Патология красоты и клиника свободы
Карбаускис уже ставил «Гедду Габлер» и этого не скрывает. В программке честно указано: премьера у фоменок декабрь 2004-го, премьера в Учебном театре ГИТИСа четырьмя годами раньше. Это был дипломный спектакль, сделанный для сокурсницы Карбаускиса Натальи Курдюбовой, и юный режиссер сам сыграл в нем Эйлерта Левборга.
После той «Гедды » Курдюбова осталась под крылом у мастера, то есть у Петра Наумовича Фоменко, а Карбаускис сразу выпорхнул из гнезда и попал в широко (как всегда) расставленные силки Олега Павловича Табакова. «Долгий рожественский обед», «Лицедей» и «Когда я умирала» таков его послужной список в «подвале» на Чаплыгина. «Старосветские помещики» и «Копенгаген» мхатовские работы Карбаускиса. Наконец, последний с точки зрения хронологии «Дядя Ваня» играется на Основной сцене МХТ, принадлежит Театру Табакова, а профинасирован фестивалем «Черешневый лес»
Прошлым летом, на вручении «Хрустальной Турандот», где Карбаускис получал порцию хрусталя за лучший спектакль сезона «Когда я умирала», Табаков за служение театру, а Фоменко вместе со своими актерами за честь и достоинство, мэтры даже разыграли сцену ревности: мол, одни из последних сил режиссерскую поросль воспитывают, а другие ее переманивают «Я желаю тебе большого провала», обратился Петр Наумович к блудному сыну. Учитывая, что беременность фоменок «Геддой Габлер» была к тому моменту уже очевидна, напутствие прозвучало с ноткой двусмысленности
«Гедда Габлер» разумеется, не провал. Однако трудно поверить, что этот спектакль выпускается ПОСЛЕ «Когда я умирала». Кто видел «Гедду » четырехлетней давности, говорят, будто студенческий диплом перенесен на профессиональную сцену фактически под кальку. Некоторые изменения в актерском составе вполне понятны ну, скажем, не солидно теперь самому Карбаускису играть Левборга. И подозреваю, что в той ГГ не было столь эффектного финала: когда над упавшей замертво Геддой вдруг начинает воскуряться сизая струйка дыма; героиня, только что прострелившая себе голову, как ни в чем не бывало, поднимается, замыкает в границах круглого дивана свою прежнюю жизнь и уходит куда-то искать Красоту и Свободу, о которых имеет представление навязчивое, но смутное как дымок от папиросы
Все пьесы Ибсена сложны, а «Гедда Габлер» наверное, сложнее прочих. Суровый северный скальд, страдавший бессонницей, человек с лицом тролля, циник и эротоман, наплодивший внебрачных отпрысков по всей Европе, был отцом не только новой драмы, но и норвежского феминизма. Однако если в пьесе «Женщина с моря» проповедуются «свобода воли и личная ответственность», то Гедда, выражая полную солидарность по первому пункту, изменила второй на личную БЕЗответственность. Гедда собрание противоречий. Она боится скандалов, но легко идет на преступление. Она не способна любить, зато умеет ревновать. Она вызывает желание в мужчинах, но сама чурается плотских связей в частности, опасаясь забеременеть. Хотя, как говорится, глаза боятся, а руки (и все остальное) делают: аспирант Тесман все-таки оплодотворил свою жену, и этот факт кажется ей унизительным до отчаяния, до бешенства
Наталья Курдюбова в роли Гедды напоминает Зинаиду Гиппиус, которую мы привыкли считать мадонной русского декаданса (хоть сама она, говорят, от подобной чести упорно отказывалась). Высокая, сухопарая, с осанкой наездницы, изломами изящных рук, тонким профилем, волнистым абрисом маленькой головки, пахитоской в длинном мундштуке для портретного сходства недостает лишь пенсне.
Гедда красива отвлеченной, абсолютно неженственной красотой, она ненавидит и презирает женщин в принципе, женщину в себе, а равно мужчин, так упорно цепляющихся за ее женское начало. В ее прозрачных глазах мир, который лучше не разгадывать. В ее улыбке змеиная угроза. Ее дружелюбие фальшь, ее любезность всегда с подвохом. Будь она честна, ей следовало бы носить на груди табличку «Не влезай, убьет!». От Гедды веет тайной, мраком и холодом, и только дурачок Тесман мог на ней жениться. Впрочем, такого рода глупость у мужчин явление распространенное.
