Наслаждение, которое мы заслужили
Ибо кто есть представитель закона,
если не человек, который тоже
страшится смерти и жаждет наслаждения?
(фраза из спектакля)
Илья Кормильцев, автор текстов «Наутилус-Помпилиус», написал пьесу по мотивам либретто к немецкой опере, а Федор Малышев, режиссер спектакля, постарался передать свой страх за то, куда катится этот безумный, безумный мир, и падают в пропасть человеческие души.
«Расцвет и падение города Махагони» (нем. Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny) – оригинальная опера немецкого композитора Курта Вайля на либретто немецкого драматурга и поэта Бертольта Брехта, которая создавалась с 1927 по 1929 годы. «Цинично-безумное государство» – так Брехт обозначил определенный период в Германии, жителем которой являлся.
В «Примечаниях к опере» Брехт писал, что для сочинения избран нереальный сюжет, однако в современном спектакле не создается такого ощущения. Все, что мы видим на сцене, происходит с каждым из нас и в обществе довольно давно. Анархия послевоенной Германии находит свое зеркальное отражение и в современных попытках изменить власть, и в бунте каждого Джокера, и в волнах протеста молодых ребят, которые хотят жить в счастливой стране и не бояться за своих детей и родителей.
«Эксперимент эпической оперы» Брехта обернулся «катастрофой» – именно так назвали жанр сами создатели спектакля. О чем спектакль?
Фёдор Малышев: «Спектакль о том, что человечество идет по какому-то очень страшному пути, не только в социальном или государственном, а именно в человеческом, происходят страшные вещи внутри души человеческой. Надо это понимать, и с этим бороться».
Пока же парням бороться приходится только со своим мироощущением, поскольку мир идет по этому пути уже довольно давно. И миру все равно, в нем происходят свои законы. Но среди человечества вдруг там и тут «просыпаются» отдельно взятые личности, которых так и тянет назвать «пробудившиеся». Пробудившиеся в сознании и, возможно, нашедшие себя на дороге жизни. Добро пожаловать в клуб, господа. Прошу на сцену, микрофон ваш.
В спектакле, который больше напоминает грубую нарезку дешевого реалити-шоу, чем спектакль-размышление, нет никого старше 25, и это накладывает свой отпечаток. Вы готовы погрузиться в мир того, кто пришел после вас и уйдет позже? Тогда пристегните ремни и не забудьте надеть кислородные маски.
Мы научились делать диджитал-лигалайз всего, что только может придти в голову. Но так и не научились связывать одно с другим. Мысли в спектакле скачут из века в век, из религии в бизнес и обратно. Из всего этого кошмара в голове остается единственная мысль, которая оставляет уважение к потенциалу молодых создателей, постаравшихся что-то донести до публики, так, как могут. Мысль эта: попытка была неплоха.
Между реплик читается ярчайший страх. Страх за будущее; за будущую жизнь, за будущее детей, за будущее человечества. Человек – удивительно адаптивное создание. Он выживет в любом обществе, если его не будут методично и регулярно уничтожать. Но природа общества регулярно заводит сама себя в такой лабиринт, что обществу приходится уничтожать себя самостоятельно. Отчасти это и раскрыто в спектакле, осознанно или не до конца – неясно.
На сцене много грязи, словно на сцену изрыгнули все непереработанные политические и заплесневелые сгустки слизи, непереваренные мысли, чтобы очистить нутро от того, что очень сильно тяготит. Но среди революционных идей всех времен есть глубокие мысли, которые помогают скатиться до самого дна вместе с нагнетающей сумрак лавиной мышления, от которой не скрыться. То природная, экологически обоснованная лавина, в схождении которой и умереть не страшно, а даже красиво и как-то важно, что ли.
А здесь никакой лавиной и не пахнет, зато пованивает подгнившими трупами, и брызжет ржавая вода из крана. Знаете, как бывает, когда отвинчиваешь вентиль, а в ответ сердито взрывается и булькает хриплая пустота, изрыгая проклятия. Воду давно отключили. Можете выкинуть кислородные маски, они вам больше не понадобятся.
