Хищница с декадентским изломом
«Мастерская Петра Фоменко» показала премьеру «Геда Габлер» Генрика Ибсена
Новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко» (то есть театра) хорошо, так сказать, незабытое старое мастерской Петра Фоменко в ГИТИСе. Любители смотреть учебные спектакли найдут много идентичного со студенческой работой Миндаугаса Карбаускиса, ныне увенчанного всеми возможными театральными премиями (и молодежного «Триумфа», и ФондаСтаниславского, и прочая и прочая). В конце концов, повторение мать учения, да и Наталья Курдюбова (Гедда Габлер) явно заслуживала своего соло в «оркестре» «Мастерской». На премьере режиссер не появился говорят, как раз накануне у любимца как театральных мэтров, так и критиков, гражданина Литвы Миндаугаса Карбаускиса закончилась российская виза.
Спектакль «Гедда Габлер» сделан типичным пятерочником. Все так чисто, аккуратно, крючочек к петельке, крючочек к петельке, форма выдержана безукоризненно, стиль безупречен, иронии самой тончайшей выделки хоть отбавляй. И ничего личного. Жалко, больно, страшно таких чувств «Гедда Габлер» Миндаугаса Карбаускиса не предполагает. Качественно сделанная работа настоящего профессионала и не больше.
Когда на сцене остаются Наталья Курдюбова и Никита Зверев (циничный и оборотистый охотник за безопасными связями асессор Бракк), кажется, что большего и не надо, настолько точно и стремительно, как два фехтовальщика-аса, ведут они свой поединок.
Сцена убрана аскетично и стильно на переднем плане два дивана-полукруга (постепенно съезжаясь, они образуют замкнутый круг, порочный круг, кольцо, которое не разорвать), на заднем, за дверьми, краешки одинаковых комнат с обоями в мещанскую полосочку. Такими же одинаково полосатыми будут костюмы ибсеновских мужчин в униформе приличного общества, а одинаковые шелковые кашне служанка вообще подает им движением банщицы, выдающей полотенца. К этому миру, миру добропорядочных обывателей и лживых условностей, от которых она зависит, у Гедды Габлер претензии не этические, а эстетические. Как у Синявского к советской власти. Ей противен муж (Йорган Тесман Алексей Колубков), толстый, неталантливый, добродушный и домашний, как и его нелепые вязаные тапочки-гетры, которые он торопится напялить поверх костюма. Ей противны старушечий ридикюлище, розовые рюшечки и выпяченная жертвенность ее счастливой соперницы, которая представляется ей воплощенным убожеством (Фру Теа Анн-Доменик Крета, швейцарская однокурсница Карбаускиса, оставшаяся в Москве). Но так же враз ей становится противен самый главный человек в ее жизни (Эйлерт Левборг Максим Литовченко), когда он жадно, обливаясь и причмокивая, выпивает у нее весь пунш, от которого так долго воздерживался, старательно карабкаясь на вершину общественного признания. У Карбаускиса эти нюансы невозможно не заметить. Стройная, почти бесплотная (какая там, к черту, беременность от ненавистного супруга, объяснившая бы многие «странные» поступки), с безукоризненной прической и изящной пахитоской в мундштуке, эта Гедда Габлер брезгует «человеческими, слишком человеческими» слабостями людей. «Гедду Габлер» можно рассматривать как историю мертвой души, которая страстно хочет и не может ощутить прикосновение жизни и любви. Но режиссер не особенно стремится искать ей оправдание. В его спектакле Гедда Габлер холодная хищница с декадентским изломом ставит опыты над людьми, и «научный интерес» ее так велик, что даже притупляет брезгливость.
И конечно же, «Гедда Габлер» с самоубийством главной героини не могла не стать еще одним «лыком» в строку театральную симфонию о смерти, на которую Карбаускис выходит фактически всегда, даже если ставит «Дядю Ваню». За выстрелом из пистолета из-за спинки дивана (замкнутого круга) поднялся дымок сигареты, а затем выбралась и сама Гедда. Окинула без сожаления взглядом дом, который оставляет, и ушла по полоске лунного света прочь со сцены, так сказать, из жизни. А оттуда по той же дорожке вернулась служанка (Берта Нина Птицына) переходящий у Карбаускиса из спектакля в спектакль образ челяди, подвизавшейся на службе у Харона и снующей в потусторонний мир и обратно.
Вернулась, гордо пораскрывала все окна, перечеркнув сцену такими же лунными дорожками, точно поставила крест на доме Тесманов, из которого навсегда ушла жизнь. В умении красиво поставить поэтичный финал этому режиссеру не откажешь.
