В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»
Мастерская Петра Фоменко восстановила один из самых шедевральных спектаклей Петра Наумовича – «Египетские ночи». В своей постановке 2002 года он соединил два века – романтический XIX и Серебряный – начало XX, произведения двух поэтов, прозаиков, которые были во многом похожи.
Александр Пушкин и Валерий Брюсов экспериментировали с жанрами, стилями, языком, и «Египетские ночи» – один из таких смелых экспериментов, в котором стих сочетается с прозой. Между прочим, на это соединение стиха и прозы первым во всем мире отважился Пушкин в сочинении «Египетские ночи». Правда, не закончив начатое Пушкин нередко ставил многоточия (как и его незавершенная поэма «Евгений Онегин»), как и обожал многоточия Петр Фоменко. Его ученики, которые играют в реставрированном спектакле «Египетские ночи», любят повторять фразу Учителя «Не ставьте точек».
Валерий Брюсов изучал творчество Александра Сергеевича. В своем труде «Пушкин-мастер» он пришел к предположению: «В конце жизни Пушкина занимала мысль – сопоставить в большом художественном создании идеи язычества и христианства. К этой мысли он подходил в Галубе“ и в гипетских ночах“. Но чтобы полнее усвоить себе оба миросозерцания, языческое (античное) и христианское, он писал ряд подготовительных этюдов».
Петр Фоменко поставил иронический спектакль «Египетские ночи», в котором шутит, иногда с гротеском, шутит над модной в начале 19 века философией, согласно которой можно быть и язычником, и христианином, и русским, и египтянином. Пушкин, писавший «Египетские ночи» с 1824 года по 1836 годы, и сам подверг сарказму помешательство светских людей на мистике, на гаданиях, поисках перевоплощений. В «Пиковой Даме» он цитирует мистика Эммануила Сведенборга в ироническом контексте и выносит безжалостный приговор попавшему в западню чертовщины и дьявольской игры Герману. Петр Фоменко поставил спектакль в тот год, когда Россию заполнили экстрасенсы, маги и астрологи. Подобного мага он нашел в произведении Пушкина «Египетские ночи» – импровизатора из Италии синьора Пиндемонти.
Это этот импровизатор – вылитая копия графа Калиостро – из фильма Марка Захарова «Формула любви». Импровизатор проводит сеанс с гостями великосветского салона, в результате которого они попадают в Древний Египет, в царство Клеопатры, до ее встречи с Антонием. По жребию быть Клеопатрой выпадает участь мечтающей о необыкновенной любви Зинаиде Вольской. Клеопатра Полины Кутеповой, безусловно, и царица, и палач, и жертва. Полина играет на грани реальности и фантастики, трагедии и фарса. Играет виртуозно. «Египетские ночи» – филигранная, изысканная история Пушкина, которую он начал писать в ссылке в Михайловском, и продолжал, когда возвращался в родовое имение. Почему в Михайловском он думал о Клеопатре?, кто знает. Пушкин, как и герой «Египетских ночей» – поэт Чарский (актер Юрий Буторин) нередко оказывался в плену роковых женщин. У него был бурный роман с международной шпионкой и авантюристкой – сестрой жены Бальзака – Каролиной Сабонской. В течение многих лет Пушкин писал любовные письма Каролине, и получал от нее ответы. У Каролины в России тоже был литературный салон, как у героини спектакля «Египетские ночи» Княгини D (Наталия Курдюбова), и в нем и стихи читали, и о любви говорили, и спиритические сеансы проводили. И, конечно, музицировали.
В спектакле «Египетские ночи» много музыки. Наполовину он состоит из музыки. Текст Пушкина переходит в музыку, которую напевают актеры. В спектакле звучит музыка: Россини, Листа, Титова, Оранского. Петр Фоменко был большим знатоком музыки. Он сам великолепно играл на скрипке. Все его ученики играют на нескольких музыкальных инструментах, и демонстрируют это в спектакле «Египетские ночи».
