонией. Которую ни какой алгеброй не проверишь. У этого театра со зрителем особый заговор, рождающий уникальную степень соучастия.
Но давно уже ждешь и удивления. Как минимум. А то и открытия. Потому как работают здесь Мастера. А значит, каждая встреча с ними как первая
Вот радостно удивил Иван Верховых. Режиссер из Саратова, волею судьбы оказавшийся в этом театре. В этом спектакле. Он играет Толмача. Постоянно действующее лицо, постоянно наблюдающее лицо. Самого автора роман так написан. Играет тонко, точно и строго до сухости. Казалось бы, у «фоменок» так не принято вне эмоций, вне лицедейства, вне «полета». Но именно он, мне кажется, соединил стили автора и театра.
Режиссерская прозорливость и отвага Каменьковича, его мастерство смогли сделать то, что удается лишь самым первоклассным кутюрье: соединить оранжевое с красным гармонично.
Вообще, спектакль «Самое важное», а я предполагаю, и стиль режиссера Евгения Каменьковича сотворять из разгула эклектики гармонию.
И еще. Про этот спектакль и вообще про «Мастерскую П. Фоменко». В непритязательных декорациях на каком-то кусочке сцены у них в каждом спектакле, похоже, лежит потертый коврик. Который расстилают как на ярмарке в Бог весть каком веке, на него впрыгивают, вступают, взлетают артисты и правят свое ремесло. Импровизируют. И это начало давно поселилось в зрелом и любимом театре. И нечто очень важное они друг другу дарят Самое важное? На программке спектакля так и написано:"Этюды и импровизации по роману «Венерин волос».
А о чем роман и спектакль?
О жизни в бесконечности ее проявлений.
О любви во множестве ее единственностей.
О смерти. Которая не зачеркивает жизнь, только если та записана
О беспредельной сложности человеческих взаимоотношений. В любые века. А веков, как и персонажей, в спектакле в избытке Нет, пожалуй, в самый раз.
И все это глобальное и действительно самое важное в течение четырех часов смотрится на одном дыхании.
Спасибо, Иван Верховых, Томас Моцкус, Михаил Крылов, Рустэм Юскаев, Ксения и Полина Кутеповы, Мадлен Джабраилова, Галина Кашковская. Критикам не положено дарить актерам цветы. Хоть спасибо скажу.
Низкий поклон, Евгений Борисович.
Вы подняли неподъемное. И сделали это изысканно, искусно, замечательно театрально и пронзительно человечно. Еще раз всем поклон
Видимо не знает, что впервые прозу Соколова инсценировал и поставил тот же режиссер, что сочинил для сцены «Венерин волос», Евгений Каменъкович. Поставил до Андрея Могучего. Спектакль Каменьковича признают дружно. Но небогатая информированность некоторых пишущих удручает┘
Евгений Каменькович рискнул тому более 10 лет поставить с третьекурсниками (уже не «фоменками», а «фомятами») инсценировку «Школы для дураков» Саши Соколова. Странной повести о странном мальчике, учащемся в этой школе по причине раздвоения сознания. О странной маленькой школе модели большого мира. Произведение странного писателя, который изобрел новый жанр «проэзию».
Написанное Соколовым, как и написанное Набоковым, как и в нашем случае Шишкиным, предполагало в сценическом воплощении (если вообще терпит оное) особую адекватность, угаданность стиля, тона, настроения. Известное суждение «Человек это стиль» впрямую переносимо на театр уж «Мастерскую П. Фоменко» точно: «Спектакль это стиль».
Потому сегодня в театрах так мало Спектаклей, что с уходом Эфроса, уходом Товстоногова почти исчезло понятие стиля. Спектаклей-стиляг много, а по-настоящему стильных (прошу не путать с манерными их полным-полно), гармоничных единицы. Прет-а-порте потеснило От кутюр. А более всего зрелищ с вещевых рынков
Петр Наумович Фоменко режиссер с безупречным стилем. И спектакли его театра, пусть и не им поставленные, в абсолютном большинстве стильные. Да и Евгений Каменькович уже в лучших из своих ранних работ еще в иных театрах был режиссером стильным. В «Мастерской П. Фоменко» он давно тоже мастер.
Тогда, на курсе у «фомят», и сегодня в премьере по «Венериному волосу» Каменькович уловил и воплотил стиль Саши Соколова, стиль Михаила Шишкина. Он щедро и вольно насочинял мизансцены, трюки, гэги. Даже паузы в представлении выглядят номерами. Но мощь и разгул фантазии режиссера не подменяют и не подминают авторское, а проявляют его, умножая слова на зрелище. Лихо сочиненные мизансцены выглядят естественными, а психологическая сложность романа как-то легко, ненавязчиво не адаптируется, но - расшифровывается публике.
Хотя, казалось бы, Шишкин тяжеловесен, многосюжетен и круто нашпигован вроде бы и не сочетаемым
Но переименованный из «Венериного волоса» в сколь простенькое, столь и всеобъемлющее «Самое главное», спектакль этот гвалт, замечательно заразительный, спектакль монолог (как и роман), отчаянно искренний, спектакль вызов: балансирование на краю трагедии без лонжи, и на краю комедии без маски.
