«Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шума
Под конец театрального сезона Мастерская Петра Фоменко представила премьеру. Метафоры, «домашние» цитаты, хороводы с выходом в зал, а также рояль, маленький плот и волчок: рассказываем, что замечательного в спектакле Ивана Поповски «Вишнёвый сад».
Осознать конец старого времени и принять начало нового: это ли не главное испытание последних лет? Как и мы теперешние, герои чеховского «Вишнёвого сада» несколько витков истории назад разделились у сигнальной черты – финиш для одних, старт для других, полоса препятствий для третьих. Пытаясь символически примирить одних с другими, режиссёр Иван Поповски объединил на одной сцене разные поколения «фоменок» в лиричном междусобойчике, который всё же удивительно близок и понятен всем, потому что обращается не к знанию, а к чувствованию.
Спектакль начинён красивыми по смыслу и исполнению эпизодами, таинственными звуками, многозначными предметами и волшебным светом. И всё пространство, весь воздух, качается и колышется, как будто дышит большой старый (но пока ещё живой) дом. Если вы соскучились по режиссуре Фоменко и знаменитому «лёгкому дыханию», которое, как говорят, «ушло» из театра с уходом Мастера, то вам непременно надо на «Вишнёвый сад». Иван Поповски подошёл к Петру Наумовичу настолько близко, что, кажется, будто Мастер ассистировал ему во время репетиций.
Уже по первой сцене понятно, что дальше будет интересно: за воздушным белым полотном, скрывающим сцену от зрителей, слышны отрывистые ритмичные удары, похожие на тиканье больших часов в пустом доме. Через минуту мы узнаем, что это не часы, а стук каблуков и трости. Это Фирс медленно шагает от кулисы к кулисе, чтобы выйти на авансцену, отодвинуть занавес и встретить смысл своей жизни, возвращающийся из Парижа. Замечательная иллюстрация времени, застрявшего в теле старика.
Режиссёр не просто объединил на одной сцене несколько поколений артистов, он втиснул их (в соавторстве с художником Ниной Бачун) на маленький дощатый подиум, похожий на плот или остров в пустом пространстве с туманными очертаниями. Герои вынуждены ютиться, толкаться, пробираться между креслами и буквально ходить по головам в этом детском мире среди игрушек, потёртой мебели и приятных воспоминаний. Бывшая детская Раневской – это старый, добрый мир. Здесь уютно, а теснота не доставляет неудобства, потому что тепло и близость нужнее свободы.
Поповски собрал блистательный актёрский состав. Фоменковская труппа – исторически – боги ансамбля, и в «Вишнёвом саде» они взаимодействуют упоительно, обаятельно, иронично, не тянут одеяло в разные стороны и традиционно запускают поющий и танцующий «паровозик» в зрительный зал. При этом каждая роль – самостоятельный спектакль. Можно бесконечно долго смотреть, как Раневская (Галина Тюнина) обцеловывает детскую и «незаметно» подлизывается к Лопахину, как Кирилл Пирогов в роли 87-летнего Фирса журит Гаева (очень кстати Леонид у Рустема Юскаева получился большим ребёнком – азартным, несдержанным и легкомысленным) или просто стоит на сцене «мебелью» – несгибаемый хранитель вековой традиции, живой конкурент «многоуважаемому шкафу». Как нелепый, но такой искренний Епиходов (Никита Тюнин) отрабатывает 22 несчастья, а утомлённый от жизни Яша (Александр Мичков) вполглаза пижонствует, гусарствует и сибаритствует.
Для Пети (Фёдор Малышев, он же указан в программке как «созидательный оппонент-ассистент») художник по костюмам Мария Данилова придумала не по размеру огромный всепогодный свитер, который, очевидно, даёт прирост в длину с каждым новым годом студенчества и демонстрирует дисбаланс ума и средств к существованию. Рядом с таким Петей непоседа Аня (Александра Кесельман) смотрится ещё моложе, милее и свежее. Линия Вари (Мария Андреева) и Лопахина (Денис Аврамов) получилась неожиданно тонкой и романтичной, полной противоположностью шумного искромётного треугольника Яша–Дуняша–Епиходов. Дуняша Ольги Бодровой вызывает улыбку в любом своём проявлении от наивного комнатного цветка до начинающей рабы любви. А ещё есть удивительные Симеонов-Пищик (Олег Нирян) и Шарлотта (Дани Каган): комические образы решены с нежностью и привычным отчаянием, какое бывает у одиноких недопонятых «странных» людей, привыкших полагаться на судьбу и принимать её фокусы.
Из последних сил и на последние деньги обитатели плота пытаются остановить время, но новая жизнь неотвратима. Островок прошлого будет виден над поверхностью лишь до тех пор, пока крутится волчок перед глазами умирающего Фирса. Гулкая пустота вот-вот поглотит тесный шаткий плот, засыплет стеной белых вишнёвых лепестков, разорвёт натянутую до предела струну и вдребезги разобьёт миражи и иллюзии.
