Машина, которую мы собираем
Премьера в Мастерской Петра Фоменко выглядит репортажем из нашей жизни
Федор Малышев рано начал и, надеюсь, далеко пойдет. Его спектакль на Малой сцене у «Фоменок» по пьесе Ильи Кормильцева современен не имитированно, а всерьез — ритмом, формой, посылом. Илья Кормильцев написал пьесу по мотивам оперного либретто Брехта, а Федор Малышев сделал спектакль по мотивам сегодняшнего дня. Что, собственно, это значит?
Не грохот музыки, хотя он есть. Не киноэкраны с проекцией, хотя они имеются. И даже не скорость развития действия, хотя спектакль точно конструирует то же помрачающее ускорение, то же онемение чувств, что и наша повседневность. Будучи поставлена через 12 лет после смерти Кормильцева, пьеса мигрировала от задумчивой сумеречности к пост-апокалиптическому скептицизму, от здоровой издевки к больной, изглоданной абсурдом повестке сегодняшнего дня. И то, что у Кормильцева во «Взлете и падении города М» выглядело притчей, пророчеством, возможной проекцией будущего, у Малышева звучит репортажем с улиц.
Махагония Брехта — страна порока, созданная каторжниками, у Кормильцева — государство счастья, сконструированное прохвостами. Общность одна — в обеих Махагониях как Новому Завету поклоняются деньгам.
И ссылаются при этом как раз на Библию (важнейшая книга для Бертольта Брехта, по его признанию). Но Библию, само собой, отредактированную новейшими временами. Пространство, выстроенное под заповедь «деньги могут все» (казалось бы, пошлая банальность) выходит на сцене таким дерзко-вызывающим, что театр на всякий случай «от себя» дает моральную трактовку: «Город удовольствий, где нет места человеческому, духовному, личному, где единственный закон — деньги, а преступление — это их отсутствие, где самое интимное выставляется на всеобщее обозрение, справедливый суд становится фарсом, а смертная казнь — телевизионным шоу“. Легко опознается, не так ли? Все происходит в формате шоу. Интимное как публичное, и публичное как обязательное. По залу острыми лучами бьют переклички ассоциаций: расползается липкое, токсичное вещество светской свадьбы, звучит эхо судебной лжи, ввинчиваются в мозг знакомые интонации звездных ведущих, пульсирует слабый ток милосердия, в отдалении проходит шаман-скоморох — словом, дымится и пенится злоба дня.
…Начало: некий чувак, он же ведущий (волосы в пучочек, висящие прядки, заголенные до колен здоровенные ноги), знакомит зал с полетной инструкцией: ремни, спинки кресла и прочее, но его речь то и дело заедает и сжевывается. Кирилл Корнейчук (Тоби Хиггинс) в этой роли — знак нынешнего раскачивания всего и вся: человек-автомат, обыденность–предельность: с одной стороны, сейчас вроде взлетаем, с другой — по всей этой возможности идет рябь. Текстовая обязаловка, подернутая искажением, становится камертоном того, что начнет происходить с героями — и уже происходит с нами.
Федор Малышев тяготеет к балагану, не в бытовом, в бахтинском изводе этого жанра. То есть не к стебу, исчерпываемому быстрее звука, а к балагану как жестко необходимому, выстраданному площадному высказыванию. Именно балаган — тип театра, который протестный ветер современности гонит в центр внимания общества. Пересказ сюжета излишен: все, что отдает брифли, уничтожает достоинства события. Надо смотреть.
Кстати, есть на что. Сценограф Александра Дашевская, полноправный соавтор замысла, создала для творящегося на сцене морока образ среды обитания — черный город, и это родимый Москва-Сити, через реку от театра. Искусственный свет, серые башни, черное небо — образ не только Махагонии, но и чего угодно нынешнего. Нет сомнений: молодой постановщик занят неуловимой материей современности. Но как многое сейчас, это слово обрело двусмысленность везде, особенно в театре. Быть современным — хорошо или плохо? Все, полагаю, зависит от того, что за черты в явлении обозначаются как актуальные. В диапазоне от самовлюбленного расчета до лихого владения модными форматами, от театрального служения до стратегического построения биографии — множество ступенек и оттенков. В спектакле Малышева актуальность — способность иронической фиксации новой типажности жизни и открывающийся за этим коридор смыслов. Свежим и острым звучит незнакомый текст (и как же существенно для театра открывать незнакомые тексты вместо заезженных). Кормильцев, хоть и в споре с первоосновой, но вслед за Брехтом занят исследованием исконного человечьего состава: заблуждений, обольщений, грехов;
сюжет ветвится между продажей тела и жаждой вечной любви, могучей спайкой лесорубов и убийством друга, безумием алчности и блудом публичности, смертью человека и гибелью души.
