«Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра Фоменко
Добро пожаловать в салон княгини Д. Открытый кинокадр, где каждый из персонажей вполне понятен и прост. Слова- как заученный жизнью текст. Но в одну секунду один кадр разбивается на множество закрытых, а слова, наконец, становятся живыми. Всему виной Пушкин, Брюсов и свалившийся с неба импровизатор.
Впервые спектакль «Египетские ночи» в постановке художественного руководителя театра Петра Фоменко был показан на сцене Мастерской Петра Фоменко в 2002 году. Пять лет успешного сценического существования прекратились, когда в 2007 году по ряду причин «Ночи» убрали из репертуара. Возвращение на родные подмостки состоялось 6 февраля, когда зрители увидели на Новой сцене театра восстановленный спектакль почти с тем же актерским составом, что и 16 лет назад.
Постановка представляет собой чуть размытую литературную композицию «рассказ в рассказе». Каждый из героев, несмотря на единое пространство, отгородился завесами собственного мира. Через них едва-едва проглядывают истинные чувства, которые так тщательно скрывают персонажи за строфами Пушкина и Брюсова. Но есть одно чувство, которое не скроет даже самая темная завеса. «Картонно»-светскую беседу нарушает юный Алексей Иванович. Молодой человек вспоминает о нашумевшем условии Клеопатры: она предлагала ночь с собой взамен на то, что с первыми лучами рассвета счастливец будет казнен. Он задается вопросом, можно ли найти сейчас такую женщину, которая была бы настолько поразительна и уверена в своей исключительности, что мужчины ради одной ночи любви с ней будут готовы расстаться с собственной жизнью.
Внезапно в их непорочный круг врывается неаполитанский импровизатор, который жаждет вернуть себе былое положение в обществе. Им очарован поэт Чарский. После проверки импровизатора «на вшивость» он организовывает вечер, на котором неаполитанский артист за двадцать пять рублей с каждого будет вдохновенно, картинно-красиво погружаться в порыв вдохновения и сочинять на заданную тему прямо на глазах изумленной публики. Жребий падает на тему Клеопатры и ее любовников.
И с этого момента мы наблюдаем тот спектакль отношений, который герои так тщательно пытались скрыть. То, что, наконец, объясняет нам все их рваные строфы, эмоциональные повторения и паузы, в которых каждый из героев еще глубже уходил в свой собственный мир… Мы наблюдаем историю о том, что женщина имеет над мужчиной гораздо более сильную власть, чем ей порой кажется.
Зинаида Вольская, она же Клеопатра- это глубокий и яркий образ удивительной Полины Кутеповой. За считаные секунды из черного платья вдовы «вырывается» полная страданий Клеопатра. Артистке удалось соединить в своем персонаже диаметрально противоположные черты, которые делают ее удивительно сильной перед мужчинами и ничтожно слабой перед самой собой. Она предлагает мужчинам страшные условия пари, и, в то же время, как и любая другая женщина, лишь ищет любви. Любви, которая в женских руках есть самое сильное оружие. Каждая ночь- это еще один мучительный поиск, который Кутепова мастерски осуществляет «здесь и сейчас». Лишь последняя ночь приближает героиню к тому самому чувству. Но так ли велик этот «шаг»?…
Драматизм любовных переживаний в этой постановке очень точно сочетается с тонким юмором. Петр Фоменко, соединяя смех, слезы и поэзию, добивается того, что визуально классический театр «звучит» очень злободневно и своевременно. Трансформация внутри героев плавно переходит в трансформацию сценических деталей, что позволяет зрителям видеть перед собой не отдельные сцены, а гармонично выстроенное сюжетное действо. Илья Любимов, он же эстет, он же Критон, Андрей Казаков, он же генерал в отставке, он же Флавий- все они выглядят плоскими картонными фигурками в глазах Клеопатры. Фигурки падают, сраженные «оружием», и лишь в третьей ночи мы видим, что оно может работать и в обратном направлении…
Рефрен. Персонажи сидят на тех же местах. В той же комнате. Но они теперь другие. Теперь вопрос об условии Клеопатры – это «лакмусовая бумажка», которая в момент обнажает каждого из героев. Это шкала, которая показывает, насколько сильными могут быть женщины, и насколько слабыми мужчины, держа в руках одно и то же «оружие». «А что вы думаете об условии Клеопатры?» – спрашивает у зрителей Вольская. Вопрос виснет в воздухе. Попытаетесь ответить?…
Источник: «Типичная Москва»
Впервые спектакль «Египетские ночи» в постановке художественного руководителя театра Петра Фоменко был показан на сцене Мастерской Петра Фоменко в 2002 году. Пять лет успешного сценического существования прекратились, когда в 2007 году по ряду причин «Ночи» убрали из репертуара. Возвращение на родные подмостки состоялось 6 февраля, когда зрители увидели на Новой сцене театра восстановленный спектакль почти с тем же актерским составом, что и 16 лет назад.
