Критический дар
В театре «Мастерская П. Н. Фоменко» сыграли «Дар» Владимира Набокова в постановке Евгения Каменьковича. Спектакль стал одновременно первой премьерой труппы после смерти Петра Наумовича Фоменко и последней, сделанной ещё при его жизни: первые прогоны прошли летом.
Евгений Каменькович режиссёр очень неровный. Он может поставить многочасовой эпический спектакль по «Улиссу» Джеймса Джойса, а может непритязательную бродвейскую пьесу, которая обернётся провалом. Он постановщик страстный и увлекающийся, каждый раз всерьёз заболевающий выбранным им материалом даже в тех случаях, когда этот выбор выглядит странным. Он может выпустить постановку, которую будут вспоминать ещё много лет, а сразу вслед за ней целую вереницу проходных спектаклей. Кажется, многие его замыслы рождаются почти случайно.
Однако некоторые, наиболее масштабные, лелеются не одно десятилетие. «Дар» как раз из последних.
Поставить его Каменькович мечтал давно, ожидая, как и в случае с Джойсом, пока Фоменко скажет сакраментальное «Пора!». Фоменко «Дар» одобрил и успел сделать к нему множество замечаний, в соответствии с которыми постановка была доработана. И при всех проблемах этого спектакля факт налицо: это самая значимая и удачная работа Каменьковича за 3 года, прошедшие с премьеры «Улисса».
Одной из отправных точек «Дара» стал придуманный актрисой Полиной Кутеповой персонаж, которого нет у Набокова. В романе писатель постоянно играет с формой, перенося повествование от первого лица к третьему и обратно. Это дало Каменьковичу и Кутеповой повод материализовать второе «я» главного героя, молодого поэта и прозаика в одном лице Фёдора Годунова-Чердынцева. Вместе с ним выходит на сцену Критик, определённый в программке как «его воображаемая литературная необходимость».
Полина Кутепова превращается в странное бесполое существо с длинным носом и волосами чуть выше плеч, в сюртуке и шляпе-котелке. Своим внешним видом и смешной угловатой пластикой она похожа не то на безусого Чаплина, не то на побрившегося Гоголя.
В начале спектакля Критик Кутеповой появляется из глубины кулис, нагруженный чемоданами. В них обнаруживаются старые пластинки и груды книг. Пластинки он заставляет зазвучать лёгким прикосновением пальца, а книги определяет своим острым нюхом: вот Пушкин, вот Гоголь, а вот учебник русской грамматики, который одним обонянием опознать всё же не удаётся (парафраз статьи Набокова, писавшего, что «чувствительный нос Гоголя открыл в литературе новые запахи»).
Критик, почти непрерывно присутствующий на сцене и подхватывающий на лету реплики Фёдора, становится не только альтер эго Набокова и его героя, но и квинтэссенцией всего театра Фоменко. Живого, восторженного, искрящегося энергией радости и верой в чудо.
Пространство, созданное постоянным художником театра Владимиром Максимовым, даёт большой простор для режиссёрской фантазии. От занимающих весь сценический портал высоченных полуовальных дверей-ставен отходят железнодорожные пути, которые пересекаются в середине, на вращающемся деревянном помосте. По рельсам движутся тележки-дрезины, становящиеся всем подряд: трамваями, квартирой героя, больничной каталкой. Вокруг похожие на уличные фонари телеграфные столбы, провода от которых мерно подрагивают в такт музыке.
Годунов-Чердынцев оказывается в положении вечного скитальца, далеко-далеко от захваченной большевиками России, куда ему не суждено вернуться.
На распутье географическом и духовном, где соприкасаются все культуры, но ни одна не задерживается надолго, а вещи всегда остаются собранными.
Гигантские окна закруглённых дверей делаются экраном, на который что только не проецируется: чёрно-белые городские пейзажи, газетные заголовки на немецком, табличка с названием улицы, капли дождя, сияющие звёзды. Когда Фёдор читает свои стихи о детстве, за мутными стёклами появляются загадочные тени и играют расплывчато перемигивающимися фонарями. Каменькович вплетает в спектакль стихотворения Набокова, в одном из которых есть такие строки: «Люби лишь то, что редкостно и мнимо,/ Что крадется окраинами сна». И многочисленные эффекты ему нужны именно для материализации полуночного волшебства, для создания сновидческой атмосферы, в какую погружён юный писатель Годунов-Чердынцев.
Но, увы, за исключением редких моментов, чуда так и не происходит.
«Дар» спектакль, сделанный по давно готовым и проверенным рецептам. В нём немало ловких и остроумных находок, но ни одна из них не выглядит неожиданной.