Это одновременно и моноспектакль, и спектакль-массовка.
Это разговор о глобальном постижении мира в ритме скольжения-катания по блестящей поверхности (чем артисты заняты перманентно).
Пола музея? Планеты? Судьбы?
Легкое дыхание спектакля стиль «фоменок». Дыхание легкое и глубокое. Это «здо-ро-вый» театр, даже когда говорит о болезни или о боли. Он не шокирует и не эпатирует. Он вдохновляет. Зрителя надо вдохновлять: по себе знаю.
Несколько лет назад в «Театральной жизни» другой критик написал, что «фоменки» не растут. Что они повторяются, одинаково играя разное. В вечный спор о том, что есть самоповтор, а что индивидуальность, здесь вдаваться не место.
Важно другое. Например, изумление рецензентов тем, какой блистательной характерной актрисой явлена в «Самом важном» Ксения Кутепова нежная, лирическая героиня, индивидуальная, но в рамках этого амплуа. А тут три роли (всего ролей в спектакле 42, а исполнителей 8), и все характерные. Вплоть до возрастной, комедийной и трагической одновременно учительницы Гальпетры: нелепо одетой, бесконечно простуженной, осмеиваемой учениками и пронзительно желающей своего ребенка. Который появится где-то в конце спектакля. И будет сказано самое важное: «отмучилась» Так легко сказано, как произносится у «фоменок» А изумиться можно было раньше. Когда студентки Кутеповы играли отрывок из Гоголя. Сколько озорной и лукавой характерности было в их Дамах «приятной во всех отношениях» и «просто приятной»
Восхищенно удивилась критика и работе Мадлен Джабраиловой. Она и Иван Верховых (Толмач) играют в спектакле по одной роли. Главной? Да нет здесь главных
Джабраилова в одной роли не в кино, где помогают грим и антураж, а в театре, ничего внешне в себе не меняя, проживает жизнь женщины: от ребенка до утомленной известностью певицы, проживает череду любовных трагедий, жесткое взросление, робость и самоуверенность, познание первого поцелуя, первого обладания, последнего успеха Все в каком-то необъяснимом сочетании откровенности и целомудрия. Все филигранно тонко и точно и бесконечно женственно. Открытие? Конечно! А в «Безумных из Шайо» его не было? Здесь только план укрупнен
В «Мастерской П. Фоменко» с ее единственностью всегда ждешь ожидаемого: легкого стиля, изящества, особой радости от соприкосновения с гармонией. Которую ни какой алгеброй не проверишь. У этого театра со зрителем особый заговор, рождающий уникальную степень соучастия.
Но давно уже ждешь и удивления. Как минимум. А то и открытия. Потому как работают здесь Мастера. А значит, каждая встреча с ними как первая
Вот радостно удивил Иван Верховых. Режиссер из Саратова, волею судьбы оказавшийся в этом театре. В этом спектакле. Он играет Толмача. Постоянно действующее лицо, постоянно наблюдающее лицо. Самого автора роман так написан. Играет тонко, точно и строго до сухости. Казалось бы, у «фоменок» так не принято вне эмоций, вне лицедейства, вне «полета». Но именно он, мне кажется, соединил стили автора и театра.
Режиссерская прозорливость и отвага Каменьковича, его мастерство смогли сделать то, что удается лишь самым первоклассным кутюрье: соединить оранжевое с красным гармонично.
Вообще, спектакль «Самое важное», а я предполагаю, и стиль режиссера Евгения Каменьковича сотворять из разгула эклектики гармонию.
И еще. Про этот спектакль и вообще про «Мастерскую П. Фоменко». В непритязательных декорациях на каком-то кусочке сцены у них в каждом спектакле, похоже, лежит потертый коврик. Который расстилают как на ярмарке в Бог весть каком веке, на него впрыгивают, вступают, взлетают артисты и правят свое ремесло. Импровизируют. И это начало давно поселилось в зрелом и любимом театре. И нечто очень важное они друг другу дарят Самое важное? На программке спектакля так и написано:"Этюды и импровизации по роману «Венерин волос».
А о чем роман и спектакль?
О жизни в бесконечности ее проявлений.
О любви во множестве ее единственностей.
О смерти. Которая не зачеркивает жизнь, только если та записана
О беспредельной сложности человеческих взаимоотношений. В любые века. А веков, как и персонажей, в спектакле в избытке Нет, пожалуй, в самый раз.
И все это глобальное и действительно самое важное в течение четырех часов смотрится на одном дыхании.
Спасибо, Иван Верховых, Томас Моцкус, Михаил Крылов, Рустэм Юскаев, Ксения и Полина Кутеповы, Мадлен Джабраилова, Галина Кашковская. Критикам не положено дарить актерам цветы. Хоть спасибо скажу.
Низкий поклон, Евгений Борисович.
Вы подняли неподъемное. И сделали это изысканно, искусно, замечательно театрально и пронзительно человечно. Еще раз всем поклон
С. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,