Постановка представляет собой чуть размытую литературную композицию «рассказ в рассказе». Каждый из героев, несмотря на единое пространство, отгородился завесами собственного мира. Через них едва-едва проглядывают истинные чувства, которые так тщательно скрывают персонажи за строфами Пушкина и Брюсова. Но есть одно чувство, которое не скроет даже самая темная завеса. «Картонно»-светскую беседу нарушает юный Алексей Иванович. Молодой человек вспоминает о нашумевшем условии Клеопатры: она предлагала ночь с собой взамен на то, что с первыми лучами рассвета счастливец будет казнен. Он задается вопросом, можно ли найти сейчас такую женщину, которая была бы настолько поразительна и уверена в своей исключительности, что мужчины ради одной ночи любви с ней будут готовы расстаться с собственной жизнью.
Внезапно в их непорочный круг врывается неаполитанский импровизатор, который жаждет вернуть себе былое положение в обществе. Им очарован поэт Чарский. После проверки импровизатора «на вшивость» он организовывает вечер, на котором неаполитанский артист за двадцать пять рублей с каждого будет вдохновенно, картинно-красиво погружаться в порыв вдохновения и сочинять на заданную тему прямо на глазах изумленной публики. Жребий падает на тему Клеопатры и ее любовников.
И с этого момента мы наблюдаем тот спектакль отношений, который герои так тщательно пытались скрыть. То, что, наконец, объясняет нам все их рваные строфы, эмоциональные повторения и паузы, в которых каждый из героев еще глубже уходил в свой собственный мир… Мы наблюдаем историю о том, что женщина имеет над мужчиной гораздо более сильную власть, чем ей порой кажется.
Зинаида Вольская, она же Клеопатра- это глубокий и яркий образ удивительной Полины Кутеповой. За считаные секунды из черного платья вдовы «вырывается» полная страданий Клеопатра. Артистке удалось соединить в своем персонаже диаметрально противоположные черты, которые делают ее удивительно сильной перед мужчинами и ничтожно слабой перед самой собой. Она предлагает мужчинам страшные условия пари, и, в то же время, как и любая другая женщина, лишь ищет любви. Любви, которая в женских руках есть самое сильное оружие. Каждая ночь- это еще один мучительный поиск, который Кутепова мастерски осуществляет «здесь и сейчас». Лишь последняя ночь приближает героиню к тому самому чувству. Но так ли велик этот «шаг»?…
Драматизм любовных переживаний в этой постановке очень точно сочетается с тонким юмором. Петр Фоменко, соединяя смех, слезы и поэзию, добивается того, что визуально классический театр «звучит» очень злободневно и своевременно. Трансформация внутри героев плавно переходит в трансформацию сценических деталей, что позволяет зрителям видеть перед собой не отдельные сцены, а гармонично выстроенное сюжетное действо. Илья Любимов, он же эстет, он же Критон, Андрей Казаков, он же генерал в отставке, он же Флавий- все они выглядят плоскими картонными фигурками в глазах Клеопатры. Фигурки падают, сраженные «оружием», и лишь в третьей ночи мы видим, что оно может работать и в обратном направлении…
Рефрен. Персонажи сидят на тех же местах. В той же комнате. Но они теперь другие. Теперь вопрос об условии Клеопатры – это «лакмусовая бумажка», которая в момент обнажает каждого из героев. Это шкала, которая показывает, насколько сильными могут быть женщины, и насколько слабыми мужчины, держа в руках одно и то же «оружие». «А что вы думаете об условии Клеопатры?» – спрашивает у зрителей Вольская. Вопрос виснет в воздухе. Попытаетесь ответить?…
Источник: «Типичная Москва»
Мария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002