«Дар»: фоменки на перепутье
Любимый театр москвичей представил первую премьеру без мастера.
В августе не стало Петра Наумовича Фоменко. Эту утрату до сих пор никто не осознал до конца ни ученики, ни зрители, ни критики. И тем, и другим, и третьим очевидно непросто было начинать новый сезон без своего кумира. Но жизнь продолжается, и работать дальше как-то надо. К сожалению, первая премьера спектакль Евгения Каменьковича «Дар» вписывается в грустное определение «как-то». В постановке много ярких талантливых моментов, но в целом она производит тягостное впечатление. И невозможно решить для себя, из-за чего: неудачная режиссура, невнятный посыл или, быть может, никак не унимающаяся боль потери.
Каменькович задумал ставить набоковский «Дар» давно, репетировал долго и скрупулезно. А после первых летних прогонов успел даже получить комментарии Фоменко. Никто не скажет, будь мастер жив, получился бы спектакль иным или нет. Но сегодня «Дару» точно не выстоять под ударами критики, углядевшей в нем «тупиковый вариант развития Мастерской“».
И действительно, после просмотра волей-неволей приходится констатировать: театр повторяется. Вот здесь молодые фоменки пытаются копировать старых, суетятся на сцене в кружевных юбках позапрошлого века, распевают романсы под гитару, без конца шутят. А здесь режиссер «цитирует» сам себя разбирает текст по косточкам, роется в деталях, смакует каждую паузу. Словом, ведет себя так, как будто знаменитое «фоменковское кружево» объявится и здесь в тяжелом и рыхлом набоковском письме. Но в случае конкретно с этим писателем любовь Каменьковича к литературным тонкостям (вспомнить хотя бы его «Русского человека » по Тургеневу или «Самое важное» по Шишкину) не срабатывает. Набоков не воспринимается «на глаз», только «на слух». А с театральной сцены звучащее слово подразумевает внятность, обусловленность сюжетной интригой, движением вперед. У Набокова в романе всего этого нет там только сложный язык.
Спектакли мастера всегда отличались тем, что их любила любая публика. Он умел сделать их дорогими любому сердцу. С «Даром» не так смотреть на сцену порой если не грустно, то скучно. Непонятно, зачем и почему на сцене толпится столько народу (роман, конечно, многонаселенный, но совсем не обязательно было всех «переводить» в спектакль), откуда взялся двойник главного героя несуществующий у Набокова Критик, и почему его играет совершенно неузнаваемая Полина Кутепова, переодетая в мужской костюм, в парике и с накладным носом. Наконец, неясно, каков главный замысел ради чего поставлено, о чем? Может быть, о ностальгических муках по несуществующей и неосуществимой уже дореволюционной России? Или о любви, которая одна может заставить замолчать даже самый выдающийся талант на свете? Или о дерзновениях молодых гениев? Возможно, о природе творчества? Как будто режиссер не решил, что хочет сказать своему зрителю.
Сравнивать дело неблагодарное, но что делать, если так очевидна попытка сделать фирменный фоменковский спектакль проверенными способами. Чтобы обязательно по выдающейся прозе, но легко, весело и интеллигентно. И вроде бы попытка эта как нельзя кстати, да только вот пока не получается. Вместо добродушного смеха слышится натужный гогот, вместо озорных живых мизансцен видятся добротно сделанные, но все же ученические скетчи (в спектакле заняты почти все бывшие стажеры «Мастерской»).
Не помогает спектаклю и сценография. Слишком мрачная, агрессивная, хоть и эффектная сцена превращена в перрон, разрезана вдоль и поперек рельсами. Почти все время темно. Свет брезжит где-то вдалеке он почти неуловим и призрачен. Впрочем, это, пожалуй, кстати. Гениальная метафора того состояния, в котором находится сегодня театр. Он не простился с великим прошлым, пребывает в печали, но, оставаясь самим собой (очень хорошим, сильным театром), все-таки смотрит в будущее, там надежда уже машет рукой.
Каменькович задумал ставить набоковский «Дар» давно, репетировал долго и скрупулезно. А после первых летних прогонов успел даже получить комментарии Фоменко. Никто не скажет, будь мастер жив, получился бы спектакль иным или нет. Но сегодня «Дару» точно не выстоять под ударами критики, углядевшей в нем «тупиковый вариант развития Мастерской“».
И действительно, после просмотра волей-неволей приходится констатировать: театр повторяется. Вот здесь молодые фоменки пытаются копировать старых, суетятся на сцене в кружевных юбках позапрошлого века, распевают романсы под гитару, без конца шутят. А здесь режиссер «цитирует» сам себя разбирает текст по косточкам, роется в деталях, смакует каждую паузу. Словом, ведет себя так, как будто знаменитое «фоменковское кружево» объявится и здесь в тяжелом и рыхлом набоковском письме. Но в случае конкретно с этим писателем любовь Каменьковича к литературным тонкостям (вспомнить хотя бы его «Русского человека » по Тургеневу или «Самое важное» по Шишкину) не срабатывает. Набоков не воспринимается «на глаз», только «на слух». А с театральной сцены звучащее слово подразумевает внятность, обусловленность сюжетной интригой, движением вперед. У Набокова в романе всего этого нет там только сложный язык.
Спектакли мастера всегда отличались тем, что их любила любая публика. Он умел сделать их дорогими любому сердцу. С «Даром» не так смотреть на сцену порой если не грустно, то скучно. Непонятно, зачем и почему на сцене толпится столько народу (роман, конечно, многонаселенный, но совсем не обязательно было всех «переводить» в спектакль), откуда взялся двойник главного героя несуществующий у Набокова Критик, и почему его играет совершенно неузнаваемая Полина Кутепова, переодетая в мужской костюм, в парике и с накладным носом. Наконец, неясно, каков главный замысел ради чего поставлено, о чем? Может быть, о ностальгических муках по несуществующей и неосуществимой уже дореволюционной России? Или о любви, которая одна может заставить замолчать даже самый выдающийся талант на свете? Или о дерзновениях молодых гениев? Возможно, о природе творчества? Как будто режиссер не решил, что хочет сказать своему зрителю.
Сравнивать дело неблагодарное, но что делать, если так очевидна попытка сделать фирменный фоменковский спектакль проверенными способами. Чтобы обязательно по выдающейся прозе, но легко, весело и интеллигентно. И вроде бы попытка эта как нельзя кстати, да только вот пока не получается. Вместо добродушного смеха слышится натужный гогот, вместо озорных живых мизансцен видятся добротно сделанные, но все же ученические скетчи (в спектакле заняты почти все бывшие стажеры «Мастерской»).
Не помогает спектаклю и сценография. Слишком мрачная, агрессивная, хоть и эффектная сцена превращена в перрон, разрезана вдоль и поперек рельсами. Почти все время темно. Свет брезжит где-то вдалеке он почти неуловим и призрачен. Впрочем, это, пожалуй, кстати. Гениальная метафора того состояния, в котором находится сегодня театр. Он не простился с великим прошлым, пребывает в печали, но, оставаясь самим собой (очень хорошим, сильным театром), все-таки смотрит в будущее, там надежда уже машет рукой.
Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011