Пробками закидали
«Дом, где разбиваются сердца» в Мастерской Петра Фоменко
В свою бытность педагогом на курсе Петра Наумовича Фоменко режиссер Евгений Каменькович поставил студенческий спектакль, с которого, собственно, и началась звонкая слава «фоменок», «Двенадцатую ночь» Шекспира. Состоявшаяся спустя годы работа Каменьковича в Мастерской Петра Фоменко тоже имеет непосредственное отношение к английскому драматургу на букву «Ш»: театр отважно взялся за пьесу Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
Без отваги к этому «Дому» и не подступиться: хотя Шоу написал отменную (живую, смешную, умную) пьесу, ее сценическая история почти не знает удач. Главная беда актеров и режиссеров состояла, как правило, в том, что они, словно в песке, вязли в длинных многословных диалогах, не в силах сыскать того суперцемента, который намертво скрепил бы все эти слова, слова, слова. Один из печальных примеров последнего времени зевотный спектакль Темура Чхеидзе в Большом драматическом театре.
По-видимому, чтобы удачно воплотить пьесу Шоу на сцене, следует добиться самой малости хорошо сыграть заглавную роль. Собственно, имеется в виду роль того самого Дома, где случилась упомянутая неприятность с сердцами. Если сказать еще проще, пьеса Бернарда Шоу «атмосферная»: ничего не происходит, но что-то неуловимое долго висит в воздухе, чтоб наконец разразиться грозой в финале. А по части «атмосферы» нет в Москве больших спецов, чем «фоменки», кто ж этого не знает, спросите у кого хотите.
Режиссер Каменькович свою слабость к «атмосферным» пьесам тоже доказал. Несколько лет назад он, например, поставил во МХАТе «Ю» Оли Мухиной пьесу про дом, где сердца куролесили как малахольные, а в воздухе непрожеванной котлетой висело любовное томление по прозвищу Ю. Сравнивать девичьи вздохи Оли Мухиной с точными рапирными уколами умного англичанина прием, прямо скажем, некорректный, но факт состоит в том, что нужную атмосферу на сцене Каменькович передать способен, а новый спектакль «фоменок» лучше старого «Ю» как раз по той причине, что Шоу в энное количество раз круче Оли Мухиной.
Зримым воплощением духа Дома Капитана Шотовера стала устрашающая резная фигура с носа корабля, присобаченная к одной из несущих колонн. Художник Владимир Максимов давно поднаторел в борьбе с тесным и абсурдным пространством фоменковского подвала голь на выдумки хитра. Чтоб актерам было где разогнаться, художником сооружена двухпалубная деревянная конструкция, а чтоб было где тормознуться, режиссером добавлена лишняя толика абсурда: весь пол густо усеян пробками от бутылок рома, которыми то и дело пуляет с верхнего этажа Капитан Шотовер (Карэн Бадалов), и все обитатели дома комично и мужественно ковыляют по этому «ковру».
В финале, когда наконец грянет гром Первой мировой, вся эта шаткая посудина, удерживаемая канатами, как и следовало ожидать, развалится, а за сценой в этот момент грянут финальную музыку из фильма Феллини «И корабль плывет» (то бишь хор из оперы Верди «Набукко»). Мотив «и поделом», слегка намеченный в пьесе Шоу, в этом спектакле попросту невозможен всех обитателей потонувшего ковчега ужасно жалко, включая пронырливого дельца Менгена (Максим Литовченко).
Забавных чудаковатых деталей и черточек придумана тьма ровно столько, чтоб проникнуться симпатией ко всем этим людям. Да и бывало ли когда, чтоб «фоменки» захотели влюбить в себя публику и не сумели? Скромное обаяние Карэна Бадалова, Полины Кутеповой (Ариадна), Наталии Курдюбовой (Гесиона), Ильи Любимова (Гектор) делают свое дело. Нельзя сказать, что их усилия совершенно спасают от скуки, но в Доме, где хозяева милые люди, порой и поскучать приятно.
Без отваги к этому «Дому» и не подступиться: хотя Шоу написал отменную (живую, смешную, умную) пьесу, ее сценическая история почти не знает удач. Главная беда актеров и режиссеров состояла, как правило, в том, что они, словно в песке, вязли в длинных многословных диалогах, не в силах сыскать того суперцемента, который намертво скрепил бы все эти слова, слова, слова. Один из печальных примеров последнего времени зевотный спектакль Темура Чхеидзе в Большом драматическом театре.
По-видимому, чтобы удачно воплотить пьесу Шоу на сцене, следует добиться самой малости хорошо сыграть заглавную роль. Собственно, имеется в виду роль того самого Дома, где случилась упомянутая неприятность с сердцами. Если сказать еще проще, пьеса Бернарда Шоу «атмосферная»: ничего не происходит, но что-то неуловимое долго висит в воздухе, чтоб наконец разразиться грозой в финале. А по части «атмосферы» нет в Москве больших спецов, чем «фоменки», кто ж этого не знает, спросите у кого хотите.
Режиссер Каменькович свою слабость к «атмосферным» пьесам тоже доказал. Несколько лет назад он, например, поставил во МХАТе «Ю» Оли Мухиной пьесу про дом, где сердца куролесили как малахольные, а в воздухе непрожеванной котлетой висело любовное томление по прозвищу Ю. Сравнивать девичьи вздохи Оли Мухиной с точными рапирными уколами умного англичанина прием, прямо скажем, некорректный, но факт состоит в том, что нужную атмосферу на сцене Каменькович передать способен, а новый спектакль «фоменок» лучше старого «Ю» как раз по той причине, что Шоу в энное количество раз круче Оли Мухиной.
Зримым воплощением духа Дома Капитана Шотовера стала устрашающая резная фигура с носа корабля, присобаченная к одной из несущих колонн. Художник Владимир Максимов давно поднаторел в борьбе с тесным и абсурдным пространством фоменковского подвала голь на выдумки хитра. Чтоб актерам было где разогнаться, художником сооружена двухпалубная деревянная конструкция, а чтоб было где тормознуться, режиссером добавлена лишняя толика абсурда: весь пол густо усеян пробками от бутылок рома, которыми то и дело пуляет с верхнего этажа Капитан Шотовер (Карэн Бадалов), и все обитатели дома комично и мужественно ковыляют по этому «ковру».
В финале, когда наконец грянет гром Первой мировой, вся эта шаткая посудина, удерживаемая канатами, как и следовало ожидать, развалится, а за сценой в этот момент грянут финальную музыку из фильма Феллини «И корабль плывет» (то бишь хор из оперы Верди «Набукко»). Мотив «и поделом», слегка намеченный в пьесе Шоу, в этом спектакле попросту невозможен всех обитателей потонувшего ковчега ужасно жалко, включая пронырливого дельца Менгена (Максим Литовченко).
Забавных чудаковатых деталей и черточек придумана тьма ровно столько, чтоб проникнуться симпатией ко всем этим людям. Да и бывало ли когда, чтоб «фоменки» захотели влюбить в себя публику и не сумели? Скромное обаяние Карэна Бадалова, Полины Кутеповой (Ариадна), Наталии Курдюбовой (Гесиона), Ильи Любимова (Гектор) делают свое дело. Нельзя сказать, что их усилия совершенно спасают от скуки, но в Доме, где хозяева милые люди, порой и поскучать приятно.
Глеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002