«Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольце
Наталья Курдюбова принимает меры, чтобы не мешать дорожному движению
Дочь разведчика, она могла бы сыграть Мату Хари. Хрупкой и жгучей, ей по плечу гротеск и трагедия. Однако из шляпы судьбы вытянулся лирический нонсенс и актриса «Мастерской Петра Фоменко» Наталья Курдюбова широко трактует доставшееся амплуа. Стальная Гедда Габлер протягивает пистолет любимому и ненужному Эйлерту Левборгу, а металл в голосе дрожит, устал. В нынешнем сезоне Наталья Курдюбова переиграла Полину Агурееву в «Бесприданнице». Сквозь дым из мундштука ее Харита Игнатьевна смотрит на младшую дочь как Ларисино будущее, взгляд беспощаден. Так могла бы смотреть сама Лариса спустя двадцать лет, если бы выжила.
На фото актеры вашего театра всегда в цветах, травах и хвое, в нежных одеждах, с улыбкой на устах. Насколько миф об особенной, прекрасной жизни театра Фоменко реален? Почему воздух, которым вы дышите на Третьем кольце, чище воздуха стоящих в пробке там же?
За воздухопроизводство в театре отвечает Петр Наумович, так что за экологию можно быть спокойным.
Вы в штате театра с 2001 года. Но по-хорошему вас помнят с «Гедды Габлер» Карбаускиса.
Ну да, заядлые театралы запомнили еще в студенческой «Гедде», которая шла в 39-й аудитории ГИТИСа. Там играл сам Карбаускис после этого на сцену он не выходил, Ирина Пегова играла служанку, и спектакль был замечательный, наивный и дерзкий. Жизнь в «Мастерской» началась для меня с «Безумной из Шайо». Старшие коллеги по всем вопросам и мелочам по-матерински помогали мне. Замечательный спектакль, надеюсь, его восстановят. С него начался новый этап обучения в театре.
В институте был заложен фундамент, под присмотром мастеров-педагогов Евгения Каменьковича, Сергея Женовача, Ольги Фирсовой, Сусанны Серовой.
Продолжилось обучение «Египетскими ночами». Потом пошли вводы в «Месяц в деревне», «Одну абсолютно счастливую деревню», в «Войну и мир»┘ Потом пошли большие и сложные роли в «Гедде Габлер», во второй редакции «Дома, где разбиваются сердца», в «Бесприданнице»┘
Успела даже «сбегать на сторону» с благословения Петра Наумовича. Полтора года играла Шарлотту в «Вишневом саде» Някрошюса.
Молодые говорят, что не хотят работать в репертуарных театрах. Им это неинтересно. Вам понятна такая позиция?
Я понимаю, откуда это исходит. От возможности денежной работы, сериалов. Репертуарный же театр это добровольное крепостное право. Но в театре нет дутых авторитетов и дешевой славы.
Ваша Безумная из Пасси разговаривает с чучелом любимой собачки. А какие у вас отношения с воспоминаниями?
Я живу, учась на своих ошибках, и опыт собственных ошибок анализирую и стараюсь хранить и использовать. А воспоминания собственность прошлого. Вот пусть они там и живут в мире и покое, не отвлекая нас от настоящего. Жизнь так быстротечна┘
Кажется, что эпохе Фоменко в вашей жизни предшествовала другая долгая жизнь. Что ее наполняло?
Ох, что только ее не наполняло. Были браки, разводы, работы, языки, путешествия, много всего было. На прежней работе это была американская клиника занималась рекламным маркетингом, продавала иллюзии. Познакомилась там с прекрасными людьми, с некоторыми из которых до сих пор общаюсь. Служба в театре это совсем другое. Это образ жизни.
(В гримерку прокрадывается Полина Агуреева. На ней такие тихие балетные тапочки, что бесшумную Полину почти не видно. Полина быстро хватает текст с гримировочного столика и исчезает. Е. В. )
Поменять язык лучший способ поменять мышление. Вы поменяли мышление, придя в театр? Ведь вот вы работали в маркетинге, говорили и мыслили «принтами», «роликами», «проектами», а теперь говорите «ма тант», «амур», «кель шарман». Как вы оказались в театре?
