Любовь и смерть под звон вилок
«Бесприданница» в театре Фоменко
В театре Петра Фоменко, в новом здании, возвышающемся над Москвой-рекой, премьера. Театр набит до отказа, зрители непростые Владимир Войнович, Михаил Козаков, бизнесмены, шикарные дамы┘ По окончании спектакля мордоворотистая охрана встречает своих хозяев с шубами в руках. Дают «Бесприданницу» Островского. Пьеса уже навязла на зубах особенно после фильма «Жестокий романс». Что сделает Петр Наумович с героями, знакомыми уже до боли? Взгляд получился более чем необычный.
У каждой эпохи свое лицо. Вот XIX век, вторая половина. Достаточно посмотреть на портреты, фотографии глаза у людей такие, как будто их обладатели рождены для страданий и серьезных размышлений. «Бесприданница» у Фоменко, поставленная с молодыми актерами, имеет лицо нашей эпохи. Паратов словно сошел с буклета, рекламирующего парфюм или сигареты. Карандышев с ямочками на щеках, Лариса Дмитриевна, постоянно смеющаяся┘ Трагизм в спектакле появляется только к финалу. Зато какой!
А начинается все легко и приятно. Вожеватов с Кнуровым пьют шампанское из чайничка. Вспоминают всю печальную историю Ларисы Дмитриевны как Паратов с ней погулял да и уехал. История и правда печальная, Ларисе Дмитриевне веселиться не с чего. Однако появляется счастливое семейство: Лариса (Полина Агуреева), Карандышев (Евгений Цыганов) и Харита Игнатьевна (Наталия Курдюбова). Лариса Дмитриевна жениха то целует, то обнимает, то по голове гладит, все время улыбается и смеется. И видно, что она заставила себя всю боль, связанную с Паратовым, забыть. А Карандышев очень даже мил, ничего в нем отвратительного и напыщенного нет. Разве что глуп?
Особая интонация всего спектакля это плывущие движения и голоса, некая плавность, медленный поток. Спектакль словно бы специально поставлен очень холодно. Попробуйте на расстоянии 15 метров сказать человеку «люблю»! Ноги сами поднесут вас к нему поближе. Однако Паратов склоняет Ларису поехать с ними на Волгу, сидя на каком-то столике. И становится ясно, что ни Паратов не любит Ларису ни капли, ни она его┘ Так почему ж она поехала? Она наивный ребенок, вещь, кукла, она благостно принимает все. Карандышев хорошо. Паратов хорошо. И только когда между ней и Паратовым случилось ЭТО┘ Все рушится.
Мать Ларисы, по возрасту больше похожая на сестру, как будто живет не проблемами дочери, а какой-то своей жизнью, скрытой за пределами сцены. Тетка Карандышева уморительный персонаж. Все бутылки вина посчитала, о серебряных вилках беспокоится, поет романс: «Ше-е-епчут во мраке ночно-о-ом┘ Ло-о-ожечка┘ Где ж ты, голубка родна-а-ая┘ Ви-и-илочка┘» Звон этих вилок-ложек проходит сквозь весь спектакль.
У каждой эпохи свое лицо. Вот XIX век, вторая половина. Достаточно посмотреть на портреты, фотографии глаза у людей такие, как будто их обладатели рождены для страданий и серьезных размышлений. «Бесприданница» у Фоменко, поставленная с молодыми актерами, имеет лицо нашей эпохи. Паратов словно сошел с буклета, рекламирующего парфюм или сигареты. Карандышев с ямочками на щеках, Лариса Дмитриевна, постоянно смеющаяся┘ Трагизм в спектакле появляется только к финалу. Зато какой!
А начинается все легко и приятно. Вожеватов с Кнуровым пьют шампанское из чайничка. Вспоминают всю печальную историю Ларисы Дмитриевны как Паратов с ней погулял да и уехал. История и правда печальная, Ларисе Дмитриевне веселиться не с чего. Однако появляется счастливое семейство: Лариса (Полина Агуреева), Карандышев (Евгений Цыганов) и Харита Игнатьевна (Наталия Курдюбова). Лариса Дмитриевна жениха то целует, то обнимает, то по голове гладит, все время улыбается и смеется. И видно, что она заставила себя всю боль, связанную с Паратовым, забыть. А Карандышев очень даже мил, ничего в нем отвратительного и напыщенного нет. Разве что глуп?
Особая интонация всего спектакля это плывущие движения и голоса, некая плавность, медленный поток. Спектакль словно бы специально поставлен очень холодно. Попробуйте на расстоянии 15 метров сказать человеку «люблю»! Ноги сами поднесут вас к нему поближе. Однако Паратов склоняет Ларису поехать с ними на Волгу, сидя на каком-то столике. И становится ясно, что ни Паратов не любит Ларису ни капли, ни она его┘ Так почему ж она поехала? Она наивный ребенок, вещь, кукла, она благостно принимает все. Карандышев хорошо. Паратов хорошо. И только когда между ней и Паратовым случилось ЭТО┘ Все рушится.
Мать Ларисы, по возрасту больше похожая на сестру, как будто живет не проблемами дочери, а какой-то своей жизнью, скрытой за пределами сцены. Тетка Карандышева уморительный персонаж. Все бутылки вина посчитала, о серебряных вилках беспокоится, поет романс: «Ше-е-епчут во мраке ночно-о-ом┘ Ло-о-ожечка┘ Где ж ты, голубка родна-а-ая┘ Ви-и-илочка┘» Звон этих вилок-ложек проходит сквозь весь спектакль.
Вера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002