Публика бурными аплодисментами благодарила артистов за этот подарок – возвращение в репертуар театра «Мастерская Петра Фоменко» спектакля «Египетские ночи».
Источник: «Вечерняя Москва»
Александр Пушкин и Валерий Брюсов экспериментировали с жанрами, стилями, языком, и «Египетские ночи» – один из таких смелых экспериментов, в котором стих сочетается с прозой. Между прочим, на это соединение стиха и прозы первым во всем мире отважился Пушкин в сочинении «Египетские ночи». Правда, не закончив начатое Пушкин нередко ставил многоточия (как и его незавершенная поэма «Евгений Онегин»), как и обожал многоточия Петр Фоменко. Его ученики, которые играют в реставрированном спектакле «Египетские ночи», любят повторять фразу Учителя «Не ставьте точек».
Валерий Брюсов изучал творчество Александра Сергеевича. В своем труде «Пушкин-мастер» он пришел к предположению: «В конце жизни Пушкина занимала мысль – сопоставить в большом художественном создании идеи язычества и христианства. К этой мысли он подходил в Галубе“ и в гипетских ночах“. Но чтобы полнее усвоить себе оба миросозерцания, языческое (античное) и христианское, он писал ряд подготовительных этюдов».
Петр Фоменко поставил иронический спектакль «Египетские ночи», в котором шутит, иногда с гротеском, шутит над модной в начале 19 века философией, согласно которой можно быть и язычником, и христианином, и русским, и египтянином. Пушкин, писавший «Египетские ночи» с 1824 года по 1836 годы, и сам подверг сарказму помешательство светских людей на мистике, на гаданиях, поисках перевоплощений. В «Пиковой Даме» он цитирует мистика Эммануила Сведенборга в ироническом контексте и выносит безжалостный приговор попавшему в западню чертовщины и дьявольской игры Герману. Петр Фоменко поставил спектакль в тот год, когда Россию заполнили экстрасенсы, маги и астрологи. Подобного мага он нашел в произведении Пушкина «Египетские ночи» – импровизатора из Италии синьора Пиндемонти.
Это этот импровизатор – вылитая копия графа Калиостро – из фильма Марка Захарова «Формула любви». Импровизатор проводит сеанс с гостями великосветского салона, в результате которого они попадают в Древний Египет, в царство Клеопатры, до ее встречи с Антонием. По жребию быть Клеопатрой выпадает участь мечтающей о необыкновенной любви Зинаиде Вольской. Клеопатра Полины Кутеповой, безусловно, и царица, и палач, и жертва. Полина играет на грани реальности и фантастики, трагедии и фарса. Играет виртуозно. «Египетские ночи» – филигранная, изысканная история Пушкина, которую он начал писать в ссылке в Михайловском, и продолжал, когда возвращался в родовое имение. Почему в Михайловском он думал о Клеопатре?, кто знает. Пушкин, как и герой «Египетских ночей» – поэт Чарский (актер Юрий Буторин) нередко оказывался в плену роковых женщин. У него был бурный роман с международной шпионкой и авантюристкой – сестрой жены Бальзака – Каролиной Сабонской. В течение многих лет Пушкин писал любовные письма Каролине, и получал от нее ответы. У Каролины в России тоже был литературный салон, как у героини спектакля «Египетские ночи» Княгини D (Наталия Курдюбова), и в нем и стихи читали, и о любви говорили, и спиритические сеансы проводили. И, конечно, музицировали.
В спектакле «Египетские ночи» много музыки. Наполовину он состоит из музыки. Текст Пушкина переходит в музыку, которую напевают актеры. В спектакле звучит музыка: Россини, Листа, Титова, Оранского. Петр Фоменко был большим знатоком музыки. Он сам великолепно играл на скрипке. Все его ученики играют на нескольких музыкальных инструментах, и демонстрируют это в спектакле «Египетские ночи».
Публика бурными аплодисментами благодарила артистов за этот подарок – возвращение в репертуар театра «Мастерская Петра Фоменко» спектакля «Египетские ночи».
Источник: «Вечерняя Москва»
Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002