Пути Господни неисповедимы. У меня в тот момент трагически погиб отец, а он всю жизнь мечтал, чтобы его дочери стали актрисами. Старшая сестра уже точно была не готова идти в театральный, и вот я себя нашла перед объявлением «Мас╛терская Петра Фоменко» объявляет набор".
Когда вывешивали списки поступивших, с папиной гибели минуло сорок дней. Так что можно сказать, я в своей актерской судьбе ведома. Это какие-то метафизические дела, промыслы Божьи.
Вы подглядываете за собой в реальной жизни?
Хочется от этого избавиться. Бывает, что какой-то трагический момент в жизни, а ты опять подумал: «Ах, вот оно как бывает, надо запомнить». Запоминаешь используешь, но умение забывать тоже необходимо.
Можно написать: «фоменки» снимаются в сериалах? Хороших сериалах. «9 месяцев», например. Вы там играли гинеколога, а Карэн Бадалов неудачника, влюбленного в одну из беременных.
Конечно. Там такая команда собралась! Алексей Серебряков, Адабашьян, Русланова, Талызина, Розанова, Сергей Гармаш. Из наших там еще снималась Мадлен Джабраилова. И многие другие прекрасные артисты. Режиссеру на момент съемок было 23 года. Со всеми знаменитостями он очень корректно и результативно работал, к каждой нашел подход.
И мой первый сериал, «Закон», был очень хороший, это был дебют Александра Велединского, который после этого снял «Живой», «Русское», «Гадкие лебеди». Хочется назвать эти работы не сериалами, а многосерийными художественными фильмами.
Вы же учились вместе с Карбаускисом? То есть могли стать и режиссером?
Система обучения на актерско-режиссерском курсе так построена, что режиссеров обязывают играть в этюдах, а актерам дают возможность ставить а дальше как Бог даст. Вырывающихся наружу режиссерских талантов я в себе не заметила пока, но могу сказать, что в экстренной ситуации, если Родина прикажет, я смогу поставить спектакль.
У нас в театре возьмите любого актера, он что угодно разберет и поставит. Но тогда что же делать режиссерам? Пусть лучше каждый занимается своим делом талантливо.
Чему вас научили годы в театре?
Видеть. Слышать. Отда╜вать. Терпеть. Прощать. Анализировать. Преодолевать.
В какой роли вы сами себе удивились?
В каждой роли удивление и радость приходят, когда роль и спектакль начинают дышать и жить. Когда режиссерский замысел уводит туда, где ты и не чаял оказаться.
А вообще в процессе работы над каждой ролью раскрываешь в себе много разного. Иногда нелицеприятного. Есть возможность отслеживать изменения в работе души в течение жизни, возможность что-то изменить.
Ваша Харита Игнатьевна сидит такая сухая, прямая, спокойно курит, догадываясь, что происходит за Волгой между Ларисой и Паратовым.
Она торгует дочерьми и словно не видит певческого таланта в Ларисе. Словно сознательно помогает таланту погибнуть. Ларисин талант ее слабость?
Не певческий талант главное в Ларисе, главное талант любить. Моя Харита мамаша Кураж. Хотела как лучше, а получилось┘ то, что получилось. Возможно, если бы Лариса выжила, то с годами стала бы очень похожа на мать.
Поэтому моя Харита трагический персонаж, а не мелодраматический. Ларису, дочь, спасает то, что у нее реакция на человеческую пошлость, несовместимая с жизнью. Она человек без кожи. Для нее смерть спасение.
Что вас радовало этой зимой?
Солнышко! Сразу все хорошо. В Москве тяжело из-за серости. Люблю рождественские праздники люди уезжают, мы работаем, и опустевший несуетливый город становится похож на Москву моего детства. Опять же «Бесприданницу» мы выпустили. Вот у нас новый дом, такой прекрасный, новые гримерки. Сцена учится дышать, буфет работает, тренажерный зал, цеха, все хорошо.
