Комедии народного потребления
Как сезон откроешь, так его и проведешь. Судя по сентябрьским премьерам, для некоторых московских театров эта примета обещает оказаться дурной.
В Маяковке еще пахнет свежей краской. Разгуливая по гардеробу, зрители с любопытством закидывают головы. Виной тому игривая инсталляция на потолке в честь 90-летия театра.
Начиная с вешалки, здесь подновилось все. Репертуар не стал исключением, юбилейный сезон открылся премьерой. На Основной сцене играют комедию Достоевского «Дядюшкин сон». Едкую сатиру о провинциальных нравах и попытке первой дамы города Мордасова выдать юную дочь за богатого маразматика князя режиссер Екатерина Гранитова превратила в легкий необременительный водевиль. Не удивительно, что в подстрочник было решено взять фразу самого автора, который охарактеризовал свою повесть, написанную в страхе перед цензурой, как «вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности». Что ж, этот статус постановка оправдывает на все сто сатира повести настолько измельчала, что превратилась в безобидные и несмешные анекдоты.
Картины из жизни Мордасова разворачиваются в пространстве античного портика (сценография Елены Ярочкиной). Развалившийся фронтон обнажает чердак простой деревянной избы, который зиждется на остатках колонн и одинокой крутобедрой кариатиде. Намек на провинциальное лицемерие и, пожалуй, более выразительный, чем не вполне удачные актерские работы. Хорошенькая Зина (Полина Лазарева), невеста князя, не только «чиста как голубь», но и по-птичьи легкомысленна. А ее попытки сопротивления выглядят удивительно на фоне того, как барышня строит глазки всем без разбора и жалкому prince (Игорь Марычев), и презираемому Мозглякову (Александр Алябьев). Сама Марья Александровна в исполнении изящной Ольги Прокофьевой больше напоминает карикатурную Шапокляк, тихо устраивающую свои делишки, нежели властную первую даму общества. Старичок-князь и вовсе предстал клоуном на колесиках.
Залихватский зачин исполнение отрывков из оперы «Евгений Онегин» мордасовскими дамами под гремучую смесь аккордеона и арф, к сожалению, сходит на нет, оставляя после себя только бесконечные пустые диалоги. Антуражная театральность «Дядюшкиного сна» не способна прикрыть слабости режиссуры, как античный портик, за которым проглядывает захламленный чердак. Несмотря на пять арф, меховые наряды и смены красивейших туалетов, зал заскучал. Нескольких удачных гэгов все-таки недостаточно, чтобы удержать трехчасовой спектакль.
В Театре Вахтангова есть свой «Дядюшкин сон». 12 сентября спектакль с Владимиром Этушем и Марией Ароновой в главных ролях прошел вот уже в двухсотый раз. Кстати, Владимир Иванов в этом сезоне выпускает очередную комедию. Выбор режиссера пал на пьесу английского драматурга Рэя Куни, населившего чуть не каждый наш театр слишком женатыми таксистами. На Арбат шофер-любовник, к счастью, не зарулил. Вот и верно, не нужно ему совать нос в «Чисто семейное дело» именно по этой пьесе Иванов поставил первую премьеру сезона, озаглавленную просто «Обычное дело».
Ведущий невролог больницы Дэвид Мортимер (Алексей Гуськов) готовится к международной конференции, где он удостоен чести произнести вступительное слово. Но внезапно появляется Джейн (Мария Аронова), бывшая любовница доктора. Она шокирует Дэвида новостью, что у него есть незаконнорожденный 18-летний сын, который хочет познакомиться с отцом. Вся дальнейшая история калейдоскоп неловких ситуаций: попытки героя скрыть сюрприз от жены и коллег, шоу с переодеваниями и многоэтажное вранье, доходящее до абсурда. В общем, плодородная почва для крепкой комедии, переполненной «тонким» английским юмором, но не гнушающейся сальностей. Путаная история разворачивается на фоне подчеркнуто британских декораций в клетку Burberry. Знаменитые красные автобусы-даблдекеры и телефонные будки используются как часть интерьера.