Источник: Театр To Go
Осознать конец старого времени и принять начало нового: это ли не главное испытание последних лет? Как и мы теперешние, герои чеховского «Вишнёвого сада» несколько витков истории назад разделились у сигнальной черты – финиш для одних, старт для других, полоса препятствий для третьих. Пытаясь символически примирить одних с другими, режиссёр Иван Поповски объединил на одной сцене разные поколения «фоменок» в лиричном междусобойчике, который всё же удивительно близок и понятен всем, потому что обращается не к знанию, а к чувствованию.
Спектакль начинён красивыми по смыслу и исполнению эпизодами, таинственными звуками, многозначными предметами и волшебным светом. И всё пространство, весь воздух, качается и колышется, как будто дышит большой старый (но пока ещё живой) дом. Если вы соскучились по режиссуре Фоменко и знаменитому «лёгкому дыханию», которое, как говорят, «ушло» из театра с уходом Мастера, то вам непременно надо на «Вишнёвый сад». Иван Поповски подошёл к Петру Наумовичу настолько близко, что, кажется, будто Мастер ассистировал ему во время репетиций.
Уже по первой сцене понятно, что дальше будет интересно: за воздушным белым полотном, скрывающим сцену от зрителей, слышны отрывистые ритмичные удары, похожие на тиканье больших часов в пустом доме. Через минуту мы узнаем, что это не часы, а стук каблуков и трости. Это Фирс медленно шагает от кулисы к кулисе, чтобы выйти на авансцену, отодвинуть занавес и встретить смысл своей жизни, возвращающийся из Парижа. Замечательная иллюстрация времени, застрявшего в теле старика.
Режиссёр не просто объединил на одной сцене несколько поколений артистов, он втиснул их (в соавторстве с художником Ниной Бачун) на маленький дощатый подиум, похожий на плот или остров в пустом пространстве с туманными очертаниями. Герои вынуждены ютиться, толкаться, пробираться между креслами и буквально ходить по головам в этом детском мире среди игрушек, потёртой мебели и приятных воспоминаний. Бывшая детская Раневской – это старый, добрый мир. Здесь уютно, а теснота не доставляет неудобства, потому что тепло и близость нужнее свободы.
Поповски собрал блистательный актёрский состав. Фоменковская труппа – исторически – боги ансамбля, и в «Вишнёвом саде» они взаимодействуют упоительно, обаятельно, иронично, не тянут одеяло в разные стороны и традиционно запускают поющий и танцующий «паровозик» в зрительный зал. При этом каждая роль – самостоятельный спектакль. Можно бесконечно долго смотреть, как Раневская (Галина Тюнина) обцеловывает детскую и «незаметно» подлизывается к Лопахину, как Кирилл Пирогов в роли 87-летнего Фирса журит Гаева (очень кстати Леонид у Рустема Юскаева получился большим ребёнком – азартным, несдержанным и легкомысленным) или просто стоит на сцене «мебелью» – несгибаемый хранитель вековой традиции, живой конкурент «многоуважаемому шкафу». Как нелепый, но такой искренний Епиходов (Никита Тюнин) отрабатывает 22 несчастья, а утомлённый от жизни Яша (Александр Мичков) вполглаза пижонствует, гусарствует и сибаритствует.
Для Пети (Фёдор Малышев, он же указан в программке как «созидательный оппонент-ассистент») художник по костюмам Мария Данилова придумала не по размеру огромный всепогодный свитер, который, очевидно, даёт прирост в длину с каждым новым годом студенчества и демонстрирует дисбаланс ума и средств к существованию. Рядом с таким Петей непоседа Аня (Александра Кесельман) смотрится ещё моложе, милее и свежее. Линия Вари (Мария Андреева) и Лопахина (Денис Аврамов) получилась неожиданно тонкой и романтичной, полной противоположностью шумного искромётного треугольника Яша–Дуняша–Епиходов. Дуняша Ольги Бодровой вызывает улыбку в любом своём проявлении от наивного комнатного цветка до начинающей рабы любви. А ещё есть удивительные Симеонов-Пищик (Олег Нирян) и Шарлотта (Дани Каган): комические образы решены с нежностью и привычным отчаянием, какое бывает у одиноких недопонятых «странных» людей, привыкших полагаться на судьбу и принимать её фокусы.
Из последних сил и на последние деньги обитатели плота пытаются остановить время, но новая жизнь неотвратима. Островок прошлого будет виден над поверхностью лишь до тех пор, пока крутится волчок перед глазами умирающего Фирса. Гулкая пустота вот-вот поглотит тесный шаткий плот, засыплет стеной белых вишнёвых лепестков, разорвёт натянутую до предела струну и вдребезги разобьёт миражи и иллюзии.
Источник: Театр To Go
Елена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011