Проклятие вечного покоя
За окном бушует стихия, льют дожди, ветер сдувает детей на «зебрах», а это значит что? Что пора возвращаться в академические театры, ведь, судя по погоде, дело к октябрю, все открыли новый сезон. Вспомнил я про это внезапно, настолько увлекся независимым творчеством. Спасибо театру «Мастерская Петра Фоменко» за приглашение на премьерный «московский шабаш в двух частях с одним разоблачением».
Как можно не любить «Мастера и Маргариту»? Творение Булгакова любят все. Кроме разве что очень небольшой группы людей, которым роман действует на нервы из-за того, что в последнее время он «опопсел» стараниями не очень глубоких индивидов. Но, как видите, претензия тут не к Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Вот и Фёдор Малышев вместе с Полиной Агуреевой руководствуясь, возможно, позицией этого абзаца решили перенести столь популярный текст на сцену своего театра.
С их актерским творчеством я знаком достаточно хорошо, с режиссерским же сталкиваюсь впервые, так что даже примерных прогнозов сделать было нельзя. Но чего я ждал точно, так это драйва, динамичного повествования, осовременивания текста, ведь молодые режиссеры всегда стараются поставить пьесу так, как будто до них за нее никто не брался. Это прекрасно, это придает театру жизнь, смахивает с него пыль и перебивает запах нафталина. Но с такой прекрасной дороги очень легко свернуть в пошлость, и вместо бережной работы с первоисточником дать зрителю набор примитивных «дерзких» ходов. К счастью, Фёдор Малышев и Полина Агуреева этого не сделали.
Решение спектакля меня впечатлило — весь первый акт на основной сцене стоял ди-джей за пультом, перед ним маячили темные фигуры людей с коктейлями, занятые беззвучным разговором. Порой они начинали одновременно кивать головами, что создавало чисто «киношный» эффект непрерывного движения в кадре. Три зайца убиты наповал — 1) Постоянная динамика на сцене, 2) Свежая неповторимая идея, 3) Абсолютно понятная трактовка. Ведь в данном контексте встреча Берлиоза и Бездомного с Воландом выглядит как разговор на модной вечеринке литераторов. Берлиоз тут, к слову, похож на стереотипного критика — узкие брючки, шарфик вокруг шеи, разговаривал он томно, растягивая гласные. Ни слова не изменено, при том картина полностью отличная от беседы на Патриарших прудах. Вот, как надо осовременивать!
В сюжетном плане первое действие имеет минимальные расхождения с первоисточником, существенным отличием является только история Пилата и Иешуа. Они несколько раз вторгались на сцену во время «шалостей» компании Воланда. В это время спектакль как будто бы кто-то ставил на паузу. Герои с массовкой замирали, основной свет гас и еле-еле подсвеченный прокуратор выносил на себе сонного забитого пророка. Каждый раз их разговор состоял из одних и тех же фраз, диалоги отличались разве что несколькими новыми предложениями. Суть сцены в отношении Пилата к Иешуа: оно меняется от холодного презрения до крайней чувствительности. Ключ к разгадке этого ребуса ждёт зрителя в самом конце постановки.
Итак, посмотрев на изощренные наказания пошляков и лицемеров, вроде подвешивания бедного Степы Лиходеева на тросы под потолок сцены, я не заметил, как наступил антракт. Отчётливо помню свои первые мысли: «Две вещи, и эмоции от спектакля перевалят через край — если будут раздавать шампанское и случится какой-либо интерактив». Так вот, интерактив случился! А шампанское не раздавали. Может быть, и к лучшему.
Начало второго акта – это соло Маргариты. Как показать разгром в квартире Латунского? Как передать исступление агрессивной до безумия женщины во время ударов молотком по вещам ненавистного критика? Дать актрисе бить по ударной установке! Тут вам и эмоции, и естественная усталость с одышкой, и звуковое сопровождение соответствующее. Ещё одна находка, попавшая прямо в десятку.
С романом уже идут сильные расхождения. Например, здесь практически полностью вырезана сцена в Варьете. Все внимание направлено на бал Сатаны и его последствия. Он поставлен без декораций, из реквизита только стремянка, играющая трон, нетипично, в общем. «Нетипично» — кредо этого спектакля. Можно долго перечислять интересные моменты второго акта, но я не хочу рассказывать все. Подытожить визуальную часть «Мастера и Маргариты» хотелось бы так — сценография и режиссерские идеи постановки — потрясающие. За действием ни на минуту не становится скучно смотреть, это, безусловно, заслуга создателей. Но мне бы хотелось поговорить и о моменте, который подтверждает, что нет ничего идеального.