Мы могли бы назвать ее стервой, но стерва, кончающая суицидом, это нонсенс. Мы могли бы сравнить ее с развращенной чертовкой Ребеккой Дафны Дюморье, но даже не читая заметки Ибсена, легко догадаться, что «в глубинах своей души Гедда глубоко поэтична». В Гедде есть что-то от Катерины в «Грозе» я имею в виду, той Катерины, которую играет Чулпан Хаматова, яростное стремление вырваться, обрести свободу любой ценой, пусть ценой жизни. Только вот Гедда легко пускает с молотка еще и чужую жизнь. Соблюдая выхолощенные условности, она абсолютно лишена какого бы то ни было нравственного закона внутри себя. И звездного неба над головой у нее тоже нет. Кому от этого плохо? Всем, но Гедде в первую очередь. Паук испустил дух в собственной паутине.
Мы можем поставить Гедду в ряд с другими ибсеновскими героинями, каждая из которых рождена корабельной сосной, однако обществом низведена до уровня комнатного бонсая. Но, увы, на масштабную личность Гедда не тянет. У нее все со знаком минус. Разрушение ради разрушения. Гедда еще очень молода и - в силу натуры либо воспитания очень инфантильна. Папа-генерал приучил ее к эффектным жестам, ни для чего иного она не пригодна.
В конце концов, мы вправе предположить, что Гедда больна. О ее психической неадекватности и дегенеративном типе написаны целые диссертации. Есть мнение, что Гедда Габлер клинический случай нарциссизма.
Карбаускис упрощает трактовку этой великой и загадочной роли как для актрисы, так и для публики. Он окружил свою Гедду тремя ничтожествами мужского пола (не говоря о двух ничтожествах женского). Если деловитую тарахтелку тетю Юлле (Полина Медведева) каждая из нас с наслаждением выставила бы за дверь; если милая, но слабенькая Теа (Анн-Доменик Крета) будто создана, чтобы ею помыкали жестокосердные подруги, то мужчина всегда наш последний шанс, наша последняя надежда. У Ибсена вроде бы предполагается, что Гедда вышла за Тесмана без малейшего проблеска живого чувства, что домогающийся ее ассесор гнусный пошляк (говорят, именно к «Гедде Габлер» восходит столь привычное нам сегодня выражение «любовный треугольник»), но вот спившийся гений Эйлерт Левборг когда-то действительно был Гедде небезразличен.
Что получается у Карбаускиса? Йорган Тесман (Алексей Колубков) бородатый увалень, ходячая нелепость. Губошлеп с обручальным кольцом на пухлом пальчике. Пузико утянуто корсетом. Короткие ножки в шерстяных носочках (тетушка подарила). Если завязывает галстук, то нижний язык получается длиннее верхнего. В науке Тесман рабочая лошадка, трудолюбивая посредственность. Занимается брабантскими кустарными промыслами Средних веков. Кстати, а какие там были промыслы? Брабант, Брабант Ну, конечно: знаменитые брабантские кружева. Иными словами, Тесман изучает ЖЕНСКИЕ кустарные промыслы. А Гедду от любых женских промыслов (жена, мать, хозяйка дома) с души воротит.
Про ассесора Бракка скажу одно: Никите Звереву воплощенная пошлость очень удалась. Можно было так не стараться. А якобы случайная, не предусмотренная автором оговорка: «Хочу быть вам полезен и словом, и ТЕЛОМ. ..», вообще за гранью хорошего вкуса. В театре Фоменко столь дешевые приемы никогда не практиковались.
И самым печальным образом эту пару дополняет Эйлерт Левборг (Максим Литовченко). Про героя-любовника тут речи нет. Персонаж скорее комический, жалкий, отталкивающий. По внешнему облику лектор из «Карнавальной ночи»: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке не известно ». Кстати, и алкогольная зависимость совпадает.
Гедда не умеет любить, но ведь рядом с ней нет ни одного мужчины, которым могла бы увлечься хоть сколько-нибудь разумная женщина. Нам легче понять ее тоску по красоте, поскольку ничего красивого вокруг действительно не наблюдается. Вслед за Флобером, Карбаускис мог бы сказать: «Гедда Габлер это я!». Гедда, максималистка и перфекционистка, с маниакальным упорством режиссирует и свою, и чужую жизнь. Карбаускис, пользуясь собственной сценической властью, обставляет дело так, что, хочешь не хочешь, а Гедду приходится пожалеть. Он манипулирует нами, и это заметно, потому что спектакль все-таки давний. Для молодого режиссера четыре года эпоха. Совместить себя прошлого и себя нынешнего нельзя, это два разных человека. Вообще-то никогда не стоит цепляться за старые заготовки и студенческие работы. Но, с другой стороны, Гедда Габлер Натальи Курдюбовой, безусловно, стоила того, чтобы мы ее увидели.