Окна в гримерку Курдюбовой и Агуреевой (Хариты Игнатьевны и Ларисы Огудаловой) задернуты плотной гардиной. «Чтобы водители по Третьему кольцу спокойно ехали по делам, серьезно говорит Наташа. А в морозную зиму мы запросто гуляем по замерзшей Москва-реке как раз посередине между Сити“ и театром. Красота!».
На фото актеры вашего театра всегда в цветах, травах и хвое, в нежных одеждах, с улыбкой на устах. Насколько миф об особенной, прекрасной жизни театра Фоменко реален? Почему воздух, которым вы дышите на Третьем кольце, чище воздуха стоящих в пробке там же?
За воздухопроизводство в театре отвечает Петр Наумович, так что за экологию можно быть спокойным.
Вы в штате театра с 2001 года. Но по-хорошему вас помнят с «Гедды Габлер» Карбаускиса.
Ну да, заядлые театралы запомнили еще в студенческой «Гедде», которая шла в 39-й аудитории ГИТИСа. Там играл сам Карбаускис после этого на сцену он не выходил, Ирина Пегова играла служанку, и спектакль был замечательный, наивный и дерзкий. Жизнь в «Мастерской» началась для меня с «Безумной из Шайо». Старшие коллеги по всем вопросам и мелочам по-матерински помогали мне. Замечательный спектакль, надеюсь, его восстановят. С него начался новый этап обучения в театре.
В институте был заложен фундамент, под присмотром мастеров-педагогов Евгения Каменьковича, Сергея Женовача, Ольги Фирсовой, Сусанны Серовой.
Продолжилось обучение «Египетскими ночами». Потом пошли вводы в «Месяц в деревне», «Одну абсолютно счастливую деревню», в «Войну и мир»┘ Потом пошли большие и сложные роли в «Гедде Габлер», во второй редакции «Дома, где разбиваются сердца», в «Бесприданнице»┘
Успела даже «сбегать на сторону» с благословения Петра Наумовича. Полтора года играла Шарлотту в «Вишневом саде» Някрошюса.
Молодые говорят, что не хотят работать в репертуарных театрах. Им это неинтересно. Вам понятна такая позиция?
Я понимаю, откуда это исходит. От возможности денежной работы, сериалов. Репертуарный же театр это добровольное крепостное право. Но в театре нет дутых авторитетов и дешевой славы.
Ваша Безумная из Пасси разговаривает с чучелом любимой собачки. А какие у вас отношения с воспоминаниями?
Я живу, учась на своих ошибках, и опыт собственных ошибок анализирую и стараюсь хранить и использовать. А воспоминания собственность прошлого. Вот пусть они там и живут в мире и покое, не отвлекая нас от настоящего. Жизнь так быстротечна┘
Кажется, что эпохе Фоменко в вашей жизни предшествовала другая долгая жизнь. Что ее наполняло?
Ох, что только ее не наполняло. Были браки, разводы, работы, языки, путешествия, много всего было. На прежней работе это была американская клиника занималась рекламным маркетингом, продавала иллюзии. Познакомилась там с прекрасными людьми, с некоторыми из которых до сих пор общаюсь. Служба в театре это совсем другое. Это образ жизни.
(В гримерку прокрадывается Полина Агуреева. На ней такие тихие балетные тапочки, что бесшумную Полину почти не видно. Полина быстро хватает текст с гримировочного столика и исчезает. Е. В. )
Поменять язык лучший способ поменять мышление. Вы поменяли мышление, придя в театр? Ведь вот вы работали в маркетинге, говорили и мыслили «принтами», «роликами», «проектами», а теперь говорите «ма тант», «амур», «кель шарман». Как вы оказались в театре?
Пути Господни неисповедимы. У меня в тот момент трагически погиб отец, а он всю жизнь мечтал, чтобы его дочери стали актрисами. Старшая сестра уже точно была не готова идти в театральный, и вот я себя нашла перед объявлением «Мас╛терская Петра Фоменко» объявляет набор".
