Смерть как перекур
«Гедда Габлер» в «Мастерской Петра Фоменко»
На программках «Гедды Габлер» режиссер Миндаугас Карбаускис уже ставил свое имя. Произошло это важное событие вроде бы недавно, во времена его учебы в ГИТИСе, но кажется, что прошла целая вечность. Спустя четыре года после студенческой премьеры удачный спектакль было решено воскресить как полноценную часть афиши фоменковского театра.
За четыре года Миндаугас Карбаускис талант и не зарыл, и не промотал, как оно, увы, часто выходит. Напротив, все, что ему дано от природы, режиссер расходует бережно, сохраняя надежду на то, что первоначальный «капитал» с годами только приумножится. «Гедда Габлер» у «фоменок» стала для Карбаускиса демонстрацией тех дивидендов, что приросли на его накопительном вкладе в искусство за отчетный срок. Мастерство режиссерское и вправду прирастает, но вот беда: театр до того загадочная и коварная штука, что на голом мастерстве далеко не уедешь, накопи ты его хоть до тыщи процентов.
По случайности вышло, что премьера «Гедды Габлер» наступила на пятки громким гастролям другого спектакля по Ибсену и тем самым обрекла себя на неизбежные сравнения с «Норой» берлинского «Шаубюне»: едва ли Карбаускис прочтет после премьеры хоть одну рецензию, где на глаза не попадется немецкое имя Томас Остермайер. Удержаться от сравнения трудно, хотя подход режиссеры демонстрируют диаметрально противоположный. Что немцу здорово, то литовцу смерть. Если Остермайер радикально перелопатил литературный материал, перенося действие в «здесь и сейчас», то Карбаускис демонстрирует традиционное для фоменковской школы уважение ко всякой авторской букве. Немецкая Нора променяла тарантеллу на брейк-данс и предпочла нарядам былых эпох прикид Лары Крофт, а Гедда Габлер (Наталья Курдюбова) до сей поры хранит чинную преданность веку декаданса. И тебе узкое длинное платье, и тонкие пальцы, и мундштук на отлете все приметы упадка налицо.
Вряд ли во всемирной истории случалось другое время, когда была бы явлена столь жадная воля к смерти. Генрик Ибсен в «Гедде Габлер» набросал беглый и безжалостный портрет той эпохи. Загипнотизированная блестящей поверхностью своих коллекционных пистолетов, Гедда шаг за шагом идет к Смерти, попутно отвергая все предложения, поступившие ей от Жизни. Филистерское семейное счастье с пузаном-мужем (Алексей Колубков)? Не по ней. Утехи с любовником? Ах, бросьте. Радости материнства? Неинтересно. Счастье человечества? Да ну его на фиг. Жизнь уродлива, смерть прекрасна. Гедда у Ибсена совершает двойное детоубийство тайком сжигает рукопись великой книги своего бывшего возлюбленного, которую тот называл не иначе как «мое дитя», и убивает ребенка в своей утробе, пустив пулю в висок.
Смерть одна из самых навязчивых гостий в спектаклях Карбаускиса, хотя декадансное превосходство мертвого над живым он никогда не утверждал (вместо значков «больше» или «меньше» он привык ставить знак равенства). Просто своей режиссерской волей вводил безвизовый режим на пути от жизни к смерти, разрушал тонкую границу между мирами. «Когда я умирала», «Старосветские помещики», «Долгий рождественский обед» в каждом из этих спектаклей мертвецы снисходительно улыбались живым, дивясь их незнанию об истинном положении вещей. Удивительно было бы, если б без этого обошлось в «Гедде Габлер». Едва грянет выстрел и муж сокрушенно поохает над теплым самоубившимся телом, как тело встанет и, отряхнувшись, закурит очередную декадентскую сигарету. Жизнь не более, чем дым.
Спектакль Карбаускиса практически неуязвим для критических стрел, поскольку режиссером не совершено ни одной грубой ошибки, и каждая роль в камерном пространстве простроена с филигранной точностью. Звание безошибочного спектакля было бы, пожалуй, наивысшей похвалой для курсовой работы, но в репертуарном спектакле эта безошибочность служит поводом для неудержимой, хотя и уважительной, зевоты. Карбаускис достиг того этапа, когда безрассудный провал может стать полезнее осторожной удачи. Пора, в конце концов, начать проматывать накопленное мастерство.
