До свиданья, Чехов!
Премьера в «Мастерской Петра Фоменко» по пьесе «После занавеса» помогла понять, почему современному театру редко удаются спектакли в жанре after Chekhov
Режиссер Евгений Каменькович, автор театральных версий «Улисса» и «Венерина волоса», поставил пьесу известного ирландского драматурга, переводчика Чехова и Тургенева, Брайана Фрила «После занавеса». В пьесе два действующих лица: Соня из «Дяди Вани» встречается с Андреем Прозоровым из «Трех сестер» в советском привокзальном буфете начала 20-х годов.
Завязка интригует, хотя за сто лет кому только в голову не приходило написать «сиквел» чеховских пьес и творцам артхауса, и авторам сериалов, и Акунину, c его «Чайкой», и Людмиле Улицкой, с ее «Русским вареньем». Попытки, как правило, оказывались не очень удачными, потому что их авторы разрушали главный принцип Чехова проговаривали и прописывали то, что он специально оставлял в подтексте.
И вот Евгений Каменькович ставит одноактовку «После занавеса», соединив ее с чеховским водевилем «Медведь». Перед началом спектакля слуга просцениума зажигает у рампы свечи как в старинном театре. Но театр за занавесом оказывается не старинным, а скорее устаревшим. Чеховская помещица Попова «вдовушка с ямочками на щечках» в исполнении Наталии Курдюбовой предстает скульптором-монументалистом и одновременно встрепанной ведьмой в лоскутном одеянии. Она картинно закидывает голову и вздымает руку с глиняным слепком. Скрытый за увешанными тряпьем стропилами колосс с маленькой головкой и гигантским торсом плод ее тоски по покойному мужу. Судя по всему, покойник должен восседать на своем любимом коне Тоби, над изваянием которого трудится вдова, то и дело норовящая оседлать гигантскую глиняную голову. В этой позе ее застает занудный, скулящий на одной ноте кредитор помещик Смирнов. Евгений Цыганов сначала играет вариацию на тему своего Карандышева из «Бесприданницы», но в ходе объяснений расправляет плечи и разудало срывает ветхие покровы и со статуи, и с вдовьего ханжества. Попова хорошеет на глазах, представая в последних сценах эдакой мадам Помпадур. Колоссу же достается роль Командора, на мгновение он даже как будто оживает в противоположность двум отличным артистам, предпочитающим живой игре наигрыш.
Этот пролог зритель вправе счесть за шутку: вот, мол, чеховский водевиль, сделанный в традициях «актер актерычей», которых любил высмеивать автор «Медведя», а вот истинная чеховская мелодия, подхваченная Брайаном Фрилом. Но в том-то и дело, что вторая часть спектакля поставлена так же поверхностно, как и первая.
Придуманная художниками Владимиром Максимовым, Валентиной Останькович и Филиппом Виноградовым выгородка напоминает большие окна, за которыми угадываются очертания Белорусского вокзала. Дюжая буфетчица герои именуют ее Медузой Горгоной моет пол и задергивает занавески. И тогда окна превращаются в экран, на который проецируются кадры хроники краткий курс истории страны, в которой живут теперь Соня Серебрякова (Полина Кутепова) и Андрей Прозоров (Никита Зверев). Встретившись и испытав взаимную симпатию, они хорохорятся и всласть обманывают друг друга: Андрей вроде бы служит скрипачом в оркестре Большого и гордится талантами своих детей. Соня приводит в порядок имение, в чем ей помогает давний друг Михаил Львович Астров. К финалу выясняется, что жизнь давно идет кувырком: сын Андрея сидит в тюрьме за воровство, а сам он, приезжая на свидание из Таганрога (там Фрил поселил семью Прозоровых), зарабатывает милостыню игрой на скрипке. Остатки имения у Сони вот-вот отберут, доктор Астров давно женат на Елене, но она живет за границей. Доктор окончательно спился и, очевидно, стал-таки Сониным возлюбленным. В финале изрядно выпившая Соня уходит прочь, попросив Андрея никогда ей не писать.
Лишь наметив контуры образов, драматург предоставляет «прорисовку» персонажей актерам, но те подменяют ее яркими внешними деталями: на Соне-Кутеповой лохматый, почти клоунский парик и нарочито небрежная хламида; Андрей, напротив, затянут в костюм и крахмальную сорочку. Деревянный от застенчивости, он ест суп стоя, не решаясь поставить тарелку на Сонин стол. Образ буфетчицы (очевидно, олицетворяющий ту самую кухарка, которая должна была управлять Советским государством) актер Дмитрий Захаров заимствует у Фаины Раневской во всяком случае, когда огромная баба, жуя окурок, усаживается бренчать на пианино, сомнений в этом не остается.