Он переносит действие как бы на западную почву, но это скорее уральская, лихая, самородная, жесткая земля. Впрочем, насколько я могу судить, очень многое в спектакле сочинено постановочной группой и вчитано в первоначальный текст, скажем, Достоевский (куда нам нынче без Бесов“?). Малышев дважды устраивает на сцене катастрофу — в самом начале и ближе к концу (бесформенная груда тел, распятый, электрический крест, покореженное мироздание). Но, пожалуй, куда чудовищнее белый ад постскриптума: без надежд и вариантов трансформация нового человечества в Махагонии-2.
Что ж, это уже третий спектакль сезона (вслед за Владимиром Панковым и Юрием Бутусовым), в котором присутствуют распятие и крест. Главное событие и главный символ христианства, похоже, не просто эксплуатируются сценой, становятся образом времени. Артисты работают в документальной стилистике, и это группа вчерашних стажеров: Александра Кесельман, Анатолий Анциферов, Игорь Кузнецов, Александр Моровов, Рифат Аляутдинов и другие выглядят даже не ансамблем — командой. Два основных персонажа словно сошли с экранов ютуба. Оба достоверны. Их лихая веселая продажность, их естественное движение сразу во всех нужных трендах прямо-таки завораживают. И первый, и второй (Петр Алексеенко), чье негодяйство — так бывает— проступает во всем облике, от ботинок до прически.
Постановщик незримо замешивает во все жирные радужно-черные краски Тарантино, наркотик музыки, но главное — сугубо личное, истинно драматическое ощущение обстоятельств места и момента. Махагония“ — талантливая попытка осмеять и осмыслить все то, что несется перед нашими глазами: нормы сумасшествия, отмену правил, торжество инстинктов — и сияющую голую белизну перспективы.
Может, именно поэтому премьера прошла тихо, обочинно, без фанфар. Потому что от выстроенного Малышевым на сцене, от его сухих констатаций возникает, прямо по стихам Кормильцева, …такое ощущенье, словно мы собираем машину, которая всех нас раздавит“.
Источник: Новая газета“
Не грохот музыки, хотя он есть. Не киноэкраны с проекцией, хотя они имеются. И даже не скорость развития действия, хотя спектакль точно конструирует то же помрачающее ускорение, то же онемение чувств, что и наша повседневность. Будучи поставлена через 12 лет после смерти Кормильцева, пьеса мигрировала от задумчивой сумеречности к пост-апокалиптическому скептицизму, от здоровой издевки к больной, изглоданной абсурдом повестке сегодняшнего дня. И то, что у Кормильцева во «Взлете и падении города М» выглядело притчей, пророчеством, возможной проекцией будущего, у Малышева звучит репортажем с улиц.
Махагония Брехта — страна порока, созданная каторжниками, у Кормильцева — государство счастья, сконструированное прохвостами. Общность одна — в обеих Махагониях как Новому Завету поклоняются деньгам.
И ссылаются при этом как раз на Библию (важнейшая книга для Бертольта Брехта, по его признанию). Но Библию, само собой, отредактированную новейшими временами. Пространство, выстроенное под заповедь «деньги могут все» (казалось бы, пошлая банальность) выходит на сцене таким дерзко-вызывающим, что театр на всякий случай «от себя» дает моральную трактовку: «Город удовольствий, где нет места человеческому, духовному, личному, где единственный закон — деньги, а преступление — это их отсутствие, где самое интимное выставляется на всеобщее обозрение, справедливый суд становится фарсом, а смертная казнь — телевизионным шоу“. Легко опознается, не так ли? Все происходит в формате шоу. Интимное как публичное, и публичное как обязательное. По залу острыми лучами бьют переклички ассоциаций: расползается липкое, токсичное вещество светской свадьбы, звучит эхо судебной лжи, ввинчиваются в мозг знакомые интонации звездных ведущих, пульсирует слабый ток милосердия, в отдалении проходит шаман-скоморох — словом, дымится и пенится злоба дня.