Когда вывешивали списки поступивших, с папиной гибели минуло сорок дней. Так что можно сказать, я в своей актерской судьбе ведома. Это какие-то метафизические дела, промыслы Божьи.
Вы подглядываете за собой в реальной жизни?
Хочется от этого избавиться. Бывает, что какой-то трагический момент в жизни, а ты опять подумал: «Ах, вот оно как бывает, надо запомнить». Запоминаешь используешь, но умение забывать тоже необходимо.
Можно написать: «фоменки» снимаются в сериалах? Хороших сериалах. «9 месяцев», например. Вы там играли гинеколога, а Карэн Бадалов неудачника, влюбленного в одну из беременных.
Конечно. Там такая команда собралась! Алексей Серебряков, Адабашьян, Русланова, Талызина, Розанова, Сергей Гармаш. Из наших там еще снималась Мадлен Джабраилова. И многие другие прекрасные артисты. Режиссеру на момент съемок было 23 года. Со всеми знаменитостями он очень корректно и результативно работал, к каждой нашел подход.
И мой первый сериал, «Закон», был очень хороший, это был дебют Александра Велединского, который после этого снял «Живой», «Русское», «Гадкие лебеди». Хочется назвать эти работы не сериалами, а многосерийными художественными фильмами.
Вы же учились вместе с Карбаускисом? То есть могли стать и режиссером?
Система обучения на актерско-режиссерском курсе так построена, что режиссеров обязывают играть в этюдах, а актерам дают возможность ставить а дальше как Бог даст. Вырывающихся наружу режиссерских талантов я в себе не заметила пока, но могу сказать, что в экстренной ситуации, если Родина прикажет, я смогу поставить спектакль.
У нас в театре возьмите любого актера, он что угодно разберет и поставит. Но тогда что же делать режиссерам? Пусть лучше каждый занимается своим делом талантливо.
Чему вас научили годы в театре?
Видеть. Слышать. Отда╜вать. Терпеть. Прощать. Анализировать. Преодолевать.
В какой роли вы сами себе удивились?
В каждой роли удивление и радость приходят, когда роль и спектакль начинают дышать и жить. Когда режиссерский замысел уводит туда, где ты и не чаял оказаться.
А вообще в процессе работы над каждой ролью раскрываешь в себе много разного. Иногда нелицеприятного. Есть возможность отслеживать изменения в работе души в течение жизни, возможность что-то изменить.
Ваша Харита Игнатьевна сидит такая сухая, прямая, спокойно курит, догадываясь, что происходит за Волгой между Ларисой и Паратовым.
Она торгует дочерьми и словно не видит певческого таланта в Ларисе. Словно сознательно помогает таланту погибнуть. Ларисин талант ее слабость?
Не певческий талант главное в Ларисе, главное талант любить. Моя Харита мамаша Кураж. Хотела как лучше, а получилось┘ то, что получилось. Возможно, если бы Лариса выжила, то с годами стала бы очень похожа на мать.
Поэтому моя Харита трагический персонаж, а не мелодраматический. Ларису, дочь, спасает то, что у нее реакция на человеческую пошлость, несовместимая с жизнью. Она человек без кожи. Для нее смерть спасение.
Что вас радовало этой зимой?
Солнышко! Сразу все хорошо. В Москве тяжело из-за серости. Люблю рождественские праздники люди уезжают, мы работаем, и опустевший несуетливый город становится похож на Москву моего детства. Опять же «Бесприданницу» мы выпустили. Вот у нас новый дом, такой прекрасный, новые гримерки. Сцена учится дышать, буфет работает, тренажерный зал, цеха, все хорошо.
Окна в гримерку Курдюбовой и Агуреевой (Хариты Игнатьевны и Ларисы Огудаловой) задернуты плотной гардиной. «Чтобы водители по Третьему кольцу спокойно ехали по делам, серьезно говорит Наташа. А в морозную зиму мы запросто гуляем по замерзшей Москва-реке как раз посередине между Сити“ и театром. Красота!».
Екатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002