«После занавеса»: в зале ожидания
В Мастерской Фоменко показали очередной «чеховский» спектакль, в котором, расстояние от комедии до драмы измеряется одним антрактом.
«Фоменки» умудрились поставить Чехова и его ирландского коллегу, живущего в другом веке (Брайана Фрила) таким чудесным образом, что все скрытые смыслы, если даже он и были, куда-то испарились. Зрителю показали настоящую классику. Без недосказанностей и миллионов подсмыслов, которых так отчаянно ищут современные режиссеры. Здесь все просто и так же гениально. В первом действии актеры под присмотром режиссера Евгения Каменьковича разыграли премилый чеховский водевильчик под название «Медведь». «Нестарый помещик» Григорий Степанович Смирнов (Евгений Цыганов) приехал к вдовушке «с ямочками на щеках» (Наталия Курдюбова), чтобы она погасила долг покойного супруга. В итоге денег у вдовушки не оказалась и она велела приходить завтра. Только вот никто никуда не уехал, герои принялись самым трогательным образом браниться и выяснять, кто в доме хозяин. Да так у них это лихо получалось, что зал то и дело одобрительно хмыкал, а чаще громко посмеивался. В результате словесной дуэли герои собрались стреляться, а еще через минуту жениться. Традиционный поцелуй в финале продолжился веселыми сценками из серии «остановись, мгновение!». Вот «свадебное фото», а здесь с одним ребенком, потом со вторым.
Легкий текст идеальным образом «вписался» в сценическую обстановку. Вдова и ее гость решали свои проблемы в каком-то подобии сарая или мастерской. Кстати, Каменькович придумал героине Чехова профессию. По его версии «вдовушка с ямочками» была не иначе как скульпторша. На протяжении всей постановки, она лепит из глины покойного супруга. Уморительно «ищет» для него губы, «распробывает» форму и дину его носа В общем, придумывает себе идеал и лепит собственные эмоции.
Единственное, к чему привыкаешь не сразу это костюмы. «Фоменки» только в них, пожалуй, изменили Чехову. Герои разряжены в эффектные лохмотья (вдова, ее слуга), либо в мешковатые костюмы (заезжий помещик). Кроме того, они взъерошены, непричесаны и как-то совсем неопрятны. Впрочем, так даже лучше. Ирония ведь тоже бывает от кутюр.
Второй акт разительно отличается от «петрушки», которую «фоменки» показывают в «Медведе». Перед нами драма, названная автором «игрой воображения». Оригинальное произведении Брайана Фрила делает возможным встречу двух героев. Соня Серебрякова («Дядя Ваня») и Андрей Прозоров («Три сестры») встречаются, спустя 20 лет после событий чеховских пьес, в привокзальном буфете. 20-е годы, НЭП, до неузнаваемости изменившаяся столица . Все происходит среди убедительных декораций, освещенные дальним светом поезда грязные окна вокзала, вода, стекающая с крыши прямо на пол буфета, грязные столики, нищенская еда
Затравленные эпохой и собственной судьбой «два одиночества» пересказывают свои несложившиеся жизни и проникаются теплыми чувствами друг к другу. Однако опять и снова упускают шанс на счастье.
Прозоров в валенках и со скрипкой уверяет Соню и себя, что играет в оркестре и не далее, как сейчас, должен идти репетировать «Богему» На другой день выясняется, что Прозоров живет в Таганроге (где же еще?), а в Москве на заработках. Он играет на улицах, чтобы иметь возможность навещать в тюрьме Бобика и отсылать хоть какие-то копейки Софочке, которая зачем-то живет в Казахстане. Сестра Маша застрелилась, остальные так и живут, мечтая о Москве. Соня тоже «хороша». Она в Москве должна пойти в банк, затем в Наркомзем и никак не может понять, зачем ей на ее участке земли сажать лес, а не пшеницу? Она все так же влюблена в пьющего Астрова, а он, в свою очередь, после смерти профессора Серебрякова, предпочитает разъезжающую по парижам Елену.
