Бесприданница с Москвы-реки
Петр Фоменко открыл новый театр премьерой Островского
Театральный год только начался, но главное его событие уже определилось: лучший театр Москвы «Мастерская Петра Фоменко» обрел свой дом. Здание на набережной Тараса Шевченко, обращенное окнами на Москва-Сити, вписано в окружающий ландшафт и построено с учетом всех достижений техники. Новоселье отпраздновали еще в воскресенье, собрав друзей и покровителей театра. А лучшим подарком стала премьера «Бесприданницы», которой открылась большая сцена театра.
Когда МХТ выпустил премьеру по Островскому (драматургу, как считалось, Художественному театру глубоко чуждому), критики с удивлением отмечали, что краски «Шекспира Замоскворечья» художественники сохранили. Только свет поставлен как бы за сценой: от этого все стало прозрачнее, чем обычно, проступил узор интриги, кружева диалога. Петр Фоменко перевел масляные краски «Бесприданницы» в графику. Цвета на сцене притушены. На заднике и вовсе фигуры превращаются в силуэты: театр теней. Мир волжского городка потерял устойчивость: качающиеся мостки пристани, на которых так легко споткнуться.
Художник Владимир Максимов разбивает пространство большой сцены на удобные и привычные актерам площадки-пятачки. Двери и окна намечены рамками. Схватив окно, великолепная дама-вамп Харита Игнатьевна Огудалова (Наталья Курдюбова) спешит навстречу долгожданному гостю Кнурову (Алексей Колубков). И рамка окна превращает фигуру актрисы в подобие старинного портрета. Спектакль изысканно красив красотой обреченной, избыточной, безнадежной. Чего стоит мизансцена последнего объяснения Ларисы с Карандышевым, хватающим ее за ноги, мешающим уйти, а наверху силуэты цыганского хора, под сурдинку поющего свою ведьминскую песню-пророчество.
«Бесприданница» одна из самых мрачных пьес Островского. Не только девушку губят от скуки, всем жизнь не задалась. Удачливого Паратова мутит от предстоящей женитьбы на невесте с золотыми приисками. Поздняя страсть Кнурова к Ларисе саднит его душу. Все потеряла лихая бабенка Огудалова: ни одну из дочек не уберегла, не пристроила. Сам погубил свое тихое счастье самолюбивый дурак Карандышев.
В спектакль Фоменко предчувствие обреченности и беды входит вместе с Ларисой Полиной Агуреевой. Хрупкая девочка с детским ртом и неожиданными грудными нотами волнует: и глаз не оторвать, и смотреть больно. Впервые слова Кнурова: «В ней же совсем нет этого житейского», обрели полный смысл. В этой Ларисе совсем нет защитной оболочки притворства, хитрости, расчета или опыта. Она так доверчиво распахнута навстречу миру, что почти невозможно вынести эту искренность. Кажется, ей в голову не приходит, что люди могут иметь какие-то скрытые мысли и цели. Она так ласково садится на колени к жениху, так нежно кладет руку ему на плечо. Но стоит ему задеть Паратова, и Лариса-Агуреева немедленно и пылко начнет объяснять, насколько бросивший ее возлюбленный лучше всех. Агуреева играет самое трудное чувство на театре первую любовь. Когда хмель бродит в крови и весь мир сосредоточен на одном желании, одном чувстве. Когда нарушено соответствие мер и весов. Когда за минутку с любимым не жалко жизни. Только один раз человеку дается благодать такой любви нараспашку, такого самоубийственного жара, такой всеобъемлющей нежности.
Эту девочку-драгоценность действительно надо беречь, надо спасать от нее самой. Только не бриллианты ей нужны и роскошь, а чтобы кто-то гладил по голове и уберегал от неминуемой беды: такая любовь никогда не может осуществиться. Никакой Ромео ее не будет достоин.
Петр Фоменко пошел на довольно жесткий эксперимент: красавцу Евгению Цыганову отдал роль гнусавого жениха Карандышева, а фактурному, но малотемпераментному Илье Любимову бенефисную роль Паратова. Результат (по крайней мере на первых спектаклях) довольно обескураживающий. Евгений Цыганов тратит большую часть душевных сил, чтобы скрыть свою мужскую привлекательность (и даже чуть пересаливает в этом стремлении), делая Карандышева абсолютно закомплексованным идиотом. А Паратов Ильи Любимова так занят своими живописными позами, что не успевает заметить Ларису, услышать ее.
Этот сбой в мужских ролях, наверное, мешает Полине Агуреевой, но придает пафоса трогательному ослеплению Ларисы. Услышав, что ее любимый обручен, она приникает к нему в прощальном объятии и никак не может оторваться. Не ходят ноги, ослабело тело, опустела душа. В финальной сцене, растрепанная, растерзанная, она будет долго смотреть вниз, размышляя: почему же нет сил на самоубийство, когда жить нечем и незачем?
