Наука любви
«Аркадия» Тома Стоппарда – премьера «Мастерской Петра Фоменко» – стала особым спектаклем не только для автора этого текста, но для многих.
Во-первых, потому что сам театр, сами «фоменки», остаются для театральной Москвы местом знаковым и очень любимым, несмотря на довольно сильную, после ухода Мастера, перемену судьбы. Но мы выросли на их спектаклях: на «Двенадцатой ночи» Каменьковича, на «Приключении» Поповски, на «Волках и овцах» Фоменко. Мы восхищались артистами, которые были ненамного старше нас. Мы постигали театр как таковой через призму фоменок. Они были мечтой. Они были отдушиной. Они были домом. Это потом для нашего поколения появились Додин и Гинкас, Някрошюс и Туминас, Яновская и Ефремов. Но сначала, еще до поступления в ГИТИС, были фоменки.
Премьеру в «Мастерской» ждали еще и из-за Тома Стоппарда, обожаемого интеллектуала, великолепного выдумщика, блистательного мастера по плетению словесных кружев и крупнейшего, что уж, драматурга второй половины ХХ века. Его «Аркадию» мы узнали в 1999 году благодаря спектаклю Евгения Каменьковича в 39-й аудитории ГИТИСа: он тогда сделал пьесу в переводе Ольги Варшавер с «третьими фоменками» – тем курсом, на котором учились Цыганов, Пегова. И мы все после премьеры влюбились: в Стоппарда, в перевод, в Томасину, во второй закон термодинамики и в «третьих фоменок» (я – настолько, что писала диплом по «Аркадии»). «Аркадию» Эльмо Ньюганена в БДТ посмотрели на московских гастролях театра позже. «Берег утопии» в РАМТе появился спустя еще несколько лет, как и фильмы «Влюбленный Шекспир» и «Анна Каренина», снятые по сценариям Стоппарда, любовь к которому с каждым новым его сочинением и нашим новым его узнаванием только крепла, превратившись, в конце концов, в сентиментальный культ.
Завышенные ожидания – вещь опасная. И для самих зрителей, и для спектакля. Новая «Аркадия» Каменьковича попала в эту ловушку. Слишком много ждали. Слишком надеялись. Слишком хорошо помнили тот учебный спектакль, пьесу, себя молодых. Поэтому сегодня, в 2025 году, когда ветра в голове нет, кажется, уже ни у кого, ни у седого Каменьковича, ни у публики, недовольство собой и временем как-то перенеслось на спектакль. Тем более, что он дает повод не полюбить себя, во всяком случае сразу.
Меж тем он прелестен, несмотря на некоторую свою громоздкость и тяжеловесность. Но можно надеяться, что это пройдет, и «Аркадия» у фоменок взлетит и станет воздушной, когда артисты обживут свои роли, перестанут так старательно, как на премьерных показах, выполнять режиссерский рисунок, почувствуют свободу и начнут немножко «гулять по прилавку». Сейчас этого очень не хватает им всем.
В первом акте Алексей Трегубов выстроил на сцене тяжелую конструкцию, загораживающую собой всю глубину большой сцены. Это зеркально расположенные друг к другу две библиотеки в разрезе, в чуть искаженных перспективе и масштабе. Точнее, библиотека одна, но в разных временах: в начале XIX века и в условном «сегодня». Эта двусоставная конструкция обрамлена огромными белыми экранами, будто листами бумаги, на которые то и дело проецируются рисунки, эскизы будущего парка, математические и физические формулы, стихи, абрисы, портреты. Вдоль авансцены медленно ездит заводная черепаха Плавт размером с тумбочку, и артистам в этом пространстве остается буквально ютиться на паре квадратных метров, что сказывается на некоторой скованности мизансцен.
Молодые фоменки старательно проговаривают стоппардовский текст, здесь кажущийся многословным, что в эпизодах прошлого, что в сценах сегодняшних, где ученые пытаются разобраться в том, что случилось в прошлом: как связаны Байрон и усадьба в Дербишире, отшельник Сидли-парка и пожар в доме, девочка, погибшая накануне своего 16-летия, и научные открытия ХХ века. Видно, что на репетициях текст разбирали, анализировали, что артисты понимают, что и почему говорят их персонажи. Но полета и легкости в игре нет. Пока. Здесь самое время перечислить артистов. Это Екатерина Новокрещенова (Томасина и, по некоторым подозрениям, Гас), Федор Малышев (Септимус), Екатерина Смирнова (Леди Крум), Полина Айрапетова (Ханна), София Лукиных (Хлоя), Юрий Буторин (Бернард).
