«После занавеса»: дождаться неба в алмазах
Недавно мы писали о премьере Табакерки «Три сестры», отмечали и тот факт, что пьесы из знаменитой чеховской золотой тройки обязательно идут (хоть одна, хоть все три сразу, как в Театре имени Моссовета) на каждой российской сцене. А хотите знать, как встретились чеховская Соня из «Дяди Вани» и Андрей Прозоров – брат «Трех сестер»? Тогда вам в Мастерскую Фоменко.
Постановка Евгения Каменьковича – это два одноактных спектакля, чеховский водевиль «Медведь» и одноименная с общим названием пьеса ирландца Брайана Фрила, сочинившего этакий сиквел встречу постаревших лет на двадцать (а то и больше) Сони Серебряковой и Андрея Прозорова.
Объединенные, стало быть, Чеховым, акты отличаются звучанием – как мажор и минор.
В «Медведе» к молодой вдовушке приезжает взыскать должок сосед-помещик, денег не получает, вызывает вздорную вдову на дуэль, она тащит пистолеты, бедолага учит ее стрелять и влюбляется. Сюжет хрестоматийный. Все веселье – в игре. Всклокоченная мадам Попова (Наталья Курдюбова), овдовев, весь свой темперамент теперь сублимирует в скульптуре – изваяла шикарный торс покойного мужа а-ля статуя Командора, и общается с недоделанной головой своего грешного «Николя» отдельно: крутит ему буратинный нос, ковыряет резцом в глазу и засаживает его же в макушку. Евгений Цыганов из нелепого и занудного мужичка в панамке превращается прямо в напористого «куртизана» срывает одежду, заглядывает в декольте. Водевиль, одним словом.
Ну а после антракта мы попадаем прямиком в советский привокзальный буфет, где коротают время Соня из «Дяди Вани» и Андрей из «Трех сестер». Как они пережили революцию – непонятно, но на дворе 20-е годы, а значит им обоим по 40-50 лет. Фрил – не единственный, кто пытался и будет пытаться смоделировать будущее чеховских героев. Людмила Улицкая делала это в «Русском варенье», Акунин – в «Чайке», у Юрия Погребничко в театре «Около», помнится, постаревшие Оля, Маша и Ирина в шинелях смотрели сквозь решетку арестантского вагона. Здесь рыжая Соня в балахоне (Полина Кутепова) пьет водку, а Андрей во фраке и со скрипкой (Никита Тюнин) пытается поделиться с ней супом и куском черного хлеба. Она приехала в Наркомзем с бумагами по имению (простим автору-иностранцу фантазию насчет имения). Они рассказывают о себе и близких, и кое-что даже сносно, да вот беда – они друг другу врут, и все совсем не так. Жизнь утекла. Соня и Андрей две тени прошлого на краю мира. В этом мире теперь «управляет кухарка», и буквальное воплощение этой метафоры у Фрила – уморительная, задастая, наивно-хамская Медуза Горгона, которую актер Дмитрий Захаров прекрасно «срисовал» с Фаины Раневской. Она тут и поломойка, и офциантка и таперша, которая закусив кривую папироску, сбацает и моцартовское и кабацкое под документальные кадры, временами мелькающие на заднике.
Постановка Евгения Каменьковича – это два одноактных спектакля, чеховский водевиль «Медведь» и одноименная с общим названием пьеса ирландца Брайана Фрила, сочинившего этакий сиквел встречу постаревших лет на двадцать (а то и больше) Сони Серебряковой и Андрея Прозорова.
Объединенные, стало быть, Чеховым, акты отличаются звучанием – как мажор и минор.
В «Медведе» к молодой вдовушке приезжает взыскать должок сосед-помещик, денег не получает, вызывает вздорную вдову на дуэль, она тащит пистолеты, бедолага учит ее стрелять и влюбляется. Сюжет хрестоматийный. Все веселье – в игре. Всклокоченная мадам Попова (Наталья Курдюбова), овдовев, весь свой темперамент теперь сублимирует в скульптуре – изваяла шикарный торс покойного мужа а-ля статуя Командора, и общается с недоделанной головой своего грешного «Николя» отдельно: крутит ему буратинный нос, ковыряет резцом в глазу и засаживает его же в макушку. Евгений Цыганов из нелепого и занудного мужичка в панамке превращается прямо в напористого «куртизана» срывает одежду, заглядывает в декольте. Водевиль, одним словом.
Ну а после антракта мы попадаем прямиком в советский привокзальный буфет, где коротают время Соня из «Дяди Вани» и Андрей из «Трех сестер». Как они пережили революцию – непонятно, но на дворе 20-е годы, а значит им обоим по 40-50 лет. Фрил – не единственный, кто пытался и будет пытаться смоделировать будущее чеховских героев. Людмила Улицкая делала это в «Русском варенье», Акунин – в «Чайке», у Юрия Погребничко в театре «Около», помнится, постаревшие Оля, Маша и Ирина в шинелях смотрели сквозь решетку арестантского вагона. Здесь рыжая Соня в балахоне (Полина Кутепова) пьет водку, а Андрей во фраке и со скрипкой (Никита Тюнин) пытается поделиться с ней супом и куском черного хлеба. Она приехала в Наркомзем с бумагами по имению (простим автору-иностранцу фантазию насчет имения). Они рассказывают о себе и близких, и кое-что даже сносно, да вот беда – они друг другу врут, и все совсем не так. Жизнь утекла. Соня и Андрей две тени прошлого на краю мира. В этом мире теперь «управляет кухарка», и буквальное воплощение этой метафоры у Фрила – уморительная, задастая, наивно-хамская Медуза Горгона, которую актер Дмитрий Захаров прекрасно «срисовал» с Фаины Раневской. Она тут и поломойка, и офциантка и таперша, которая закусив кривую папироску, сбацает и моцартовское и кабацкое под документальные кадры, временами мелькающие на заднике.
Анна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002