Бестиарий от слова best
В театре Фоменко завелся бес
Гедда (она же Эдда в эссе русских ибсенистов 1900-х годов) устроила ма-аленький, но судьбоносный пожар Валгаллы. В полутьме, на фоне простых и прочных темно-зеленых дверей гостиной, на идиллическом фоне полосатых обоев, белой кисеи, светлого ореха мебели темными и тревожными отблесками сигнального рога, кирасой пожарного пылает и трещит медная труба граммофона. Огонь драконьими языками извергается из ее пасти.
Острые, как когти химер, пальцы декадентки Гедды (Наталья Курдюбова) кормят ручной бестиарий пламени. Лист за листом она жжет в граммофоне к пропащей матери! гениальную, невосстановимую рукопись Эйлерта Левберга.
Его «Сумерки идолов», его «Три разговора», его «Смысл творчества». Смелое до слепоты эссе о культуре будущего, где личность философа взмыла над материалом, над тектоническими пластами и осадочными породами многолетних библиотечных выписок.
Тесман (Алексей Колубков), добродетельный муж Гедды, годами, по камушку, возводит прочный фундамент профессуры и тихого процветания. За это все разумная Гедда его и выбрала. Непредсказуемый Левберг, отвергнутый въедливой бухгалтерией Гедды, кладет душу, репутацию и доброе имя на кон дерзкой концепции. И все-таки именно он стоит на грани победы?!
А вот этого делать нельзя┘ Упорядоченный и расчетливый мир не может перенести само существование таланта. Миру от этого больно, томно и неуютно. И Гедде, гордому демону, почему-то приходится хуже всех. Инквизиторским пламенем в трубе граммофона в ней пылает бесплодная гордыня, непереносимый дух презрения ко всему живому. К мужеству. К кротости. К душевной стойкости и таланту. К земной и небесной добродетели.
За презрением гложущая, непереносимая зависть к этому же, живому.
И свой постоянно пылающий малый ад Гедда носит в себе самой.
А если кроткие действительно наследуют землю┘ нет, этого не пережить!
Бес Гедды на деле довольно мелок. Но сам не в силах смириться с этим.
Наталья Курдюбова чуть ли не впервые в истории «Мастерской Петра Фоменко» играет действительно страшную героиню. Вкрадчивое коварство испорченной девочки, точный хирургический инструментарий зла, выгрызающего себе мелкой ложью кусочек чего-нибудь, и эта вселенская гордыня зависти смешаны воедино. Все подчеркнуто острой худобой, хищным и точеным профилем, длинным мундштуком, темным шелком манжет, голодными злыми рыльцами дуэльных пистолетов любимой игрушки Гедды.
В игру Курдюбовой втянуто поле нашей жизни: вот такая драка тощих кошек за ту или иную селедочную головку идет в каждом коридоре Москвы. Но спектакль лаконичен и красив. Точно выстроены фронтальные мизансцены на полукруглых темно-зеленых диванах, замыкающих Гедду в кольцо ее слепой гордыни. Мерцают белая кисея, медь, дерево, огонь. Мерзкий, привычный выхлоп знакомого зла растворен в благородном мире Скандинавии XIX века.
«Гедда Габлер» Карбаускиса новая редакция его давнего студенческого спектакля стала дуэлью двух женщин. Дуэлью «рабочего ангела» и беса с претензиями. Рыжая, нелепая, дурно одетая Теа (Анн-Мари Крета) третьеразрядная Сольвейг из бывших гувернанток смела и самоотверженна. И так же невозмутимо целостна в добре, как ее «подруга по пансиону» во зле.
Она стремится только отдать. Пожертвовать. Подставить плечо. И тем выиграет у красавицы Гедды все: любовь пропащего гения Левберга и любовь честного щекастого труженика Тесмана, право сопричастности к их труду, право «наследовать землю» в детях ведь Гедда Габлер вполне бесплодна.
Ну┘ на то и «Мастерская Петра Фоменко», чтобы этот апофеоз добра выглядел в финале абсолютно убедительной художественной правдой. Там у нас, зрителей, этическое убежище. Резервация старого князя Болконского, Мечтателя из «Белых ночей», Безумной из Шайо. В их круг вошли Теа и тетушка Юлле, сыгранная любимой актрисой Карбаускиса Полиной Медведевой (М. Х. Т. ): еще одна в ее ряду смешных и прекрасных праведниц.