Стоппард любит уноситься мыслями в гибельные выси научных теорий: многие театральные деятели могут похвастаться тем, что знают, что такое, например, второй закон термодинамики, именно благодаря «Аркадии». Стоппард умеет объяснять сложное простым языком, может виртуозно встроить вполне профессорского толка и длины рассуждения в драматургическую конструкцию, нисколько не утяжелив ее. Сделать то же на сцене оказывается, на поверку, задачей отчаянно трудной. Каменькович и его артисты «подкладывают» под научные полеты мысли персонажей внятные человеческие мотивы – ревность, влюбленность, обиду, зависть, – благодаря чему научный дискурс должен бы стать простым выяснением отношений. И становится им. Иногда. А иногда нет.
Вообще в этом спектакле есть странность: первые минут пятнадцать кажется, что ты в Малом театре, и это смущает, ведь ты в зале у фоменок. Но они так манерны, костюмны, так застывают в позах, так иллюстративны, что как-то хочется перепроверить, по правильному ли адресу ты приехал. Где-то через полчаса иллюзия рассеивается, обаяние артистов берет верх над статуарностью мизансцен и преувеличенной театральностью манеры игры, и зрители смиряются с неспешностью действия, начиная находить в нем прелесть. Как и в том, что в 40-минутном (!!!) антракте можно сходить в соседнее с театром кафе и выпить чаю.
Здесь интересно: длиннющий антракт нужен, чтобы на сцене за закрытым занавесом успели сделать перестановку и превратить две большие комнаты в одну совсем уж огромную, где действие в прошлом и настоящем постепенно объединяется, персонажи из разных эпох буквально оказываются за одним столом, а в финале влюбленные пары вместе танцуют вальс на фоне открывшегося синего задника. Взаимопроникновение, перекликание, рифмы времен, идей, судеб, прописанные Стоппардом с невероятным изяществом, на сцене явлены со всей театральной буквальностью и однозначностью. Было две библиотеки – стала одна, было закрытое, сплющенное пространство – стало глубокое и разомкнутое. Были глухота и незнание (прошлого, себя, любви) –стало понимание и принятие мира и жизни во всей ее полноте.
Самое смешное, что все это у Каменьковича работает. Вот такие совсем простые приемы, по сути, прописанные драматургом в пьесе, безотказно действуют на публику. И в конце спектакля сидишь, чуть не плача – растроганный, смущенный, сметенный великой силой любви, которой пропитана вся пьеса, которую источают артисты и которой служит режиссер, осознанно и смиренно идущий на почти буквальное следование заложенной в пьесе конструкции.
Кажется, что Каменькович взялся за эту постановку, чтобы – как Волшебник из «Обыкновенного чуда» – еще раз поговорить о любви, просто и незамысловато, отдавшись пьесе и склонившись перед ее автором, поверив в своих молодых артистов и дав им роли, в которых они смогут расти, а со временем и летать. И веря в публику, которая будет готова почти четыре часа провести в театре, чтобы говорить, слушать, смотреть, чувствовать и думать о жизни, о смысле и о любви.
Каменькович оказался прав. Люди, придя в зал из своих жизней, новостных пузырей и общего сегодняшнего ощущения загнанности и безнадежности, за эти четыре часа словно расцветают, получая заряд веры в то, что все еще наладится и во всем появится смысл. Пусть не сейчас, а через 200 лет, когда небо будет в алмазах.
Источник: ПТЖ
Во-первых, потому что сам театр, сами «фоменки», остаются для театральной Москвы местом знаковым и очень любимым, несмотря на довольно сильную, после ухода Мастера, перемену судьбы. Но мы выросли на их спектаклях: на «Двенадцатой ночи» Каменьковича, на «Приключении» Поповски, на «Волках и овцах» Фоменко. Мы восхищались артистами, которые были ненамного старше нас. Мы постигали театр как таковой через призму фоменок. Они были мечтой. Они были отдушиной. Они были домом. Это потом для нашего поколения появились Додин и Гинкас, Някрошюс и Туминас, Яновская и Ефремов. Но сначала, еще до поступления в ГИТИС, были фоменки.