Спектаклю «Бесприданница», уверена, суждена долгая жизнь. Еще будут уточняться ритмы и паузы, рисунки мужских ролей. Актеры будут постепенно осваиваться на новой роскошной сцене. Но уже сейчас понятно, что есть главное: театр, его здание с рекой Москвой за окном, оправданы той интонацией, с какой Лариса Полина Агуреева спрашивает друга детства Васю Вожеватова (Андрей Щеников): «Что же мне делать, Вася? Что же мне делать?»
Когда МХТ выпустил премьеру по Островскому (драматургу, как считалось, Художественному театру глубоко чуждому), критики с удивлением отмечали, что краски «Шекспира Замоскворечья» художественники сохранили. Только свет поставлен как бы за сценой: от этого все стало прозрачнее, чем обычно, проступил узор интриги, кружева диалога. Петр Фоменко перевел масляные краски «Бесприданницы» в графику. Цвета на сцене притушены. На заднике и вовсе фигуры превращаются в силуэты: театр теней. Мир волжского городка потерял устойчивость: качающиеся мостки пристани, на которых так легко споткнуться.
Художник Владимир Максимов разбивает пространство большой сцены на удобные и привычные актерам площадки-пятачки. Двери и окна намечены рамками. Схватив окно, великолепная дама-вамп Харита Игнатьевна Огудалова (Наталья Курдюбова) спешит навстречу долгожданному гостю Кнурову (Алексей Колубков). И рамка окна превращает фигуру актрисы в подобие старинного портрета. Спектакль изысканно красив красотой обреченной, избыточной, безнадежной. Чего стоит мизансцена последнего объяснения Ларисы с Карандышевым, хватающим ее за ноги, мешающим уйти, а наверху силуэты цыганского хора, под сурдинку поющего свою ведьминскую песню-пророчество.
«Бесприданница» одна из самых мрачных пьес Островского. Не только девушку губят от скуки, всем жизнь не задалась. Удачливого Паратова мутит от предстоящей женитьбы на невесте с золотыми приисками. Поздняя страсть Кнурова к Ларисе саднит его душу. Все потеряла лихая бабенка Огудалова: ни одну из дочек не уберегла, не пристроила. Сам погубил свое тихое счастье самолюбивый дурак Карандышев.
В спектакль Фоменко предчувствие обреченности и беды входит вместе с Ларисой Полиной Агуреевой. Хрупкая девочка с детским ртом и неожиданными грудными нотами волнует: и глаз не оторвать, и смотреть больно. Впервые слова Кнурова: «В ней же совсем нет этого житейского», обрели полный смысл. В этой Ларисе совсем нет защитной оболочки притворства, хитрости, расчета или опыта. Она так доверчиво распахнута навстречу миру, что почти невозможно вынести эту искренность. Кажется, ей в голову не приходит, что люди могут иметь какие-то скрытые мысли и цели. Она так ласково садится на колени к жениху, так нежно кладет руку ему на плечо. Но стоит ему задеть Паратова, и Лариса-Агуреева немедленно и пылко начнет объяснять, насколько бросивший ее возлюбленный лучше всех. Агуреева играет самое трудное чувство на театре первую любовь. Когда хмель бродит в крови и весь мир сосредоточен на одном желании, одном чувстве. Когда нарушено соответствие мер и весов. Когда за минутку с любимым не жалко жизни. Только один раз человеку дается благодать такой любви нараспашку, такого самоубийственного жара, такой всеобъемлющей нежности.
Эту девочку-драгоценность действительно надо беречь, надо спасать от нее самой. Только не бриллианты ей нужны и роскошь, а чтобы кто-то гладил по голове и уберегал от неминуемой беды: такая любовь никогда не может осуществиться. Никакой Ромео ее не будет достоин.
Петр Фоменко пошел на довольно жесткий эксперимент: красавцу Евгению Цыганову отдал роль гнусавого жениха Карандышева, а фактурному, но малотемпераментному Илье Любимову бенефисную роль Паратова. Результат (по крайней мере на первых спектаклях) довольно обескураживающий. Евгений Цыганов тратит большую часть душевных сил, чтобы скрыть свою мужскую привлекательность (и даже чуть пересаливает в этом стремлении), делая Карандышева абсолютно закомплексованным идиотом. А Паратов Ильи Любимова так занят своими живописными позами, что не успевает заметить Ларису, услышать ее.
Этот сбой в мужских ролях, наверное, мешает Полине Агуреевой, но придает пафоса трогательному ослеплению Ларисы. Услышав, что ее любимый обручен, она приникает к нему в прощальном объятии и никак не может оторваться. Не ходят ноги, ослабело тело, опустела душа. В финальной сцене, растрепанная, растерзанная, она будет долго смотреть вниз, размышляя: почему же нет сил на самоубийство, когда жить нечем и незачем?
Спектаклю «Бесприданница», уверена, суждена долгая жизнь. Еще будут уточняться ритмы и паузы, рисунки мужских ролей. Актеры будут постепенно осваиваться на новой роскошной сцене. Но уже сейчас понятно, что есть главное: театр, его здание с рекой Москвой за окном, оправданы той интонацией, с какой Лариса Полина Агуреева спрашивает друга детства Васю Вожеватова (Андрей Щеников): «Что же мне делать, Вася? Что же мне делать?»
Ольга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002