Бредящий муж Чернышевской, хозяйки литературной гостиной, видит призрака своего сына Яши и вдруг само собой начинает играть пианино, после чего он уверенно к нему подходит и услужливо переворачивает ноты для незримого юноши, который за ним сидит. Фёдор сочиняет свою книгу, быстро водя пером по воздуху и вокруг кружатся в танце силуэты его героев.
Книга выходит, и критики озвучивают свои мнения то на мотив «Марсельезы», то в ритме «Интернационала», то на молитвенный лад.
Подобные приёмы уже были многократно использованы в театре Фоменко как им самим, так и Каменьковичем. Впрочем, это ещё не проблема, и они всё равно вполне могли бы хорошо прозвучать.
Но спектаклю не хватает главного некой сущности, которая заставила бы его взлететь. Нет того актёрского запала, которым живут лучшие постановки «Мастерской». Нет средоточия смыслов, которые наполнили бы хорошо знакомую форму. Звенящая лёгкость спектакля не обрастает глубиной, а улетучивается безвозвратно.
Четыре часа он существует не просто на одном дыхании, но и в одной интонации. Действие стоит на месте, ни на секунду не меняя окраски.
События движутся нескончаемым, но однородным потоком, в котором уже невозможно выделить главное.
«Дар» оборачивается зрелищем приятным, милым, добротным и бесполезным.
Лишь в финале «Дар» вырывается из заданных самому себе пределов.
Годунов-Чердынцев Фёдора Малышева, оставшийся наконец наедине с любимой девушкой и полный решимости начать новую счастливую жизнь, спрыгивает со сцены и молниеносно устремляется вверх по спинкам зрительских кресел, скрываясь в итоге за бортиком балкона.
И в этом лихом режиссёрском озорстве, в этом буквально воплощённом полёте вдохновения, жизни оказывается гораздо больше, чем во всём предыдущем спектакле. Этот забег словно показывает, каким он мог бы быть если бы.
Евгений Каменькович режиссёр очень сильный; мало кто, кроме него, так же тонко и нежно чувствует большую прозу, и вообще никто больше не верен до такой степени языку Фоменко и так не органичен в нём так, как Каменькович. Но для Мастерской «Дар» выглядит проходным спектаклем, и движение в заданном первой премьерой красивом и несмелом направлении может привести театр к тупику. Совсем скоро, когда истечёт 40 дней со смерти Петра Наумовича Фоменко, будет решаться судьба театра, и очень важно, чтобы путь, который выберет труппа, не стал ошибочным.
Евгений Каменькович режиссёр очень неровный. Он может поставить многочасовой эпический спектакль по «Улиссу» Джеймса Джойса, а может непритязательную бродвейскую пьесу, которая обернётся провалом. Он постановщик страстный и увлекающийся, каждый раз всерьёз заболевающий выбранным им материалом даже в тех случаях, когда этот выбор выглядит странным. Он может выпустить постановку, которую будут вспоминать ещё много лет, а сразу вслед за ней целую вереницу проходных спектаклей. Кажется, многие его замыслы рождаются почти случайно.
Однако некоторые, наиболее масштабные, лелеются не одно десятилетие. «Дар» как раз из последних.
Поставить его Каменькович мечтал давно, ожидая, как и в случае с Джойсом, пока Фоменко скажет сакраментальное «Пора!». Фоменко «Дар» одобрил и успел сделать к нему множество замечаний, в соответствии с которыми постановка была доработана. И при всех проблемах этого спектакля факт налицо: это самая значимая и удачная работа Каменьковича за 3 года, прошедшие с премьеры «Улисса».
Одной из отправных точек «Дара» стал придуманный актрисой Полиной Кутеповой персонаж, которого нет у Набокова. В романе писатель постоянно играет с формой, перенося повествование от первого лица к третьему и обратно. Это дало Каменьковичу и Кутеповой повод материализовать второе «я» главного героя, молодого поэта и прозаика в одном лице Фёдора Годунова-Чердынцева. Вместе с ним выходит на сцену Критик, определённый в программке как «его воображаемая литературная необходимость».
Полина Кутепова превращается в странное бесполое существо с длинным носом и волосами чуть выше плеч, в сюртуке и шляпе-котелке. Своим внешним видом и смешной угловатой пластикой она похожа не то на безусого Чаплина, не то на побрившегося Гоголя.
В начале спектакля Критик Кутеповой появляется из глубины кулис, нагруженный чемоданами. В них обнаруживаются старые пластинки и груды книг. Пластинки он заставляет зазвучать лёгким прикосновением пальца, а книги определяет своим острым нюхом: вот Пушкин, вот Гоголь, а вот учебник русской грамматики, который одним обонянием опознать всё же не удаётся (парафраз статьи Набокова, писавшего, что «чувствительный нос Гоголя открыл в литературе новые запахи»).