Второе действие связано с первым только общими персонажами. В нём прерывается стройность композиции. Сатира, поднимаемая ранее никак не всплывает, про неё забывают и без всякого перехода начинают поднимать более глубокие мысли романа, окрашенные трактовкой. Здесь четко проводится параллель между Мастером и Маргаритой, Пилатом и Иешуа. В финале спектакля они одновременно ведут диалог каждый в своей паре, по разным сторонам сцены. И пока Воланд на заднем плане говорит с Левием Матвеем о вечном покое, напрашивается странная мысль — а будут ли Мастер и Маргарита счастливы? Ведь Пилата, судя по первому акту, грызет чувство вины из-за того, как он поступил с Иешуа. Для прокуратора эти отношения — гнетущее бремя, хомутом висящее на его шее. Как-то не вяжется это с темой двух любовников.
Но посмотрим на воплощение сцены. Единственный источник света — две жестяные бочки с огнем внутри. Тон героев усталый и незаинтересованный, как будто они не хотят говорить. Совместив это с уже описанной связью двух пар, можно понять одно — этот Мастер точно не любит свою Маргариту. И прямо сейчас перед нами ему выносят приговор — провести целую вечность с нелюбимой женщиной. «Ух ты!» — скажете вы. Интересно, не спорю, но за что ему подобное наказание? За уничтожение романа? Не такой уж это и грех. А ответа нет. Только мой пытливый зрительский ум зажёгся, как мне моментально дают принципиально отличную и по настроению, и по смыслу концовку. Обрывается постановка на Бездомном, смотрящим под меланхоличную музыку на яркий свет, предположительно, в конце тоннеля. Он тоже получил вечный покой. Но за что? Ответа нет.
В купе с абсолютно отличающимся и по стилистике, и по посылу, первым актом, привязать все линии к одной концепции задача непосильная. Я думал один, я анализировал вместе с человеком, который ходил со мной, но ни к чему стройному мы так и не смогли прийти. Так что вопрос «про что?» остается открытым. Не скрою, для меня это очень досадный режиссерский просчет. Ведь отдельные эпизоды трактовки цепляют! Пилат, который всю жизнь провел с мыслями об Иешуа. Мастер, который не любит Маргариту. Бездомный, получивший свой вечный покой. Весь первый акт с сатирой на современных деятелей искусства чего стоит! Но четкой скрепляющей концепции, к сожалению, нет.
Почему «к сожалению»? Потому что ругать спектакль не хочется совершенно! «Мастер и Маргарита» — это отличный художественный театральный аттракцион. После выхода из зала я ощущал уже давно не испытываемую мной душевную легкость, которая обычно приходит после хорошего спектакля. Однако, как только начинаешь задумываться, удовольствие начинает улетучиваться. Как это может не печалить! Спектакль не пустой, в нем чувствуется желание дать людям что-то новое и интересное. Он насквозь пропитан бурлящей энергией молодых и дерзких авантюристов. Возможно, она и сыграла роковую роль, сбила постановку с четкого курса. Каким бы захватывающим аттракцион ни был, он в первую очередь — аттракцион.
Источник: Artifex.ru
Как можно не любить «Мастера и Маргариту»? Творение Булгакова любят все. Кроме разве что очень небольшой группы людей, которым роман действует на нервы из-за того, что в последнее время он «опопсел» стараниями не очень глубоких индивидов. Но, как видите, претензия тут не к Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Вот и Фёдор Малышев вместе с Полиной Агуреевой руководствуясь, возможно, позицией этого абзаца решили перенести столь популярный текст на сцену своего театра.
С их актерским творчеством я знаком достаточно хорошо, с режиссерским же сталкиваюсь впервые, так что даже примерных прогнозов сделать было нельзя. Но чего я ждал точно, так это драйва, динамичного повествования, осовременивания текста, ведь молодые режиссеры всегда стараются поставить пьесу так, как будто до них за нее никто не брался. Это прекрасно, это придает театру жизнь, смахивает с него пыль и перебивает запах нафталина. Но с такой прекрасной дороги очень легко свернуть в пошлость, и вместо бережной работы с первоисточником дать зрителю набор примитивных «дерзких» ходов. К счастью, Фёдор Малышев и Полина Агуреева этого не сделали.
Решение спектакля меня впечатлило — весь первый акт на основной сцене стоял ди-джей за пультом, перед ним маячили темные фигуры людей с коктейлями, занятые беззвучным разговором. Порой они начинали одновременно кивать головами, что создавало чисто «киношный» эффект непрерывного движения в кадре. Три зайца убиты наповал — 1) Постоянная динамика на сцене, 2) Свежая неповторимая идея, 3) Абсолютно понятная трактовка. Ведь в данном контексте встреча Берлиоза и Бездомного с Воландом выглядит как разговор на модной вечеринке литераторов. Берлиоз тут, к слову, похож на стереотипного критика — узкие брючки, шарфик вокруг шеи, разговаривал он томно, растягивая гласные. Ни слова не изменено, при том картина полностью отличная от беседы на Патриарших прудах. Вот, как надо осовременивать!