┘Но в финале, когда призрак выжженной изнутри гордыней самоубийцы Гедды бродит по сцене, вдруг думаешь: все-таки наш мир населили ее дети.
И откуда только взялись у бесплодного, фригидного и мертвого демона?
Острые, как когти химер, пальцы декадентки Гедды (Наталья Курдюбова) кормят ручной бестиарий пламени. Лист за листом она жжет в граммофоне к пропащей матери! гениальную, невосстановимую рукопись Эйлерта Левберга.
Его «Сумерки идолов», его «Три разговора», его «Смысл творчества». Смелое до слепоты эссе о культуре будущего, где личность философа взмыла над материалом, над тектоническими пластами и осадочными породами многолетних библиотечных выписок.
Тесман (Алексей Колубков), добродетельный муж Гедды, годами, по камушку, возводит прочный фундамент профессуры и тихого процветания. За это все разумная Гедда его и выбрала. Непредсказуемый Левберг, отвергнутый въедливой бухгалтерией Гедды, кладет душу, репутацию и доброе имя на кон дерзкой концепции. И все-таки именно он стоит на грани победы?!
А вот этого делать нельзя┘ Упорядоченный и расчетливый мир не может перенести само существование таланта. Миру от этого больно, томно и неуютно. И Гедде, гордому демону, почему-то приходится хуже всех. Инквизиторским пламенем в трубе граммофона в ней пылает бесплодная гордыня, непереносимый дух презрения ко всему живому. К мужеству. К кротости. К душевной стойкости и таланту. К земной и небесной добродетели.
За презрением гложущая, непереносимая зависть к этому же, живому.
И свой постоянно пылающий малый ад Гедда носит в себе самой.
А если кроткие действительно наследуют землю┘ нет, этого не пережить!
Бес Гедды на деле довольно мелок. Но сам не в силах смириться с этим.
Наталья Курдюбова чуть ли не впервые в истории «Мастерской Петра Фоменко» играет действительно страшную героиню. Вкрадчивое коварство испорченной девочки, точный хирургический инструментарий зла, выгрызающего себе мелкой ложью кусочек чего-нибудь, и эта вселенская гордыня зависти смешаны воедино. Все подчеркнуто острой худобой, хищным и точеным профилем, длинным мундштуком, темным шелком манжет, голодными злыми рыльцами дуэльных пистолетов любимой игрушки Гедды.
В игру Курдюбовой втянуто поле нашей жизни: вот такая драка тощих кошек за ту или иную селедочную головку идет в каждом коридоре Москвы. Но спектакль лаконичен и красив. Точно выстроены фронтальные мизансцены на полукруглых темно-зеленых диванах, замыкающих Гедду в кольцо ее слепой гордыни. Мерцают белая кисея, медь, дерево, огонь. Мерзкий, привычный выхлоп знакомого зла растворен в благородном мире Скандинавии XIX века.
«Гедда Габлер» Карбаускиса новая редакция его давнего студенческого спектакля стала дуэлью двух женщин. Дуэлью «рабочего ангела» и беса с претензиями. Рыжая, нелепая, дурно одетая Теа (Анн-Мари Крета) третьеразрядная Сольвейг из бывших гувернанток смела и самоотверженна. И так же невозмутимо целостна в добре, как ее «подруга по пансиону» во зле.
Она стремится только отдать. Пожертвовать. Подставить плечо. И тем выиграет у красавицы Гедды все: любовь пропащего гения Левберга и любовь честного щекастого труженика Тесмана, право сопричастности к их труду, право «наследовать землю» в детях ведь Гедда Габлер вполне бесплодна.
Ну┘ на то и «Мастерская Петра Фоменко», чтобы этот апофеоз добра выглядел в финале абсолютно убедительной художественной правдой. Там у нас, зрителей, этическое убежище. Резервация старого князя Болконского, Мечтателя из «Белых ночей», Безумной из Шайо. В их круг вошли Теа и тетушка Юлле, сыгранная любимой актрисой Карбаускиса Полиной Медведевой (М. Х. Т. ): еще одна в ее ряду смешных и прекрасных праведниц.
┘Но в финале, когда призрак выжженной изнутри гордыней самоубийцы Гедды бродит по сцене, вдруг думаешь: все-таки наш мир населили ее дети.
И откуда только взялись у бесплодного, фригидного и мертвого демона?
Елена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002