Мы увидели только одну сторону этой бездушной машины. Зачем? Чтобы посмотреть на нее со стороны? Изменится ли что-нибудь после просмотра? Сити, который используется как яркий артефакт: сердце «катастрофы» и геенна огненная как стоял, так и будет стоять. Молодых парней и девчонок, законодателей онлайн-бизнеса и инстаграм-селебрити как пускали туда жить, чтобы они работали лицом Сити, так и будут пускать. Эта культура только набирает обороты.
Махагония, в которой отчетливо узнаются резкие скулы бизнеса и циничные черты нашей столицы, стелет вам деньги под ноги буквально пачками. Об этом напомнят долларовые бумажки, по которым вы же сами и пойдете, наступая на них ногами. Что вы ощущаете при этом шествии? Ужас? Страх? Пиршество духа? Успех? У каждого своя Махагония.
Выходя из тетра на свежий воздух задумайтесь лучше о том, что на фоне этого ада еще много лет будет стоять здание театра Фоменко – пристанище заблудших в городе-катастрофе душ, где можно присесть на стул, облокотиться на спинку и задуматься на два часа о важном. О важном, существенном и способном действительно что-то изменить.
«Если есть какая-то надежда, то только на молодых людей, которые будут об этом думать, будут чувствовать и прорывать действительность», рассказывает режиссер спектакля.
Есть в этом более глубокий и вечный смысл (вы)рождения из старой дряхлой шкурки нового, чистого, уникального. Истиной красоты, возможно более жестокой, чем раньше. Потому что рождение нового всегда происходит через смерть старого. Условие смены поколений и перехода общества из одного состояния в другое, через агонию. Но, как сказано в Библии вашими устами: деньги способны творить чудеса…
– Бегби, а это спасет нас от задницы?
– Какой задницы, Хиггинс?
Попытки переизбрать, вычистить и улучшить общество всегда были и всегда будут, так диктуют законы развития. Революции и восстания есть лакмусовая бумажка нарастающего и накопленного опыта внутри социальной группы. И в современном обществе давно зреет протуберанец, который однажды должен будет взорваться на поверхности солнца. Но, как завещал когда-то Илья Кормильцев в книге «Никто из ниоткуда»: «Мысль, что все можно изменить какой-то революцией, восстанием, это глупость… Поле боя в конечном счете – сам человек. Должен быть изменен сам человек».
Источник: Русский блоггер
если не человек, который тоже
страшится смерти и жаждет наслаждения?
(фраза из спектакля)
Илья Кормильцев, автор текстов «Наутилус-Помпилиус», написал пьесу по мотивам либретто к немецкой опере, а Федор Малышев, режиссер спектакля, постарался передать свой страх за то, куда катится этот безумный, безумный мир, и падают в пропасть человеческие души.
«Расцвет и падение города Махагони» (нем. Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny) – оригинальная опера немецкого композитора Курта Вайля на либретто немецкого драматурга и поэта Бертольта Брехта, которая создавалась с 1927 по 1929 годы. «Цинично-безумное государство» – так Брехт обозначил определенный период в Германии, жителем которой являлся.
В «Примечаниях к опере» Брехт писал, что для сочинения избран нереальный сюжет, однако в современном спектакле не создается такого ощущения. Все, что мы видим на сцене, происходит с каждым из нас и в обществе довольно давно. Анархия послевоенной Германии находит свое зеркальное отражение и в современных попытках изменить власть, и в бунте каждого Джокера, и в волнах протеста молодых ребят, которые хотят жить в счастливой стране и не бояться за своих детей и родителей.
«Эксперимент эпической оперы» Брехта обернулся «катастрофой» – именно так назвали жанр сами создатели спектакля. О чем спектакль?
Фёдор Малышев: «Спектакль о том, что человечество идет по какому-то очень страшному пути, не только в социальном или государственном, а именно в человеческом, происходят страшные вещи внутри души человеческой. Надо это понимать, и с этим бороться».
Пока же парням бороться приходится только со своим мироощущением, поскольку мир идет по этому пути уже довольно давно. И миру все равно, в нем происходят свои законы. Но среди человечества вдруг там и тут «просыпаются» отдельно взятые личности, которых так и тянет назвать «пробудившиеся». Пробудившиеся в сознании и, возможно, нашедшие себя на дороге жизни. Добро пожаловать в клуб, господа. Прошу на сцену, микрофон ваш.