В сюжетном плане первое действие имеет минимальные расхождения с первоисточником, существенным отличием является только история Пилата и Иешуа. Они несколько раз вторгались на сцену во время «шалостей» компании Воланда. В это время спектакль как будто бы кто-то ставил на паузу. Герои с массовкой замирали, основной свет гас и еле-еле подсвеченный прокуратор выносил на себе сонного забитого пророка. Каждый раз их разговор состоял из одних и тех же фраз, диалоги отличались разве что несколькими новыми предложениями. Суть сцены в отношении Пилата к Иешуа: оно меняется от холодного презрения до крайней чувствительности. Ключ к разгадке этого ребуса ждёт зрителя в самом конце постановки.
Итак, посмотрев на изощренные наказания пошляков и лицемеров, вроде подвешивания бедного Степы Лиходеева на тросы под потолок сцены, я не заметил, как наступил антракт. Отчётливо помню свои первые мысли: «Две вещи, и эмоции от спектакля перевалят через край — если будут раздавать шампанское и случится какой-либо интерактив». Так вот, интерактив случился! А шампанское не раздавали. Может быть, и к лучшему.
Начало второго акта – это соло Маргариты. Как показать разгром в квартире Латунского? Как передать исступление агрессивной до безумия женщины во время ударов молотком по вещам ненавистного критика? Дать актрисе бить по ударной установке! Тут вам и эмоции, и естественная усталость с одышкой, и звуковое сопровождение соответствующее. Ещё одна находка, попавшая прямо в десятку.
С романом уже идут сильные расхождения. Например, здесь практически полностью вырезана сцена в Варьете. Все внимание направлено на бал Сатаны и его последствия. Он поставлен без декораций, из реквизита только стремянка, играющая трон, нетипично, в общем. «Нетипично» — кредо этого спектакля. Можно долго перечислять интересные моменты второго акта, но я не хочу рассказывать все. Подытожить визуальную часть «Мастера и Маргариты» хотелось бы так — сценография и режиссерские идеи постановки — потрясающие. За действием ни на минуту не становится скучно смотреть, это, безусловно, заслуга создателей. Но мне бы хотелось поговорить и о моменте, который подтверждает, что нет ничего идеального.
Второе действие связано с первым только общими персонажами. В нём прерывается стройность композиции. Сатира, поднимаемая ранее никак не всплывает, про неё забывают и без всякого перехода начинают поднимать более глубокие мысли романа, окрашенные трактовкой. Здесь четко проводится параллель между Мастером и Маргаритой, Пилатом и Иешуа. В финале спектакля они одновременно ведут диалог каждый в своей паре, по разным сторонам сцены. И пока Воланд на заднем плане говорит с Левием Матвеем о вечном покое, напрашивается странная мысль — а будут ли Мастер и Маргарита счастливы? Ведь Пилата, судя по первому акту, грызет чувство вины из-за того, как он поступил с Иешуа. Для прокуратора эти отношения — гнетущее бремя, хомутом висящее на его шее. Как-то не вяжется это с темой двух любовников.
Но посмотрим на воплощение сцены. Единственный источник света — две жестяные бочки с огнем внутри. Тон героев усталый и незаинтересованный, как будто они не хотят говорить. Совместив это с уже описанной связью двух пар, можно понять одно — этот Мастер точно не любит свою Маргариту. И прямо сейчас перед нами ему выносят приговор — провести целую вечность с нелюбимой женщиной. «Ух ты!» — скажете вы. Интересно, не спорю, но за что ему подобное наказание? За уничтожение романа? Не такой уж это и грех. А ответа нет. Только мой пытливый зрительский ум зажёгся, как мне моментально дают принципиально отличную и по настроению, и по смыслу концовку. Обрывается постановка на Бездомном, смотрящим под меланхоличную музыку на яркий свет, предположительно, в конце тоннеля. Он тоже получил вечный покой. Но за что? Ответа нет.
В купе с абсолютно отличающимся и по стилистике, и по посылу, первым актом, привязать все линии к одной концепции задача непосильная. Я думал один, я анализировал вместе с человеком, который ходил со мной, но ни к чему стройному мы так и не смогли прийти. Так что вопрос «про что?» остается открытым. Не скрою, для меня это очень досадный режиссерский просчет. Ведь отдельные эпизоды трактовки цепляют! Пилат, который всю жизнь провел с мыслями об Иешуа. Мастер, который не любит Маргариту. Бездомный, получивший свой вечный покой. Весь первый акт с сатирой на современных деятелей искусства чего стоит! Но четкой скрепляющей концепции, к сожалению, нет.
Почему «к сожалению»? Потому что ругать спектакль не хочется совершенно! «Мастер и Маргарита» — это отличный художественный театральный аттракцион. После выхода из зала я ощущал уже давно не испытываемую мной душевную легкость, которая обычно приходит после хорошего спектакля. Однако, как только начинаешь задумываться, удовольствие начинает улетучиваться. Как это может не печалить! Спектакль не пустой, в нем чувствуется желание дать людям что-то новое и интересное. Он насквозь пропитан бурлящей энергией молодых и дерзких авантюристов. Возможно, она и сыграла роковую роль, сбила постановку с четкого курса. Каким бы захватывающим аттракцион ни был, он в первую очередь — аттракцион.
Источник: Artifex.ru
Илья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011