За четыре года Миндаугас Карбаускис талант и не зарыл, и не промотал, как оно, увы, часто выходит. Напротив, все, что ему дано от природы, режиссер расходует бережно, сохраняя надежду на то, что первоначальный «капитал» с годами только приумножится. «Гедда Габлер» у «фоменок» стала для Карбаускиса демонстрацией тех дивидендов, что приросли на его накопительном вкладе в искусство за отчетный срок. Мастерство режиссерское и вправду прирастает, но вот беда: театр до того загадочная и коварная штука, что на голом мастерстве далеко не уедешь, накопи ты его хоть до тыщи процентов.
По случайности вышло, что премьера «Гедды Габлер» наступила на пятки громким гастролям другого спектакля по Ибсену и тем самым обрекла себя на неизбежные сравнения с «Норой» берлинского «Шаубюне»: едва ли Карбаускис прочтет после премьеры хоть одну рецензию, где на глаза не попадется немецкое имя Томас Остермайер. Удержаться от сравнения трудно, хотя подход режиссеры демонстрируют диаметрально противоположный. Что немцу здорово, то литовцу смерть. Если Остермайер радикально перелопатил литературный материал, перенося действие в «здесь и сейчас», то Карбаускис демонстрирует традиционное для фоменковской школы уважение ко всякой авторской букве. Немецкая Нора променяла тарантеллу на брейк-данс и предпочла нарядам былых эпох прикид Лары Крофт, а Гедда Габлер (Наталья Курдюбова) до сей поры хранит чинную преданность веку декаданса. И тебе узкое длинное платье, и тонкие пальцы, и мундштук на отлете все приметы упадка налицо.
Вряд ли во всемирной истории случалось другое время, когда была бы явлена столь жадная воля к смерти. Генрик Ибсен в «Гедде Габлер» набросал беглый и безжалостный портрет той эпохи. Загипнотизированная блестящей поверхностью своих коллекционных пистолетов, Гедда шаг за шагом идет к Смерти, попутно отвергая все предложения, поступившие ей от Жизни. Филистерское семейное счастье с пузаном-мужем (Алексей Колубков)? Не по ней. Утехи с любовником? Ах, бросьте. Радости материнства? Неинтересно. Счастье человечества? Да ну его на фиг. Жизнь уродлива, смерть прекрасна. Гедда у Ибсена совершает двойное детоубийство тайком сжигает рукопись великой книги своего бывшего возлюбленного, которую тот называл не иначе как «мое дитя», и убивает ребенка в своей утробе, пустив пулю в висок.
Смерть одна из самых навязчивых гостий в спектаклях Карбаускиса, хотя декадансное превосходство мертвого над живым он никогда не утверждал (вместо значков «больше» или «меньше» он привык ставить знак равенства). Просто своей режиссерской волей вводил безвизовый режим на пути от жизни к смерти, разрушал тонкую границу между мирами. «Когда я умирала», «Старосветские помещики», «Долгий рождественский обед» в каждом из этих спектаклей мертвецы снисходительно улыбались живым, дивясь их незнанию об истинном положении вещей. Удивительно было бы, если б без этого обошлось в «Гедде Габлер». Едва грянет выстрел и муж сокрушенно поохает над теплым самоубившимся телом, как тело встанет и, отряхнувшись, закурит очередную декадентскую сигарету. Жизнь не более, чем дым.
Спектакль Карбаускиса практически неуязвим для критических стрел, поскольку режиссером не совершено ни одной грубой ошибки, и каждая роль в камерном пространстве простроена с филигранной точностью. Звание безошибочного спектакля было бы, пожалуй, наивысшей похвалой для курсовой работы, но в репертуарном спектакле эта безошибочность служит поводом для неудержимой, хотя и уважительной, зевоты. Карбаускис достиг того этапа, когда безрассудный провал может стать полезнее осторожной удачи. Пора, в конце концов, начать проматывать накопленное мастерство.
Глеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002