Маша Прозорова застрелилась, а две ее сестры всю жизнь нянчили в Таганроге племянников, так ни разу и не доехав до Москвы… Слушаешь это и диву даешься: куда ушло то божественное волнение, которое мы испытывали всякий раз, размышляя о судьбах чеховских героев?
Применительно к Евгению Каменьковичу дело, наверное, вот в чем: когда он пускался в игры с бенефисной традицией в «Улиссе» Джойса или в «Венерином волосе» Михаила Шишкина (спектакль «Самое важное»), нарочито нетеатральной литературе это шло на пользу она словно бы обретала ощутимую театральную плоть. Но когда та же бенефисность накладывается на чеховский водевиль или на лишенную действия одноактовку Фрила, выходит пошловато и банально.
Если же оторваться от спектакля и взглянуть окрест, тогда фраза Сони из «После занавеса» «Дядя Ваня умер 19 лет назад» может стать эпиграфом к десяткам (если не сотням) сегодняшних спектаклей. Похоже, дядя Ваня умер не только для Сони Серебряковой, но и для всех нас актеров, режиссеров, зрителей. Чеховскую интонацию постановщики вроде бы слышат, но ничего своего под чеховский текст не подкладывают. А ведь именно пронзительной связью с современностью были сильны самые великие чеховские спектакли, начиная с мхатовской «Чайки» 1898-го и кончая спектаклями Анатолия Эфроса. Недаром в 60-е в его «Трех сестрах» властям мерещилось диссидентство, а «Вишневый сад» в 80-х стал плачем актеров «Таганки» не по саду, а по лишенному гражданства Юрию Любимову. И даже те зрители, которые не догадывались об этом, все равно сидели в зале, вжавшись в кресла, как на взлете самолета.
В излишнем пиетете, а на деле охлаждении и отстраненности от Чехова причина полуудачи и недавнего Чеховского фестиваля, посвященного юбилею классика, послесловием к которому стали «Записные книжки» Сергея Женовача и «После занавеса» Евгения Каменьковича.
Кстати, неслучайно вершинами этого фестиваля оказались постановки, авторы которых позволили себе максимально уйти от первоисточника. Спектакль «Шерри-бренди» Жозефа Наджа повествовал о судьбе Мандельштама и был связан с Чеховым только тем, что, по словам хореографа, он представлял, как мог бы сыграть судьбу этого поэта герой чеховской «Лебединой песни» актер Светловидов. А в драматическом «Вишневом саде» знаменитого хореографа Матса Эка самым сильным оказались пластические вставки безмолвный диалог Ани с Петей и странные движения Анны Лагуны в роли Шарлотты, танец которой говорил об уходящем мире чеховских персонажей куда больше, чем все монологи персонажей.
Вывод напрашивается сам собой: чтобы вновь обрести Чехова, надо как можно дальше уйти от него.
Завязка интригует, хотя за сто лет кому только в голову не приходило написать «сиквел» чеховских пьес и творцам артхауса, и авторам сериалов, и Акунину, c его «Чайкой», и Людмиле Улицкой, с ее «Русским вареньем». Попытки, как правило, оказывались не очень удачными, потому что их авторы разрушали главный принцип Чехова проговаривали и прописывали то, что он специально оставлял в подтексте.
И вот Евгений Каменькович ставит одноактовку «После занавеса», соединив ее с чеховским водевилем «Медведь». Перед началом спектакля слуга просцениума зажигает у рампы свечи как в старинном театре. Но театр за занавесом оказывается не старинным, а скорее устаревшим. Чеховская помещица Попова «вдовушка с ямочками на щечках» в исполнении Наталии Курдюбовой предстает скульптором-монументалистом и одновременно встрепанной ведьмой в лоскутном одеянии. Она картинно закидывает голову и вздымает руку с глиняным слепком. Скрытый за увешанными тряпьем стропилами колосс с маленькой головкой и гигантским торсом плод ее тоски по покойному мужу. Судя по всему, покойник должен восседать на своем любимом коне Тоби, над изваянием которого трудится вдова, то и дело норовящая оседлать гигантскую глиняную голову. В этой позе ее застает занудный, скулящий на одной ноте кредитор помещик Смирнов. Евгений Цыганов сначала играет вариацию на тему своего Карандышева из «Бесприданницы», но в ходе объяснений расправляет плечи и разудало срывает ветхие покровы и со статуи, и с вдовьего ханжества. Попова хорошеет на глазах, представая в последних сценах эдакой мадам Помпадур. Колоссу же достается роль Командора, на мгновение он даже как будто оживает в противоположность двум отличным артистам, предпочитающим живой игре наигрыш.
Этот пролог зритель вправе счесть за шутку: вот, мол, чеховский водевиль, сделанный в традициях «актер актерычей», которых любил высмеивать автор «Медведя», а вот истинная чеховская мелодия, подхваченная Брайаном Фрилом. Но в том-то и дело, что вторая часть спектакля поставлена так же поверхностно, как и первая.