Что в спектакле вышло по-настоящему смешно, так это перевоплощения обаятельной Марии Ароновой. Ее Джейн приторно сладкое розовое облако, хрупкая сахарная нежность которого неожиданно соседствует с необычайной упертостью. Сыгранный в гротесковой манере, спектакль стал похож на телевизионный ситком с той лишь разницей, что смех и аплодисменты здесь были настоящими. Хотя наверняка в зале нашлись и такие, кому три часа слушать шутки уровня «у попа проблемы с попой» было тошно.
Тенденцию московских театров открывать сезон комедиями народного потребления прерывает премьера «Мастерской Петра Фоменко». Поставить «Дар» по одноименному роману Владимира Набокова давний замысел Евгения Каменьковича и, видно, любовно взлелеянный. Кажется, режиссер разделил мечту писателя «превратить читателя в зрителя». А к мечтам, как известно, пошлость не подпускают. Спектакль получился сложным и тонким этаким подарком любителям Набокова.
Молодой русский поэт Годунов-Чердынцев (Федор Малышев), живущий в немецкой эмиграции, влюбляется и пишет свой первый роман, биографию Н. Г. Чернышевского. Однако эта бледная тень фабулы ни о книге, ни о спектакле, аккуратно следующем за творчеством писателя, не скажет ровным счетом ничего. Перед нами дар: то ли факт, то ли процесс. Жизнь на сцене пульсирует от вдохновения к вдохновению, пританцовывая под музыку. В едином потоке сознания смешались и сам автор с его обаятельным лирическим героем, и случайные персонажи, и воспоминания, ненароком попавшие в этот водоворот впечатлений.
Режиссера, задумавшего ставить Набокова, поджидает опасность получить спектакль целиком литературный. Евгению Каменьковичу удалось прорваться к театральной выразительности «Дара». Назвать его спектакль литературным можно только в плане эстетской начиненности стихотворениями и цитатами. Манера набоковского текста, в котором повествование ведется от разных лиц, органично воплотилась на сцене, где каждый персонаж получил свой голос, и наглядными стали не только внутренние диалоги, но и та «таинственнейшая и изысканнейшая» многоплановость мышления, которой наслаждался Годунов-Чердынцев. Новый герой, введенный специально для Полины Кутеповой, критик, альтер эго молодого поэта. Это бесполое существо в потрепанном костюме, несуразное и фантасмагорическое, повсюду сует свой большой накладной нос.
Не понадобились ни подробные декорации, ни масса реквизита. Вместо грубой материи легковесные стихи, повисающие в густом воздухе абсолютно открытого пространства сцены. В неуютном чужом Берлине, среди трамвайных рельсов и вагонеток, где туман цепляется за бесчисленные телеграфные столбы, бродит эстетский дух русской литературы с приятным привкусом снобизма по отношению к рыжим усатым бюргерам, беспрестанно пьющим пиво. «Здесь все так плоско, так непрочно, так плохо сделана луна, хотя из Гамбурга нарочно она сюда привезена…» А вместо плоской луны проекции бабочек и городских пейзажей, задерживающиеся в сценическом дыму, прежде чем упасть на поверхность остекленных дверей тонкого полупрозрачного задника
Серьезность поэтического накала разбавляют не только абсурдные клоуноподобные немцы, но и ироничные «номера» собрания чудаковатых писателей или хор критиков, разоблачающих «Жизнь Н. Г. Чернышевского» на мотивы Марсельезы. Здесь нет заметно сыгранных ролей. Кажется, главным героем спектакля стало равномерно сплетенное кружево текста и смыслов, замершее где-то между залом и сценой. Быть может, поэтому зрителю и не дано увидеть традиционной развязки. Счастливый романтик Годунов-Чердынцев просто нагло сбежит от нас по спинкам кресел, буквально по зрительским головам, куда-то в рубку осветителя. А в дар нам останется радостное долгоиграющее послевкусие этой эстетской вещички.