Премьеру в «Мастерской» ждали еще и из-за Тома Стоппарда, обожаемого интеллектуала, великолепного выдумщика, блистательного мастера по плетению словесных кружев и крупнейшего, что уж, драматурга второй половины ХХ века. Его «Аркадию» мы узнали в 1999 году благодаря спектаклю Евгения Каменьковича в 39-й аудитории ГИТИСа: он тогда сделал пьесу в переводе Ольги Варшавер с «третьими фоменками» – тем курсом, на котором учились Цыганов, Пегова. И мы все после премьеры влюбились: в Стоппарда, в перевод, в Томасину, во второй закон термодинамики и в «третьих фоменок» (я – настолько, что писала диплом по «Аркадии»). «Аркадию» Эльмо Ньюганена в БДТ посмотрели на московских гастролях театра позже. «Берег утопии» в РАМТе появился спустя еще несколько лет, как и фильмы «Влюбленный Шекспир» и «Анна Каренина», снятые по сценариям Стоппарда, любовь к которому с каждым новым его сочинением и нашим новым его узнаванием только крепла, превратившись, в конце концов, в сентиментальный культ.
Завышенные ожидания – вещь опасная. И для самих зрителей, и для спектакля. Новая «Аркадия» Каменьковича попала в эту ловушку. Слишком много ждали. Слишком надеялись. Слишком хорошо помнили тот учебный спектакль, пьесу, себя молодых. Поэтому сегодня, в 2025 году, когда ветра в голове нет, кажется, уже ни у кого, ни у седого Каменьковича, ни у публики, недовольство собой и временем как-то перенеслось на спектакль. Тем более, что он дает повод не полюбить себя, во всяком случае сразу.
Меж тем он прелестен, несмотря на некоторую свою громоздкость и тяжеловесность. Но можно надеяться, что это пройдет, и «Аркадия» у фоменок взлетит и станет воздушной, когда артисты обживут свои роли, перестанут так старательно, как на премьерных показах, выполнять режиссерский рисунок, почувствуют свободу и начнут немножко «гулять по прилавку». Сейчас этого очень не хватает им всем.
В первом акте Алексей Трегубов выстроил на сцене тяжелую конструкцию, загораживающую собой всю глубину большой сцены. Это зеркально расположенные друг к другу две библиотеки в разрезе, в чуть искаженных перспективе и масштабе. Точнее, библиотека одна, но в разных временах: в начале XIX века и в условном «сегодня». Эта двусоставная конструкция обрамлена огромными белыми экранами, будто листами бумаги, на которые то и дело проецируются рисунки, эскизы будущего парка, математические и физические формулы, стихи, абрисы, портреты. Вдоль авансцены медленно ездит заводная черепаха Плавт размером с тумбочку, и артистам в этом пространстве остается буквально ютиться на паре квадратных метров, что сказывается на некоторой скованности мизансцен.
Молодые фоменки старательно проговаривают стоппардовский текст, здесь кажущийся многословным, что в эпизодах прошлого, что в сценах сегодняшних, где ученые пытаются разобраться в том, что случилось в прошлом: как связаны Байрон и усадьба в Дербишире, отшельник Сидли-парка и пожар в доме, девочка, погибшая накануне своего 16-летия, и научные открытия ХХ века. Видно, что на репетициях текст разбирали, анализировали, что артисты понимают, что и почему говорят их персонажи. Но полета и легкости в игре нет. Пока. Здесь самое время перечислить артистов. Это Екатерина Новокрещенова (Томасина и, по некоторым подозрениям, Гас), Федор Малышев (Септимус), Екатерина Смирнова (Леди Крум), Полина Айрапетова (Ханна), София Лукиных (Хлоя), Юрий Буторин (Бернард).
Стоппард любит уноситься мыслями в гибельные выси научных теорий: многие театральные деятели могут похвастаться тем, что знают, что такое, например, второй закон термодинамики, именно благодаря «Аркадии». Стоппард умеет объяснять сложное простым языком, может виртуозно встроить вполне профессорского толка и длины рассуждения в драматургическую конструкцию, нисколько не утяжелив ее. Сделать то же на сцене оказывается, на поверку, задачей отчаянно трудной. Каменькович и его артисты «подкладывают» под научные полеты мысли персонажей внятные человеческие мотивы – ревность, влюбленность, обиду, зависть, – благодаря чему научный дискурс должен бы стать простым выяснением отношений. И становится им. Иногда. А иногда нет.
Вообще в этом спектакле есть странность: первые минут пятнадцать кажется, что ты в Малом театре, и это смущает, ведь ты в зале у фоменок. Но они так манерны, костюмны, так застывают в позах, так иллюстративны, что как-то хочется перепроверить, по правильному ли адресу ты приехал. Где-то через полчаса иллюзия рассеивается, обаяние артистов берет верх над статуарностью мизансцен и преувеличенной театральностью манеры игры, и зрители смиряются с неспешностью действия, начиная находить в нем прелесть. Как и в том, что в 40-минутном (!!!) антракте можно сходить в соседнее с театром кафе и выпить чаю.
