Французские юродивые на московской сцене
В «Мастерской Петра Фоменко» играют «Безумную из Шайо»
Театр «Мастерская Петра Фоменко» в начале апреля наконец выпустил первую в этом сезоне премьеру. Спектакль по пьесе Жана Жироду «Безумная из Шайо» худрук театра поставил вместе со своим учеником из РАТИ Николаем Дручеком. На сцену вышла целая плеяда молодых актеров-«фоменок». Но в главной роли звезда труппы Галина Тюнина.
Героиня пьесы Жана Жироду, написанной им незадолго до смерти в 1944 году, старая безумная графиня Орели из парижского квартала Шайо. Этот ходячий анахронизм, бесполезное ископаемое парижских недр выступает перед современниками адвокатом прежних добрых времен, когда деревья были большими, модницы пользовались не крахмалом, а настоящей рисовой пудрой и миром правили не деньги, а красота. И хотя графиня может похвастаться лишь следами былой прелести, именно она решает спасти мир от врагов рода человеческого коммерсантов, председателей, президентов и изыскателей, готовых перерыть весь Париж в поисках ископаемых полезных. Всех этих представителей делового мира, посредников между товаром и покупателями, спектаклем и зрителями, Жироду называет попросту сутенерами.
Сегодня, когда даже в программку к спектаклю «Мастерской» вложена рекламная бумажка с благодарностью фирме-спонсору, пьеса выглядит не столько антибуржуазной, сколько абсурдной. И не потому, что глашатаями истины, судьями и прокурорами здесь выступают четыре городские сумасшедшие, а потому, что избавиться от заразы оказывается удивительно просто: достаточно поманить коммерсантов запахом нефти, и они, как крысы за дудочкой, сами пойдут в ловушку.
«Мастерской Петра Фоменко» удалось выветрить из этой странной истории запах нафталина и превратить ее в театральный фарс. Несмотря на то что в пьесе верховодят замшелые старые девы, спектакль получился очень молодым. Два действия идут на разных сценах театра. В первом зрители оказываются в светлом парижском кафе, заполненном уличными музыкантами, торговцами, жонглерами и прочим веселым сбродом, который представляет третье поколение «фоменок». Удачнее других на сцене «Мастерской» дебютировали девушки, показав, что в ближайшем будущем лицо театра Фоменко останется-таки женским. Ирина Пегова, заявившая о себе в дипломном спектакле Василия Сенина «Фро», идеально вписалась в роль жизнерадостной и непритязательной судомойки Ирмы. Наталья Курдюбова отлично сыграла Констанс, вздорную и своенравную безумную из Пасси, оказавшись на уровне с «ветеранами» Галиной Тюниной, Мадлен Джабраиловой и Полиной Кутеповой, каждая из которых придумала свою колоритнейшую сумасшедшую.
Роль самой главной безумной, той, что из Шайо, привлекательна, но сложна для бенефиса, особенно в столь юном возрасте. В свое время ее танцевала Майя Плисецкая. Галина Тюнина одна из немногих современных актрис, которой по плечу этот полный морока образ французской юродивой. Она пытается быть непохожей на себя: скрывает париком высокий лоб, монотонно говорит потусторонним голосом и изображает древнюю старуху. Но старость Тюниной не дается, сквозь наигранную немощь проступает знакомый декадентский силуэт. Безумие ее героини не болезнь, а жизненная позиция, согласно которой сумасшествие есть высшее здравомыслие. Похоже, театр Фоменко эту позицию разделяет.
Героиня пьесы Жана Жироду, написанной им незадолго до смерти в 1944 году, старая безумная графиня Орели из парижского квартала Шайо. Этот ходячий анахронизм, бесполезное ископаемое парижских недр выступает перед современниками адвокатом прежних добрых времен, когда деревья были большими, модницы пользовались не крахмалом, а настоящей рисовой пудрой и миром правили не деньги, а красота. И хотя графиня может похвастаться лишь следами былой прелести, именно она решает спасти мир от врагов рода человеческого коммерсантов, председателей, президентов и изыскателей, готовых перерыть весь Париж в поисках ископаемых полезных. Всех этих представителей делового мира, посредников между товаром и покупателями, спектаклем и зрителями, Жироду называет попросту сутенерами.
Сегодня, когда даже в программку к спектаклю «Мастерской» вложена рекламная бумажка с благодарностью фирме-спонсору, пьеса выглядит не столько антибуржуазной, сколько абсурдной. И не потому, что глашатаями истины, судьями и прокурорами здесь выступают четыре городские сумасшедшие, а потому, что избавиться от заразы оказывается удивительно просто: достаточно поманить коммерсантов запахом нефти, и они, как крысы за дудочкой, сами пойдут в ловушку.
«Мастерской Петра Фоменко» удалось выветрить из этой странной истории запах нафталина и превратить ее в театральный фарс. Несмотря на то что в пьесе верховодят замшелые старые девы, спектакль получился очень молодым. Два действия идут на разных сценах театра. В первом зрители оказываются в светлом парижском кафе, заполненном уличными музыкантами, торговцами, жонглерами и прочим веселым сбродом, который представляет третье поколение «фоменок». Удачнее других на сцене «Мастерской» дебютировали девушки, показав, что в ближайшем будущем лицо театра Фоменко останется-таки женским. Ирина Пегова, заявившая о себе в дипломном спектакле Василия Сенина «Фро», идеально вписалась в роль жизнерадостной и непритязательной судомойки Ирмы. Наталья Курдюбова отлично сыграла Констанс, вздорную и своенравную безумную из Пасси, оказавшись на уровне с «ветеранами» Галиной Тюниной, Мадлен Джабраиловой и Полиной Кутеповой, каждая из которых придумала свою колоритнейшую сумасшедшую.
Роль самой главной безумной, той, что из Шайо, привлекательна, но сложна для бенефиса, особенно в столь юном возрасте. В свое время ее танцевала Майя Плисецкая. Галина Тюнина одна из немногих современных актрис, которой по плечу этот полный морока образ французской юродивой. Она пытается быть непохожей на себя: скрывает париком высокий лоб, монотонно говорит потусторонним голосом и изображает древнюю старуху. Но старость Тюниной не дается, сквозь наигранную немощь проступает знакомый декадентский силуэт. Безумие ее героини не болезнь, а жизненная позиция, согласно которой сумасшествие есть высшее здравомыслие. Похоже, театр Фоменко эту позицию разделяет.
Роман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002