Начиная с вешалки, здесь подновилось все. Репертуар не стал исключением, юбилейный сезон открылся премьерой. На Основной сцене играют комедию Достоевского «Дядюшкин сон». Едкую сатиру о провинциальных нравах и попытке первой дамы города Мордасова выдать юную дочь за богатого маразматика князя режиссер Екатерина Гранитова превратила в легкий необременительный водевиль. Не удивительно, что в подстрочник было решено взять фразу самого автора, который охарактеризовал свою повесть, написанную в страхе перед цензурой, как «вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности». Что ж, этот статус постановка оправдывает на все сто сатира повести настолько измельчала, что превратилась в безобидные и несмешные анекдоты.
Картины из жизни Мордасова разворачиваются в пространстве античного портика (сценография Елены Ярочкиной). Развалившийся фронтон обнажает чердак простой деревянной избы, который зиждется на остатках колонн и одинокой крутобедрой кариатиде. Намек на провинциальное лицемерие и, пожалуй, более выразительный, чем не вполне удачные актерские работы. Хорошенькая Зина (Полина Лазарева), невеста князя, не только «чиста как голубь», но и по-птичьи легкомысленна. А ее попытки сопротивления выглядят удивительно на фоне того, как барышня строит глазки всем без разбора и жалкому prince (Игорь Марычев), и презираемому Мозглякову (Александр Алябьев). Сама Марья Александровна в исполнении изящной Ольги Прокофьевой больше напоминает карикатурную Шапокляк, тихо устраивающую свои делишки, нежели властную первую даму общества. Старичок-князь и вовсе предстал клоуном на колесиках.
Залихватский зачин исполнение отрывков из оперы «Евгений Онегин» мордасовскими дамами под гремучую смесь аккордеона и арф, к сожалению, сходит на нет, оставляя после себя только бесконечные пустые диалоги. Антуражная театральность «Дядюшкиного сна» не способна прикрыть слабости режиссуры, как античный портик, за которым проглядывает захламленный чердак. Несмотря на пять арф, меховые наряды и смены красивейших туалетов, зал заскучал. Нескольких удачных гэгов все-таки недостаточно, чтобы удержать трехчасовой спектакль.
В Театре Вахтангова есть свой «Дядюшкин сон». 12 сентября спектакль с Владимиром Этушем и Марией Ароновой в главных ролях прошел вот уже в двухсотый раз. Кстати, Владимир Иванов в этом сезоне выпускает очередную комедию. Выбор режиссера пал на пьесу английского драматурга Рэя Куни, населившего чуть не каждый наш театр слишком женатыми таксистами. На Арбат шофер-любовник, к счастью, не зарулил. Вот и верно, не нужно ему совать нос в «Чисто семейное дело» именно по этой пьесе Иванов поставил первую премьеру сезона, озаглавленную просто «Обычное дело».
Ведущий невролог больницы Дэвид Мортимер (Алексей Гуськов) готовится к международной конференции, где он удостоен чести произнести вступительное слово. Но внезапно появляется Джейн (Мария Аронова), бывшая любовница доктора. Она шокирует Дэвида новостью, что у него есть незаконнорожденный 18-летний сын, который хочет познакомиться с отцом. Вся дальнейшая история калейдоскоп неловких ситуаций: попытки героя скрыть сюрприз от жены и коллег, шоу с переодеваниями и многоэтажное вранье, доходящее до абсурда. В общем, плодородная почва для крепкой комедии, переполненной «тонким» английским юмором, но не гнушающейся сальностей. Путаная история разворачивается на фоне подчеркнуто британских декораций в клетку Burberry. Знаменитые красные автобусы-даблдекеры и телефонные будки используются как часть интерьера.