Здесь интересно: длиннющий антракт нужен, чтобы на сцене за закрытым занавесом успели сделать перестановку и превратить две большие комнаты в одну совсем уж огромную, где действие в прошлом и настоящем постепенно объединяется, персонажи из разных эпох буквально оказываются за одним столом, а в финале влюбленные пары вместе танцуют вальс на фоне открывшегося синего задника. Взаимопроникновение, перекликание, рифмы времен, идей, судеб, прописанные Стоппардом с невероятным изяществом, на сцене явлены со всей театральной буквальностью и однозначностью. Было две библиотеки – стала одна, было закрытое, сплющенное пространство – стало глубокое и разомкнутое. Были глухота и незнание (прошлого, себя, любви) –стало понимание и принятие мира и жизни во всей ее полноте.
Самое смешное, что все это у Каменьковича работает. Вот такие совсем простые приемы, по сути, прописанные драматургом в пьесе, безотказно действуют на публику. И в конце спектакля сидишь, чуть не плача – растроганный, смущенный, сметенный великой силой любви, которой пропитана вся пьеса, которую источают артисты и которой служит режиссер, осознанно и смиренно идущий на почти буквальное следование заложенной в пьесе конструкции.
Кажется, что Каменькович взялся за эту постановку, чтобы – как Волшебник из «Обыкновенного чуда» – еще раз поговорить о любви, просто и незамысловато, отдавшись пьесе и склонившись перед ее автором, поверив в своих молодых артистов и дав им роли, в которых они смогут расти, а со временем и летать. И веря в публику, которая будет готова почти четыре часа провести в театре, чтобы говорить, слушать, смотреть, чувствовать и думать о жизни, о смысле и о любви.
Каменькович оказался прав. Люди, придя в зал из своих жизней, новостных пузырей и общего сегодняшнего ощущения загнанности и безнадежности, за эти четыре часа словно расцветают, получая заряд веры в то, что все еще наладится и во всем появится смысл. Пусть не сейчас, а через 200 лет, когда небо будет в алмазах.
Источник: ПТЖ
Катерина Антонова, «Петербургский Театральный Журнал», 1.04.2025
- Наука любвиКатерина Антонова, «Петербургский Театральный Журнал», 1.04.2025
- «Аркадия»: обратно к человекуНаталья Витвицкая, «Ведомости», 21.03.2025
- Время не властно над чувствамиЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2025
- Суть вещейМария Хализева, «Экран и сцена», 12.03.2025
- В «Мастерской Петра Фоменко» вспомнили «Аркадию» Тома СтоппардаЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 12.03.2025
- А был ли Байрон?Наталья Шаинян, «Театрал», 4.03.2025
- Спектакль «Аркадия» в Мастерской Петра ФоменкоАнна Богатырева, «Porusski.me», 3.03.2025
- Поверить алгеброй «Аркадию»Марина Шимадина, «Коммерсант», 26.02.2025
- «Аркадия»: громкая премьера на сцене «Мастерской Петра Фоменко»Юлия Зу, «Musecube», 12.02.2025
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Скифское буйство и нежное хулиганство: «Мастерская Петра Фоменко» выпускает «Пугачёва»«Театральный журнал», 13.06.2024
- «Послушайте!»: «Фоменки» о МаяковскомЮлия Зу, «Musecube», 19.09.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» Маяковский раздвоился, стал Лениным и Лилей БрикСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 14.09.2023
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»Ольга Романцова, «Перспектива. Поколение поиска», 06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрытРита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра ФоменкоАлександра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- «Рыцарь. Моцарт. Пир»: «фоменки» в чумеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 29.10.2022
- Рыцарь. Моцарт. ПирАврора Акопян, «Бес Культуры», 25.10.2022
- Зачем в Мастерской Петра Фоменко поставили маленькие трагедии ПушкинаОльга Штраус, «Российская газета», 25.10.2022
- «Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»Яна Жиляева, «Forbes», 22.10.2022
- В Мастерской Петра Фоменко – премьера спектакля «Рыцарь. Моцарт. Пир»«ВГТРК «Культура»», 13.10.2022
- Лучшие спектакли Москвы по произведениям БулгаковаОльга Романцова, «Культура.рф», 20.04.2021
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра ФоменкоЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.10.2020
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Большие надеждыНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 8.08.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Мастерская Петра Фоменко: молодые на rendez-vousМарина Шимадина, «Ваш досуг», 23.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011