…Начало: некий чувак, он же ведущий (волосы в пучочек, висящие прядки, заголенные до колен здоровенные ноги), знакомит зал с полетной инструкцией: ремни, спинки кресла и прочее, но его речь то и дело заедает и сжевывается. Кирилл Корнейчук (Тоби Хиггинс) в этой роли — знак нынешнего раскачивания всего и вся: человек-автомат, обыденность–предельность: с одной стороны, сейчас вроде взлетаем, с другой — по всей этой возможности идет рябь. Текстовая обязаловка, подернутая искажением, становится камертоном того, что начнет происходить с героями — и уже происходит с нами.
Федор Малышев тяготеет к балагану, не в бытовом, в бахтинском изводе этого жанра. То есть не к стебу, исчерпываемому быстрее звука, а к балагану как жестко необходимому, выстраданному площадному высказыванию. Именно балаган — тип театра, который протестный ветер современности гонит в центр внимания общества. Пересказ сюжета излишен: все, что отдает брифли, уничтожает достоинства события. Надо смотреть.
Кстати, есть на что. Сценограф Александра Дашевская, полноправный соавтор замысла, создала для творящегося на сцене морока образ среды обитания — черный город, и это родимый Москва-Сити, через реку от театра. Искусственный свет, серые башни, черное небо — образ не только Махагонии, но и чего угодно нынешнего. Нет сомнений: молодой постановщик занят неуловимой материей современности. Но как многое сейчас, это слово обрело двусмысленность везде, особенно в театре. Быть современным — хорошо или плохо? Все, полагаю, зависит от того, что за черты в явлении обозначаются как актуальные. В диапазоне от самовлюбленного расчета до лихого владения модными форматами, от театрального служения до стратегического построения биографии — множество ступенек и оттенков. В спектакле Малышева актуальность — способность иронической фиксации новой типажности жизни и открывающийся за этим коридор смыслов. Свежим и острым звучит незнакомый текст (и как же существенно для театра открывать незнакомые тексты вместо заезженных). Кормильцев, хоть и в споре с первоосновой, но вслед за Брехтом занят исследованием исконного человечьего состава: заблуждений, обольщений, грехов;
сюжет ветвится между продажей тела и жаждой вечной любви, могучей спайкой лесорубов и убийством друга, безумием алчности и блудом публичности, смертью человека и гибелью души.
Он переносит действие как бы на западную почву, но это скорее уральская, лихая, самородная, жесткая земля. Впрочем, насколько я могу судить, очень многое в спектакле сочинено постановочной группой и вчитано в первоначальный текст, скажем, Достоевский (куда нам нынче без Бесов“?). Малышев дважды устраивает на сцене катастрофу — в самом начале и ближе к концу (бесформенная груда тел, распятый, электрический крест, покореженное мироздание). Но, пожалуй, куда чудовищнее белый ад постскриптума: без надежд и вариантов трансформация нового человечества в Махагонии-2.
Что ж, это уже третий спектакль сезона (вслед за Владимиром Панковым и Юрием Бутусовым), в котором присутствуют распятие и крест. Главное событие и главный символ христианства, похоже, не просто эксплуатируются сценой, становятся образом времени. Артисты работают в документальной стилистике, и это группа вчерашних стажеров: Александра Кесельман, Анатолий Анциферов, Игорь Кузнецов, Александр Моровов, Рифат Аляутдинов и другие выглядят даже не ансамблем — командой. Два основных персонажа словно сошли с экранов ютуба. Оба достоверны. Их лихая веселая продажность, их естественное движение сразу во всех нужных трендах прямо-таки завораживают. И первый, и второй (Петр Алексеенко), чье негодяйство — так бывает— проступает во всем облике, от ботинок до прически.
Постановщик незримо замешивает во все жирные радужно-черные краски Тарантино, наркотик музыки, но главное — сугубо личное, истинно драматическое ощущение обстоятельств места и момента. Махагония“ — талантливая попытка осмеять и осмыслить все то, что несется перед нашими глазами: нормы сумасшествия, отмену правил, торжество инстинктов — и сияющую голую белизну перспективы.
Может, именно поэтому премьера прошла тихо, обочинно, без фанфар. Потому что от выстроенного Малышевым на сцене, от его сухих констатаций возникает, прямо по стихам Кормильцева, …такое ощущенье, словно мы собираем машину, которая всех нас раздавит“.
Источник: Новая газета“
Марина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011