В стране интриг и иллюзий
«Театральный роман» Булгакова это театральное искушение. Темы закулисья, внутренних интриг, запутанных производственных процессов захватывают. Зрителям интересно все тайное, а скрытое от глаз тяжелым занавесом недоступно посвященным. Но то, что для публики тайна, для актеров ежедневный быт, порой доходящий до абсурда. Пародировать такое отдельное удовольствие.
Парадоксы театральной магии, неразрывные от прозы театральной кухни, в спектакле «Мастерской П. Фоменко» вышли на первый план. А горькая, автобиографичная драма писателя, тема его непростых отношений с Художественным театром (названным в романе «Независимым») несколько стушевались перед натиском обаятельного гротеска. И хотя повествование, как и в книге, идет на сцене от лица Максудова (alter ego самого Булгакова), то «Театральный роман» в «Мастерской» рассказывается от имени театра. «Основоположники», «середняки», актерская молодежь, администраторы, секретари, управляющие… Многочисленное театральное население, как мозаика из ярких мини-портретиков, сложилось в коллективного героя, ставшего главным. Театр в этом спектакле уверенно отстаивает свою, лицедейскую «правду», зачастую выдавая за нее изысканную ложь. Новичок, не чувствующий всех тонкостей и подводных течений затейливого закулисного существования, обречен быть отверженным.
Кирилл Пирогов в роли Максудова не стал сопротивляться ситуации, подтвердив истину, что театр искусство коллективное, а актер, даже играющий главную роль, не солист, а участник коллективного процесса. Хотя, наверное, если бы Пирогов захотел, мог бы написать свой захватывающий роман об истории этой постановки. Рассказал бы о том, почему из списка литературы, предложенного Петром Наумовичем, выбрал именно эту книгу. Поведал бы об удачном самостоятельном отрывке первой режиссерской пробе. О дальнейших режиссерских мытарствах возможно ли, постоянно находясь в действии, еще и руководить остальными? О том, что привнес в постановку подключившийся на определенном этапе Иван Поповски. Что сделал сам Петр Наумович, взявшийся спасать положение…
А пока мы читаем эту «книгу», глядя на сцену. Видим дрожащее пятно света, пробивающееся сквозь густой мрак, белое облако дыма, слышим таинственную музыку Ильи Саца к «Синей птице»… Наверное, именно так снисходит вдохновение, волнуя предчувствием замысла новой реальности. В редкие минуты одиночества Максудов Пирогова, поглощенный творчеством сочинителя, великолепен. Одухотворенным взглядом следит за миром, рождающимся в его воображении и неведомым образом обретающим самостоятельность. Театр реальный и театр придуманный сливаются воедино. Пленник иллюзий Максудов идеализирует заповедное пространство, куда ему путь заказан. Пытается вникнуть в его законы, и ничего не понимает. Репетиции, интриги, совещания, новые интриги Непреклонные секретарши бдительно берегут симметрию раскола в Художественном театре (действие романа охватывает время ссоры его основателей). У правой кулисы, возле портрета Немировича-Данченко, Поликсена Васильевна Торопецкая (Галина Тюнина) ловкая в делах и суровая с каждым, кто не вовремя попадет под руку. Слева, при Станиславском, властная Августа Менажраки, сочно сыгранная Мадлен Джабраиловой. Щегольская шевелюра непокорных волос, горделивый вид, лукавый прищур вечного пересчета в уме цифр, параграфов, ходов тщательно простроенных интриг… С такой, на всякий случай, лучше держаться поосторожнее.
Кульминация гротескного путешествия Максудова читка пьесы отцу-основателю Ивану Васильевичу (если бы Станиславский, послуживший его прототипом, взглянул на «себя» в исполнении Максима Литовченко, то позабыл бы свое знаменитое «не верю»). Но и эта встреча не просвещает, а все больше запутывает неофита. Роль доброго наставника берет на себя артист Бомбардов (сосредоточенно сыгранный Никитой Тюниным). Именно благодаря ему сцена со старейшинами театра, разбирающими пьесу Максудова, превращается в подобие кукольного балета. Бомбардов многое проясняет новичку, рассеивает наивные иллюзии, ниспровергает авторитеты. Театр жесток к чужаку. Производство, отлаженное до последней шестеренки, отвергает человека творчества. И в финале Максудов уходит в тот же белый дым, увлекаясь новым великим замыслом, проговаривая строки романа о Мастере и Маргарите, не испытывая никаких мук отчаяния из-за несбывшихся театральных надежд.
Спектаклям «Мастерской П. Фоменко» свойственно расти со временем. Наверняка окрепнет и «Театральный роман». Возможно, и в роли Максудова усилится горечь и драматизм личности, не принятой миром, куда он так стремился. Ведь это давняя актерская тема Кирилла Пирогова, пронзительно играющего и Тузенбаха в «Трех сестрах», и Беранже в «Носороге», и Фауста в «Триптихе».