В спектакле, который больше напоминает грубую нарезку дешевого реалити-шоу, чем спектакль-размышление, нет никого старше 25, и это накладывает свой отпечаток. Вы готовы погрузиться в мир того, кто пришел после вас и уйдет позже? Тогда пристегните ремни и не забудьте надеть кислородные маски.
Мы научились делать диджитал-лигалайз всего, что только может придти в голову. Но так и не научились связывать одно с другим. Мысли в спектакле скачут из века в век, из религии в бизнес и обратно. Из всего этого кошмара в голове остается единственная мысль, которая оставляет уважение к потенциалу молодых создателей, постаравшихся что-то донести до публики, так, как могут. Мысль эта: попытка была неплоха.
Между реплик читается ярчайший страх. Страх за будущее; за будущую жизнь, за будущее детей, за будущее человечества. Человек – удивительно адаптивное создание. Он выживет в любом обществе, если его не будут методично и регулярно уничтожать. Но природа общества регулярно заводит сама себя в такой лабиринт, что обществу приходится уничтожать себя самостоятельно. Отчасти это и раскрыто в спектакле, осознанно или не до конца – неясно.
На сцене много грязи, словно на сцену изрыгнули все непереработанные политические и заплесневелые сгустки слизи, непереваренные мысли, чтобы очистить нутро от того, что очень сильно тяготит. Но среди революционных идей всех времен есть глубокие мысли, которые помогают скатиться до самого дна вместе с нагнетающей сумрак лавиной мышления, от которой не скрыться. То природная, экологически обоснованная лавина, в схождении которой и умереть не страшно, а даже красиво и как-то важно, что ли.
А здесь никакой лавиной и не пахнет, зато пованивает подгнившими трупами, и брызжет ржавая вода из крана. Знаете, как бывает, когда отвинчиваешь вентиль, а в ответ сердито взрывается и булькает хриплая пустота, изрыгая проклятия. Воду давно отключили. Можете выкинуть кислородные маски, они вам больше не понадобятся.
Мы увидели только одну сторону этой бездушной машины. Зачем? Чтобы посмотреть на нее со стороны? Изменится ли что-нибудь после просмотра? Сити, который используется как яркий артефакт: сердце «катастрофы» и геенна огненная как стоял, так и будет стоять. Молодых парней и девчонок, законодателей онлайн-бизнеса и инстаграм-селебрити как пускали туда жить, чтобы они работали лицом Сити, так и будут пускать. Эта культура только набирает обороты.
Махагония, в которой отчетливо узнаются резкие скулы бизнеса и циничные черты нашей столицы, стелет вам деньги под ноги буквально пачками. Об этом напомнят долларовые бумажки, по которым вы же сами и пойдете, наступая на них ногами. Что вы ощущаете при этом шествии? Ужас? Страх? Пиршество духа? Успех? У каждого своя Махагония.
Выходя из тетра на свежий воздух задумайтесь лучше о том, что на фоне этого ада еще много лет будет стоять здание театра Фоменко – пристанище заблудших в городе-катастрофе душ, где можно присесть на стул, облокотиться на спинку и задуматься на два часа о важном. О важном, существенном и способном действительно что-то изменить.
«Если есть какая-то надежда, то только на молодых людей, которые будут об этом думать, будут чувствовать и прорывать действительность», рассказывает режиссер спектакля.
Есть в этом более глубокий и вечный смысл (вы)рождения из старой дряхлой шкурки нового, чистого, уникального. Истиной красоты, возможно более жестокой, чем раньше. Потому что рождение нового всегда происходит через смерть старого. Условие смены поколений и перехода общества из одного состояния в другое, через агонию. Но, как сказано в Библии вашими устами: деньги способны творить чудеса…
– Бегби, а это спасет нас от задницы?
– Какой задницы, Хиггинс?
Попытки переизбрать, вычистить и улучшить общество всегда были и всегда будут, так диктуют законы развития. Революции и восстания есть лакмусовая бумажка нарастающего и накопленного опыта внутри социальной группы. И в современном обществе давно зреет протуберанец, который однажды должен будет взорваться на поверхности солнца. Но, как завещал когда-то Илья Кормильцев в книге «Никто из ниоткуда»: «Мысль, что все можно изменить какой-то революцией, восстанием, это глупость… Поле боя в конечном счете – сам человек. Должен быть изменен сам человек».
Источник: Русский блоггер
Алёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011