ГГ и ее жизнь в искусстве
«Гедду Габлер» Ибсен написал в 1890 году в Мюнхене. Вскоре после опубликования пьеса была поставлена в Кристиании Национальным театром. 28 августа 1891 года ее сыграли по торжественному случаю: Ибсен вернулся на родину после 27-летнего вынужденного отсутствия. В том же году состоялись премьеры «Гедды Габлер» в театрах Швеции и Дании. В России ГГ была впервые сыграна французской труппой петербургского Михайловского театра 21 марта 1892 года, но успеха не имела. 19 февраля 1899 года состоялась премьера «Гедды Габлер» в Московском Художественном театре в постановке К. С. Станиславского. В год смерти Ибсена в 1906-м выходит спектакль В. Э. Мейерхольда в Театре В. Ф. Комиссаржевской и с нею же в заглавной роли. А вот Мария Ермолова, напротив, категорически отказывалась даже примерять на себя роль Гедды, называя эту героиню «сплошным извращением».
Среди звезд мировой величины, игравших фру Гедду, еще одна ГГ, Грета Гарбо. Среди великих режиссеров, ставивших эту пьесу на сцене, Ингмар Бергман. Мел Феррер и Одри Хепберн собирались снимать ГГ в Норвегии, но проект не состоялся.
Долгие годы у московских театралов пользовался неизменным успехом спектакль Камы Гинкаса в Театре Моссовета (1984) с Натальей Теняковой Геддой, Сергеем Юрским Тесманом и Геннадием Бортниковым в роли Левборга. Так и не реализовавшись, сразу отошел в область театральных легенд замысел Анатолия Эфроса делать «Гедду Габлер» в Театре Ленинского Комсомола с Инной Чуриковой. В итоге Эфрос отказался от этой идеи, хотя театр уже успел получить из минкульта СССР два официальных разрешения: одно для «Гедды», другое для «Габлер»
Три года назад Нина Чусова поставила ГГ на Малой сцене театра «Сатирикон».
После той «Гедды » Курдюбова осталась под крылом у мастера, то есть у Петра Наумовича Фоменко, а Карбаускис сразу выпорхнул из гнезда и попал в широко (как всегда) расставленные силки Олега Павловича Табакова. «Долгий рожественский обед», «Лицедей» и «Когда я умирала» таков его послужной список в «подвале» на Чаплыгина. «Старосветские помещики» и «Копенгаген» мхатовские работы Карбаускиса. Наконец, последний с точки зрения хронологии «Дядя Ваня» играется на Основной сцене МХТ, принадлежит Театру Табакова, а профинасирован фестивалем «Черешневый лес»
Прошлым летом, на вручении «Хрустальной Турандот», где Карбаускис получал порцию хрусталя за лучший спектакль сезона «Когда я умирала», Табаков за служение театру, а Фоменко вместе со своими актерами за честь и достоинство, мэтры даже разыграли сцену ревности: мол, одни из последних сил режиссерскую поросль воспитывают, а другие ее переманивают «Я желаю тебе большого провала», обратился Петр Наумович к блудному сыну. Учитывая, что беременность фоменок «Геддой Габлер» была к тому моменту уже очевидна, напутствие прозвучало с ноткой двусмысленности
«Гедда Габлер» разумеется, не провал. Однако трудно поверить, что этот спектакль выпускается ПОСЛЕ «Когда я умирала». Кто видел «Гедду » четырехлетней давности, говорят, будто студенческий диплом перенесен на профессиональную сцену фактически под кальку. Некоторые изменения в актерском составе вполне понятны ну, скажем, не солидно теперь самому Карбаускису играть Левборга. И подозреваю, что в той ГГ не было столь эффектного финала: когда над упавшей замертво Геддой вдруг начинает воскуряться сизая струйка дыма; героиня, только что прострелившая себе голову, как ни в чем не бывало, поднимается, замыкает в границах круглого дивана свою прежнюю жизнь и уходит куда-то искать Красоту и Свободу, о которых имеет представление навязчивое, но смутное как дымок от папиросы