Парадоксы театральной магии, неразрывные от прозы театральной кухни, в спектакле «Мастерской П. Фоменко» вышли на первый план. А горькая, автобиографичная драма писателя, тема его непростых отношений с Художественным театром (названным в романе «Независимым») несколько стушевались перед натиском обаятельного гротеска. И хотя повествование, как и в книге, идет на сцене от лица Максудова (alter ego самого Булгакова), то «Театральный роман» в «Мастерской» рассказывается от имени театра. «Основоположники», «середняки», актерская молодежь, администраторы, секретари, управляющие… Многочисленное театральное население, как мозаика из ярких мини-портретиков, сложилось в коллективного героя, ставшего главным. Театр в этом спектакле уверенно отстаивает свою, лицедейскую «правду», зачастую выдавая за нее изысканную ложь. Новичок, не чувствующий всех тонкостей и подводных течений затейливого закулисного существования, обречен быть отверженным.
Кирилл Пирогов в роли Максудова не стал сопротивляться ситуации, подтвердив истину, что театр искусство коллективное, а актер, даже играющий главную роль, не солист, а участник коллективного процесса. Хотя, наверное, если бы Пирогов захотел, мог бы написать свой захватывающий роман об истории этой постановки. Рассказал бы о том, почему из списка литературы, предложенного Петром Наумовичем, выбрал именно эту книгу. Поведал бы об удачном самостоятельном отрывке первой режиссерской пробе. О дальнейших режиссерских мытарствах возможно ли, постоянно находясь в действии, еще и руководить остальными? О том, что привнес в постановку подключившийся на определенном этапе Иван Поповски. Что сделал сам Петр Наумович, взявшийся спасать положение…
А пока мы читаем эту «книгу», глядя на сцену. Видим дрожащее пятно света, пробивающееся сквозь густой мрак, белое облако дыма, слышим таинственную музыку Ильи Саца к «Синей птице»… Наверное, именно так снисходит вдохновение, волнуя предчувствием замысла новой реальности. В редкие минуты одиночества Максудов Пирогова, поглощенный творчеством сочинителя, великолепен. Одухотворенным взглядом следит за миром, рождающимся в его воображении и неведомым образом обретающим самостоятельность. Театр реальный и театр придуманный сливаются воедино. Пленник иллюзий Максудов идеализирует заповедное пространство, куда ему путь заказан. Пытается вникнуть в его законы, и ничего не понимает. Репетиции, интриги, совещания, новые интриги Непреклонные секретарши бдительно берегут симметрию раскола в Художественном театре (действие романа охватывает время ссоры его основателей). У правой кулисы, возле портрета Немировича-Данченко, Поликсена Васильевна Торопецкая (Галина Тюнина) ловкая в делах и суровая с каждым, кто не вовремя попадет под руку. Слева, при Станиславском, властная Августа Менажраки, сочно сыгранная Мадлен Джабраиловой. Щегольская шевелюра непокорных волос, горделивый вид, лукавый прищур вечного пересчета в уме цифр, параграфов, ходов тщательно простроенных интриг… С такой, на всякий случай, лучше держаться поосторожнее.
Кульминация гротескного путешествия Максудова читка пьесы отцу-основателю Ивану Васильевичу (если бы Станиславский, послуживший его прототипом, взглянул на «себя» в исполнении Максима Литовченко, то позабыл бы свое знаменитое «не верю»). Но и эта встреча не просвещает, а все больше запутывает неофита. Роль доброго наставника берет на себя артист Бомбардов (сосредоточенно сыгранный Никитой Тюниным). Именно благодаря ему сцена со старейшинами театра, разбирающими пьесу Максудова, превращается в подобие кукольного балета. Бомбардов многое проясняет новичку, рассеивает наивные иллюзии, ниспровергает авторитеты. Театр жесток к чужаку. Производство, отлаженное до последней шестеренки, отвергает человека творчества. И в финале Максудов уходит в тот же белый дым, увлекаясь новым великим замыслом, проговаривая строки романа о Мастере и Маргарите, не испытывая никаких мук отчаяния из-за несбывшихся театральных надежд.
Спектаклям «Мастерской П. Фоменко» свойственно расти со временем. Наверняка окрепнет и «Театральный роман». Возможно, и в роли Максудова усилится горечь и драматизм личности, не принятой миром, куда он так стремился. Ведь это давняя актерская тема Кирилла Пирогова, пронзительно играющего и Тузенбаха в «Трех сестрах», и Беранже в «Носороге», и Фауста в «Триптихе».
Елена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Как жаль
»Екатерина Наркевич, «http://newsmcs.ru», 25.11.2013
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Все, кроме любвиЕлена Сизенко, «Итоги», 27.11.2006
- Карнавальный бенефисАлена Карась, «Российская газета», 22.11.2006
- Односторонний бракАлла Шендерова, «Коммерсантъ», 22.11.2006
- К чертям собачьимДина Годер, «Газета.ру (Gazeta.Ru)», 21.11.2006
- Женщина с веером и характеромОльга Егошина, «Новые Известия», 22.10.2006
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Комедия, местами даже фарсАлена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004