Придуманная художниками Владимиром Максимовым, Валентиной Останькович и Филиппом Виноградовым выгородка напоминает большие окна, за которыми угадываются очертания Белорусского вокзала. Дюжая буфетчица герои именуют ее Медузой Горгоной моет пол и задергивает занавески. И тогда окна превращаются в экран, на который проецируются кадры хроники краткий курс истории страны, в которой живут теперь Соня Серебрякова (Полина Кутепова) и Андрей Прозоров (Никита Зверев). Встретившись и испытав взаимную симпатию, они хорохорятся и всласть обманывают друг друга: Андрей вроде бы служит скрипачом в оркестре Большого и гордится талантами своих детей. Соня приводит в порядок имение, в чем ей помогает давний друг Михаил Львович Астров. К финалу выясняется, что жизнь давно идет кувырком: сын Андрея сидит в тюрьме за воровство, а сам он, приезжая на свидание из Таганрога (там Фрил поселил семью Прозоровых), зарабатывает милостыню игрой на скрипке. Остатки имения у Сони вот-вот отберут, доктор Астров давно женат на Елене, но она живет за границей. Доктор окончательно спился и, очевидно, стал-таки Сониным возлюбленным. В финале изрядно выпившая Соня уходит прочь, попросив Андрея никогда ей не писать.
Лишь наметив контуры образов, драматург предоставляет «прорисовку» персонажей актерам, но те подменяют ее яркими внешними деталями: на Соне-Кутеповой лохматый, почти клоунский парик и нарочито небрежная хламида; Андрей, напротив, затянут в костюм и крахмальную сорочку. Деревянный от застенчивости, он ест суп стоя, не решаясь поставить тарелку на Сонин стол. Образ буфетчицы (очевидно, олицетворяющий ту самую кухарка, которая должна была управлять Советским государством) актер Дмитрий Захаров заимствует у Фаины Раневской во всяком случае, когда огромная баба, жуя окурок, усаживается бренчать на пианино, сомнений в этом не остается.
Маша Прозорова застрелилась, а две ее сестры всю жизнь нянчили в Таганроге племянников, так ни разу и не доехав до Москвы… Слушаешь это и диву даешься: куда ушло то божественное волнение, которое мы испытывали всякий раз, размышляя о судьбах чеховских героев?
Применительно к Евгению Каменьковичу дело, наверное, вот в чем: когда он пускался в игры с бенефисной традицией в «Улиссе» Джойса или в «Венерином волосе» Михаила Шишкина (спектакль «Самое важное»), нарочито нетеатральной литературе это шло на пользу она словно бы обретала ощутимую театральную плоть. Но когда та же бенефисность накладывается на чеховский водевиль или на лишенную действия одноактовку Фрила, выходит пошловато и банально.
Если же оторваться от спектакля и взглянуть окрест, тогда фраза Сони из «После занавеса» «Дядя Ваня умер 19 лет назад» может стать эпиграфом к десяткам (если не сотням) сегодняшних спектаклей. Похоже, дядя Ваня умер не только для Сони Серебряковой, но и для всех нас актеров, режиссеров, зрителей. Чеховскую интонацию постановщики вроде бы слышат, но ничего своего под чеховский текст не подкладывают. А ведь именно пронзительной связью с современностью были сильны самые великие чеховские спектакли, начиная с мхатовской «Чайки» 1898-го и кончая спектаклями Анатолия Эфроса. Недаром в 60-е в его «Трех сестрах» властям мерещилось диссидентство, а «Вишневый сад» в 80-х стал плачем актеров «Таганки» не по саду, а по лишенному гражданства Юрию Любимову. И даже те зрители, которые не догадывались об этом, все равно сидели в зале, вжавшись в кресла, как на взлете самолета.
В излишнем пиетете, а на деле охлаждении и отстраненности от Чехова причина полуудачи и недавнего Чеховского фестиваля, посвященного юбилею классика, послесловием к которому стали «Записные книжки» Сергея Женовача и «После занавеса» Евгения Каменьковича.
Кстати, неслучайно вершинами этого фестиваля оказались постановки, авторы которых позволили себе максимально уйти от первоисточника. Спектакль «Шерри-бренди» Жозефа Наджа повествовал о судьбе Мандельштама и был связан с Чеховым только тем, что, по словам хореографа, он представлял, как мог бы сыграть судьбу этого поэта герой чеховской «Лебединой песни» актер Светловидов. А в драматическом «Вишневом саде» знаменитого хореографа Матса Эка самым сильным оказались пластические вставки безмолвный диалог Ани с Петей и странные движения Анны Лагуны в роли Шарлотты, танец которой говорил об уходящем мире чеховских персонажей куда больше, чем все монологи персонажей.
Вывод напрашивается сам собой: чтобы вновь обрести Чехова, надо как можно дальше уйти от него.
Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002