Что в спектакле вышло по-настоящему смешно, так это перевоплощения обаятельной Марии Ароновой. Ее Джейн приторно сладкое розовое облако, хрупкая сахарная нежность которого неожиданно соседствует с необычайной упертостью. Сыгранный в гротесковой манере, спектакль стал похож на телевизионный ситком с той лишь разницей, что смех и аплодисменты здесь были настоящими. Хотя наверняка в зале нашлись и такие, кому три часа слушать шутки уровня «у попа проблемы с попой» было тошно.
Тенденцию московских театров открывать сезон комедиями народного потребления прерывает премьера «Мастерской Петра Фоменко». Поставить «Дар» по одноименному роману Владимира Набокова давний замысел Евгения Каменьковича и, видно, любовно взлелеянный. Кажется, режиссер разделил мечту писателя «превратить читателя в зрителя». А к мечтам, как известно, пошлость не подпускают. Спектакль получился сложным и тонким этаким подарком любителям Набокова.
Молодой русский поэт Годунов-Чердынцев (Федор Малышев), живущий в немецкой эмиграции, влюбляется и пишет свой первый роман, биографию Н. Г. Чернышевского. Однако эта бледная тень фабулы ни о книге, ни о спектакле, аккуратно следующем за творчеством писателя, не скажет ровным счетом ничего. Перед нами дар: то ли факт, то ли процесс. Жизнь на сцене пульсирует от вдохновения к вдохновению, пританцовывая под музыку. В едином потоке сознания смешались и сам автор с его обаятельным лирическим героем, и случайные персонажи, и воспоминания, ненароком попавшие в этот водоворот впечатлений.
Режиссера, задумавшего ставить Набокова, поджидает опасность получить спектакль целиком литературный. Евгению Каменьковичу удалось прорваться к театральной выразительности «Дара». Назвать его спектакль литературным можно только в плане эстетской начиненности стихотворениями и цитатами. Манера набоковского текста, в котором повествование ведется от разных лиц, органично воплотилась на сцене, где каждый персонаж получил свой голос, и наглядными стали не только внутренние диалоги, но и та «таинственнейшая и изысканнейшая» многоплановость мышления, которой наслаждался Годунов-Чердынцев. Новый герой, введенный специально для Полины Кутеповой, критик, альтер эго молодого поэта. Это бесполое существо в потрепанном костюме, несуразное и фантасмагорическое, повсюду сует свой большой накладной нос.
Не понадобились ни подробные декорации, ни масса реквизита. Вместо грубой материи легковесные стихи, повисающие в густом воздухе абсолютно открытого пространства сцены. В неуютном чужом Берлине, среди трамвайных рельсов и вагонеток, где туман цепляется за бесчисленные телеграфные столбы, бродит эстетский дух русской литературы с приятным привкусом снобизма по отношению к рыжим усатым бюргерам, беспрестанно пьющим пиво. «Здесь все так плоско, так непрочно, так плохо сделана луна, хотя из Гамбурга нарочно она сюда привезена…» А вместо плоской луны проекции бабочек и городских пейзажей, задерживающиеся в сценическом дыму, прежде чем упасть на поверхность остекленных дверей тонкого полупрозрачного задника
Серьезность поэтического накала разбавляют не только абсурдные клоуноподобные немцы, но и ироничные «номера» собрания чудаковатых писателей или хор критиков, разоблачающих «Жизнь Н. Г. Чернышевского» на мотивы Марсельезы. Здесь нет заметно сыгранных ролей. Кажется, главным героем спектакля стало равномерно сплетенное кружево текста и смыслов, замершее где-то между залом и сценой. Быть может, поэтому зрителю и не дано увидеть традиционной развязки. Счастливый романтик Годунов-Чердынцев просто нагло сбежит от нас по спинкам кресел, буквально по зрительским головам, куда-то в рубку осветителя. А в дар нам останется радостное долгоиграющее послевкусие этой эстетской вещички.
Анна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011