Все пьесы Ибсена сложны, а «Гедда Габлер» наверное, сложнее прочих. Суровый северный скальд, страдавший бессонницей, человек с лицом тролля, циник и эротоман, наплодивший внебрачных отпрысков по всей Европе, был отцом не только новой драмы, но и норвежского феминизма. Однако если в пьесе «Женщина с моря» проповедуются «свобода воли и личная ответственность», то Гедда, выражая полную солидарность по первому пункту, изменила второй на личную БЕЗответственность. Гедда собрание противоречий. Она боится скандалов, но легко идет на преступление. Она не способна любить, зато умеет ревновать. Она вызывает желание в мужчинах, но сама чурается плотских связей в частности, опасаясь забеременеть. Хотя, как говорится, глаза боятся, а руки (и все остальное) делают: аспирант Тесман все-таки оплодотворил свою жену, и этот факт кажется ей унизительным до отчаяния, до бешенства
Наталья Курдюбова в роли Гедды напоминает Зинаиду Гиппиус, которую мы привыкли считать мадонной русского декаданса (хоть сама она, говорят, от подобной чести упорно отказывалась). Высокая, сухопарая, с осанкой наездницы, изломами изящных рук, тонким профилем, волнистым абрисом маленькой головки, пахитоской в длинном мундштуке для портретного сходства недостает лишь пенсне.
Гедда красива отвлеченной, абсолютно неженственной красотой, она ненавидит и презирает женщин в принципе, женщину в себе, а равно мужчин, так упорно цепляющихся за ее женское начало. В ее прозрачных глазах мир, который лучше не разгадывать. В ее улыбке змеиная угроза. Ее дружелюбие фальшь, ее любезность всегда с подвохом. Будь она честна, ей следовало бы носить на груди табличку «Не влезай, убьет!». От Гедды веет тайной, мраком и холодом, и только дурачок Тесман мог на ней жениться. Впрочем, такого рода глупость у мужчин явление распространенное.
Мы могли бы назвать ее стервой, но стерва, кончающая суицидом, это нонсенс. Мы могли бы сравнить ее с развращенной чертовкой Ребеккой Дафны Дюморье, но даже не читая заметки Ибсена, легко догадаться, что «в глубинах своей души Гедда глубоко поэтична». В Гедде есть что-то от Катерины в «Грозе» я имею в виду, той Катерины, которую играет Чулпан Хаматова, яростное стремление вырваться, обрести свободу любой ценой, пусть ценой жизни. Только вот Гедда легко пускает с молотка еще и чужую жизнь. Соблюдая выхолощенные условности, она абсолютно лишена какого бы то ни было нравственного закона внутри себя. И звездного неба над головой у нее тоже нет. Кому от этого плохо? Всем, но Гедде в первую очередь. Паук испустил дух в собственной паутине.
Мы можем поставить Гедду в ряд с другими ибсеновскими героинями, каждая из которых рождена корабельной сосной, однако обществом низведена до уровня комнатного бонсая. Но, увы, на масштабную личность Гедда не тянет. У нее все со знаком минус. Разрушение ради разрушения. Гедда еще очень молода и - в силу натуры либо воспитания очень инфантильна. Папа-генерал приучил ее к эффектным жестам, ни для чего иного она не пригодна.
В конце концов, мы вправе предположить, что Гедда больна. О ее психической неадекватности и дегенеративном типе написаны целые диссертации. Есть мнение, что Гедда Габлер клинический случай нарциссизма.
Карбаускис упрощает трактовку этой великой и загадочной роли как для актрисы, так и для публики. Он окружил свою Гедду тремя ничтожествами мужского пола (не говоря о двух ничтожествах женского). Если деловитую тарахтелку тетю Юлле (Полина Медведева) каждая из нас с наслаждением выставила бы за дверь; если милая, но слабенькая Теа (Анн-Доменик Крета) будто создана, чтобы ею помыкали жестокосердные подруги, то мужчина всегда наш последний шанс, наша последняя надежда. У Ибсена вроде бы предполагается, что Гедда вышла за Тесмана без малейшего проблеска живого чувства, что домогающийся ее ассесор гнусный пошляк (говорят, именно к «Гедде Габлер» восходит столь привычное нам сегодня выражение «любовный треугольник»), но вот спившийся гений Эйлерт Левборг когда-то действительно был Гедде небезразличен.