В одном из своих немногих интервью Миндаугас Карбаускис признался: «Если ты умен, ты не станешь выдавать всего, что в тебе есть, а попробуешь распределить это во времени».
Разумеется, ему виднее, но иногда хочется пожелать ему забыть о своих правилах и поставить следующий спектакль как в последний раз.
Спектакль «Гедда Габлер» сделан типичным пятерочником. Все так чисто, аккуратно, крючочек к петельке, крючочек к петельке, форма выдержана безукоризненно, стиль безупречен, иронии самой тончайшей выделки хоть отбавляй. И ничего личного. Жалко, больно, страшно таких чувств «Гедда Габлер» Миндаугаса Карбаускиса не предполагает. Качественно сделанная работа настоящего профессионала и не больше.
Когда на сцене остаются Наталья Курдюбова и Никита Зверев (циничный и оборотистый охотник за безопасными связями асессор Бракк), кажется, что большего и не надо, настолько точно и стремительно, как два фехтовальщика-аса, ведут они свой поединок.
Сцена убрана аскетично и стильно на переднем плане два дивана-полукруга (постепенно съезжаясь, они образуют замкнутый круг, порочный круг, кольцо, которое не разорвать), на заднем, за дверьми, краешки одинаковых комнат с обоями в мещанскую полосочку. Такими же одинаково полосатыми будут костюмы ибсеновских мужчин в униформе приличного общества, а одинаковые шелковые кашне служанка вообще подает им движением банщицы, выдающей полотенца. К этому миру, миру добропорядочных обывателей и лживых условностей, от которых она зависит, у Гедды Габлер претензии не этические, а эстетические. Как у Синявского к советской власти. Ей противен муж (Йорган Тесман Алексей Колубков), толстый, неталантливый, добродушный и домашний, как и его нелепые вязаные тапочки-гетры, которые он торопится напялить поверх костюма. Ей противны старушечий ридикюлище, розовые рюшечки и выпяченная жертвенность ее счастливой соперницы, которая представляется ей воплощенным убожеством (Фру Теа Анн-Доменик Крета, швейцарская однокурсница Карбаускиса, оставшаяся в Москве). Но так же враз ей становится противен самый главный человек в ее жизни (Эйлерт Левборг Максим Литовченко), когда он жадно, обливаясь и причмокивая, выпивает у нее весь пунш, от которого так долго воздерживался, старательно карабкаясь на вершину общественного признания. У Карбаускиса эти нюансы невозможно не заметить. Стройная, почти бесплотная (какая там, к черту, беременность от ненавистного супруга, объяснившая бы многие «странные» поступки), с безукоризненной прической и изящной пахитоской в мундштуке, эта Гедда Габлер брезгует «человеческими, слишком человеческими» слабостями людей. «Гедду Габлер» можно рассматривать как историю мертвой души, которая страстно хочет и не может ощутить прикосновение жизни и любви. Но режиссер не особенно стремится искать ей оправдание. В его спектакле Гедда Габлер холодная хищница с декадентским изломом ставит опыты над людьми, и «научный интерес» ее так велик, что даже притупляет брезгливость.
И конечно же, «Гедда Габлер» с самоубийством главной героини не могла не стать еще одним «лыком» в строку театральную симфонию о смерти, на которую Карбаускис выходит фактически всегда, даже если ставит «Дядю Ваню». За выстрелом из пистолета из-за спинки дивана (замкнутого круга) поднялся дымок сигареты, а затем выбралась и сама Гедда. Окинула без сожаления взглядом дом, который оставляет, и ушла по полоске лунного света прочь со сцены, так сказать, из жизни. А оттуда по той же дорожке вернулась служанка (Берта Нина Птицына) переходящий у Карбаускиса из спектакля в спектакль образ челяди, подвизавшейся на службе у Харона и снующей в потусторонний мир и обратно.
Вернулась, гордо пораскрывала все окна, перечеркнув сцену такими же лунными дорожками, точно поставила крест на доме Тесманов, из которого навсегда ушла жизнь. В умении красиво поставить поэтичный финал этому режиссеру не откажешь.
В одном из своих немногих интервью Миндаугас Карбаускис признался: «Если ты умен, ты не станешь выдавать всего, что в тебе есть, а попробуешь распределить это во времени».
Разумеется, ему виднее, но иногда хочется пожелать ему забыть о своих правилах и поставить следующий спектакль как в последний раз.
Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002