Критик, почти непрерывно присутствующий на сцене и подхватывающий на лету реплики Фёдора, становится не только альтер эго Набокова и его героя, но и квинтэссенцией всего театра Фоменко. Живого, восторженного, искрящегося энергией радости и верой в чудо.
Пространство, созданное постоянным художником театра Владимиром Максимовым, даёт большой простор для режиссёрской фантазии. От занимающих весь сценический портал высоченных полуовальных дверей-ставен отходят железнодорожные пути, которые пересекаются в середине, на вращающемся деревянном помосте. По рельсам движутся тележки-дрезины, становящиеся всем подряд: трамваями, квартирой героя, больничной каталкой. Вокруг похожие на уличные фонари телеграфные столбы, провода от которых мерно подрагивают в такт музыке.
Годунов-Чердынцев оказывается в положении вечного скитальца, далеко-далеко от захваченной большевиками России, куда ему не суждено вернуться.
На распутье географическом и духовном, где соприкасаются все культуры, но ни одна не задерживается надолго, а вещи всегда остаются собранными.
Гигантские окна закруглённых дверей делаются экраном, на который что только не проецируется: чёрно-белые городские пейзажи, газетные заголовки на немецком, табличка с названием улицы, капли дождя, сияющие звёзды. Когда Фёдор читает свои стихи о детстве, за мутными стёклами появляются загадочные тени и играют расплывчато перемигивающимися фонарями. Каменькович вплетает в спектакль стихотворения Набокова, в одном из которых есть такие строки: «Люби лишь то, что редкостно и мнимо,/ Что крадется окраинами сна». И многочисленные эффекты ему нужны именно для материализации полуночного волшебства, для создания сновидческой атмосферы, в какую погружён юный писатель Годунов-Чердынцев.
Но, увы, за исключением редких моментов, чуда так и не происходит.
«Дар» спектакль, сделанный по давно готовым и проверенным рецептам. В нём немало ловких и остроумных находок, но ни одна из них не выглядит неожиданной.
Бредящий муж Чернышевской, хозяйки литературной гостиной, видит призрака своего сына Яши и вдруг само собой начинает играть пианино, после чего он уверенно к нему подходит и услужливо переворачивает ноты для незримого юноши, который за ним сидит. Фёдор сочиняет свою книгу, быстро водя пером по воздуху и вокруг кружатся в танце силуэты его героев.
Книга выходит, и критики озвучивают свои мнения то на мотив «Марсельезы», то в ритме «Интернационала», то на молитвенный лад.
Подобные приёмы уже были многократно использованы в театре Фоменко как им самим, так и Каменьковичем. Впрочем, это ещё не проблема, и они всё равно вполне могли бы хорошо прозвучать.
Но спектаклю не хватает главного некой сущности, которая заставила бы его взлететь. Нет того актёрского запала, которым живут лучшие постановки «Мастерской». Нет средоточия смыслов, которые наполнили бы хорошо знакомую форму. Звенящая лёгкость спектакля не обрастает глубиной, а улетучивается безвозвратно.
Четыре часа он существует не просто на одном дыхании, но и в одной интонации. Действие стоит на месте, ни на секунду не меняя окраски.
События движутся нескончаемым, но однородным потоком, в котором уже невозможно выделить главное.
«Дар» оборачивается зрелищем приятным, милым, добротным и бесполезным.
Лишь в финале «Дар» вырывается из заданных самому себе пределов.
Годунов-Чердынцев Фёдора Малышева, оставшийся наконец наедине с любимой девушкой и полный решимости начать новую счастливую жизнь, спрыгивает со сцены и молниеносно устремляется вверх по спинкам зрительских кресел, скрываясь в итоге за бортиком балкона.
И в этом лихом режиссёрском озорстве, в этом буквально воплощённом полёте вдохновения, жизни оказывается гораздо больше, чем во всём предыдущем спектакле. Этот забег словно показывает, каким он мог бы быть если бы.
Евгений Каменькович режиссёр очень сильный; мало кто, кроме него, так же тонко и нежно чувствует большую прозу, и вообще никто больше не верен до такой степени языку Фоменко и так не органичен в нём так, как Каменькович. Но для Мастерской «Дар» выглядит проходным спектаклем, и движение в заданном первой премьерой красивом и несмелом направлении может привести театр к тупику. Совсем скоро, когда истечёт 40 дней со смерти Петра Наумовича Фоменко, будет решаться судьба театра, и очень важно, чтобы путь, который выберет труппа, не стал ошибочным.
Николай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011