Гениальная игра Полины Кутеповой и Никиты Зверева делает очевидными чеховские интонации и мотивы. По-прежнему люди упускают шансы (и первые, и последние), все так же бездарно тратят жизнь, напрасно мечтают и совсем не умеют совершать поступков. А еще во всех них и 20-летних, и 40-летних живет дурацкая призрачная надежда, что потом, когда-нибудь в далеком завтра будет лучше. А сейчас можно и потерпеть, переждать.
Новая работа, судя по всему, в репертуаре театра задержится надолго.
Здесь зрителю есть где посмеяться, поплакать, и поразмышлять на досуге о вечных проблемах и взаимоотношении полов И лишний раз напомнить себе жизнь, решена она в комическом или драматическом ключе, не должна быть залом ожидания.
Легкий текст идеальным образом «вписался» в сценическую обстановку. Вдова и ее гость решали свои проблемы в каком-то подобии сарая или мастерской. Кстати, Каменькович придумал героине Чехова профессию. По его версии «вдовушка с ямочками» была не иначе как скульпторша. На протяжении всей постановки, она лепит из глины покойного супруга. Уморительно «ищет» для него губы, «распробывает» форму и дину его носа В общем, придумывает себе идеал и лепит собственные эмоции.
Единственное, к чему привыкаешь не сразу это костюмы. «Фоменки» только в них, пожалуй, изменили Чехову. Герои разряжены в эффектные лохмотья (вдова, ее слуга), либо в мешковатые костюмы (заезжий помещик). Кроме того, они взъерошены, непричесаны и как-то совсем неопрятны. Впрочем, так даже лучше. Ирония ведь тоже бывает от кутюр.
Второй акт разительно отличается от «петрушки», которую «фоменки» показывают в «Медведе». Перед нами драма, названная автором «игрой воображения». Оригинальное произведении Брайана Фрила делает возможным встречу двух героев. Соня Серебрякова («Дядя Ваня») и Андрей Прозоров («Три сестры») встречаются, спустя 20 лет после событий чеховских пьес, в привокзальном буфете. 20-е годы, НЭП, до неузнаваемости изменившаяся столица . Все происходит среди убедительных декораций, освещенные дальним светом поезда грязные окна вокзала, вода, стекающая с крыши прямо на пол буфета, грязные столики, нищенская еда
Затравленные эпохой и собственной судьбой «два одиночества» пересказывают свои несложившиеся жизни и проникаются теплыми чувствами друг к другу. Однако опять и снова упускают шанс на счастье.
Прозоров в валенках и со скрипкой уверяет Соню и себя, что играет в оркестре и не далее, как сейчас, должен идти репетировать «Богему» На другой день выясняется, что Прозоров живет в Таганроге (где же еще?), а в Москве на заработках. Он играет на улицах, чтобы иметь возможность навещать в тюрьме Бобика и отсылать хоть какие-то копейки Софочке, которая зачем-то живет в Казахстане. Сестра Маша застрелилась, остальные так и живут, мечтая о Москве. Соня тоже «хороша». Она в Москве должна пойти в банк, затем в Наркомзем и никак не может понять, зачем ей на ее участке земли сажать лес, а не пшеницу? Она все так же влюблена в пьющего Астрова, а он, в свою очередь, после смерти профессора Серебрякова, предпочитает разъезжающую по парижам Елену.
Гениальная игра Полины Кутеповой и Никиты Зверева делает очевидными чеховские интонации и мотивы. По-прежнему люди упускают шансы (и первые, и последние), все так же бездарно тратят жизнь, напрасно мечтают и совсем не умеют совершать поступков. А еще во всех них и 20-летних, и 40-летних живет дурацкая призрачная надежда, что потом, когда-нибудь в далеком завтра будет лучше. А сейчас можно и потерпеть, переждать.
Новая работа, судя по всему, в репертуаре театра задержится надолго.
Здесь зрителю есть где посмеяться, поплакать, и поразмышлять на досуге о вечных проблемах и взаимоотношении полов И лишний раз напомнить себе жизнь, решена она в комическом или драматическом ключе, не должна быть залом ожидания.
Наталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002