Что получается у Карбаускиса? Йорган Тесман (Алексей Колубков) бородатый увалень, ходячая нелепость. Губошлеп с обручальным кольцом на пухлом пальчике. Пузико утянуто корсетом. Короткие ножки в шерстяных носочках (тетушка подарила). Если завязывает галстук, то нижний язык получается длиннее верхнего. В науке Тесман рабочая лошадка, трудолюбивая посредственность. Занимается брабантскими кустарными промыслами Средних веков. Кстати, а какие там были промыслы? Брабант, Брабант Ну, конечно: знаменитые брабантские кружева. Иными словами, Тесман изучает ЖЕНСКИЕ кустарные промыслы. А Гедду от любых женских промыслов (жена, мать, хозяйка дома) с души воротит.
Про ассесора Бракка скажу одно: Никите Звереву воплощенная пошлость очень удалась. Можно было так не стараться. А якобы случайная, не предусмотренная автором оговорка: «Хочу быть вам полезен и словом, и ТЕЛОМ. ..», вообще за гранью хорошего вкуса. В театре Фоменко столь дешевые приемы никогда не практиковались.
И самым печальным образом эту пару дополняет Эйлерт Левборг (Максим Литовченко). Про героя-любовника тут речи нет. Персонаж скорее комический, жалкий, отталкивающий. По внешнему облику лектор из «Карнавальной ночи»: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке не известно ». Кстати, и алкогольная зависимость совпадает.
Гедда не умеет любить, но ведь рядом с ней нет ни одного мужчины, которым могла бы увлечься хоть сколько-нибудь разумная женщина. Нам легче понять ее тоску по красоте, поскольку ничего красивого вокруг действительно не наблюдается. Вслед за Флобером, Карбаускис мог бы сказать: «Гедда Габлер это я!». Гедда, максималистка и перфекционистка, с маниакальным упорством режиссирует и свою, и чужую жизнь. Карбаускис, пользуясь собственной сценической властью, обставляет дело так, что, хочешь не хочешь, а Гедду приходится пожалеть. Он манипулирует нами, и это заметно, потому что спектакль все-таки давний. Для молодого режиссера четыре года эпоха. Совместить себя прошлого и себя нынешнего нельзя, это два разных человека. Вообще-то никогда не стоит цепляться за старые заготовки и студенческие работы. Но, с другой стороны, Гедда Габлер Натальи Курдюбовой, безусловно, стоила того, чтобы мы ее увидели.
ГГ и ее жизнь в искусстве
«Гедду Габлер» Ибсен написал в 1890 году в Мюнхене. Вскоре после опубликования пьеса была поставлена в Кристиании Национальным театром. 28 августа 1891 года ее сыграли по торжественному случаю: Ибсен вернулся на родину после 27-летнего вынужденного отсутствия. В том же году состоялись премьеры «Гедды Габлер» в театрах Швеции и Дании. В России ГГ была впервые сыграна французской труппой петербургского Михайловского театра 21 марта 1892 года, но успеха не имела. 19 февраля 1899 года состоялась премьера «Гедды Габлер» в Московском Художественном театре в постановке К. С. Станиславского. В год смерти Ибсена в 1906-м выходит спектакль В. Э. Мейерхольда в Театре В. Ф. Комиссаржевской и с нею же в заглавной роли. А вот Мария Ермолова, напротив, категорически отказывалась даже примерять на себя роль Гедды, называя эту героиню «сплошным извращением».
Среди звезд мировой величины, игравших фру Гедду, еще одна ГГ, Грета Гарбо. Среди великих режиссеров, ставивших эту пьесу на сцене, Ингмар Бергман. Мел Феррер и Одри Хепберн собирались снимать ГГ в Норвегии, но проект не состоялся.
Долгие годы у московских театралов пользовался неизменным успехом спектакль Камы Гинкаса в Театре Моссовета (1984) с Натальей Теняковой Геддой, Сергеем Юрским Тесманом и Геннадием Бортниковым в роли Левборга. Так и не реализовавшись, сразу отошел в область театральных легенд замысел Анатолия Эфроса делать «Гедду Габлер» в Театре Ленинского Комсомола с Инной Чуриковой. В итоге Эфрос отказался от этой идеи, хотя театр уже успел получить из минкульта СССР два официальных разрешения: одно для «Гедды», другое для «Габлер»
Три года назад Нина Чусова поставила ГГ на Малой сцене театра «Сатирикон».
Елена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002