Петр Фоменко ставит Островского редко, но метко
Фоменки" справили новоселье премьерой «Бесприданницы» Островского
Петр Фоменко ставил Островского, может, и редко, но метко. Одним из первых спектаклей-хитов его «Мастерской» были «Волки и овцы» бенефис всех «фоменок» первого призыва сразу, торжество искрометного лицедейства и победительная ирония, от которой даже нелицеприятная правда о человеческой натуре начинала сиять, как червонное золото. Потом появились «Без вины виноватые» легендарный вахтанговский гимн актерскому братству, «птицам небесным».
Несколько сезонов назад на Чеховский фестиваль приезжал «Лес» результат альянса Фоменко и «Комеди франсез». В одной из ключевых сцен трагик Несчастливцев (по-французски Анфортунатов) «разводил» купца Восьмибратова на тыщу рублей с помощью пакетика. Товарищ по несчастью, комик Счастливцев (Фортунатов, соответственно) начинал «суфлировать» коллеге ритм, нерв и драйв чистейшей импровизации, и напыщенный купец, расчувствовавшись, вываливал все содержимое своего кошелька. И не было, кажется, большей радости, чем подчинить эту чертову жизнь с ее железной логикой и волчьими законами иррациональной власти искусства, которое творят последние романтики.
«Бесприданница» выглядит переломным этапом в театре Фоменко (переломной в своем творчестве считал ее и сам Островский). Она не дает повода говорить о психологических кружевах и легком дыхании, блистательном лицедействе, вечной женственности и прочих восторженных эпитетах, которые летят вслед спектаклям «Мастерской» и постепенно превращаются в штампы. Петр Фоменко поставил очень жесткий и горький спектакль о человеческой беспощадности и лживых, суррогатных, извращенных ценностях, будь то мораль, репутация или честное купеческое слово. О мире, где «цена» человека равна его финансовым, но не душевным затратам. Благодаря рязановскому хиту, история прекрасной бесприданницы укоренилась в массовом сознании как гимн любовному безумию, которое важнее всей жизни. Фоменко, точно наждаком, счищает романтическую позолоту с этой пьесы.
Хотя романсы звучат и здесь как без них? Низкий, бесстыдный, почти утробный голос Полины Агуреевой (Лариса), одной из самых бесстрашных актрис нашей сцены, выдает почти звериную тоску по иной жизни. Ее пение не столько вызывает восторг, сколько сбивает с ног. Лариса то циничная продавщица собственного шарма: деловито пересчитывает дань, которую оборотистая мать (Наталья Курдюбова) собрала с воздыхателей на подарок. То восторженная дурочка, для которой высшая доблесть мужчины попасть из револьвера в стакан на голове любимой. То античная богиня, обретающая в пении величие и власть над людьми. То простоволосая, бесстыдная, босоногая русалка после ночи с Паратовым, униженная настолько, что даже не пытается прикрыться под взглядами мужчин, которые позволили ей погибнуть. Но главное в ней все-таки бог весть как сохранился врожденный камертон душевной чистоты, совершенно не нужный в этом оркестре фальши. И единственный, кто способен настроиться на ее тональность, богач Кнуров (Алексей Колубков). Полностью зависящий от своей «независимости» и презирающий всех этих юнцов-купцов-дельцов, не способных любить. Здесь главный акцент сделан на тотальном унижении, которым все повязаны, как круговой порукой. Плебей Карандышев (его играет мужественный и сильный Евгений Цыганов, усиливая предчувствие неслучайной трагической развязки) унижает Ларису навязчивым собственничеством, она его своим торжествующим презрением и даже своей подчеркнуто фальшивой лаской. Барин Паратов (Илья Любимов) Карандышева наглой развязностью, от которой спасовали бы многие люди, а тот с удовольствием отыгрывается на Ларисе своей сермяжной правотой.
Художник Владимир Максимов создал условно-реалистический мир с мостиками без перил, с переносными дверями-обманками, силуэтами волжского города на заднике, тенью поющих цыган и лунной дорожкой a-la Куинджи зыбкого ложного пути по отраженному свету. Сам Петр Наумович дополнил эту светопись собственной звукописью, снабдив один из романсов режущим слух «ударником» столового серебра, которое, презирая этих «господ», швыряет и швыряет лакей Иван (Томас Моцкус). Точно наносит очередную рану, не оставляя надежд на врачевание.
Несколько сезонов назад на Чеховский фестиваль приезжал «Лес» результат альянса Фоменко и «Комеди франсез». В одной из ключевых сцен трагик Несчастливцев (по-французски Анфортунатов) «разводил» купца Восьмибратова на тыщу рублей с помощью пакетика. Товарищ по несчастью, комик Счастливцев (Фортунатов, соответственно) начинал «суфлировать» коллеге ритм, нерв и драйв чистейшей импровизации, и напыщенный купец, расчувствовавшись, вываливал все содержимое своего кошелька. И не было, кажется, большей радости, чем подчинить эту чертову жизнь с ее железной логикой и волчьими законами иррациональной власти искусства, которое творят последние романтики.
«Бесприданница» выглядит переломным этапом в театре Фоменко (переломной в своем творчестве считал ее и сам Островский). Она не дает повода говорить о психологических кружевах и легком дыхании, блистательном лицедействе, вечной женственности и прочих восторженных эпитетах, которые летят вслед спектаклям «Мастерской» и постепенно превращаются в штампы. Петр Фоменко поставил очень жесткий и горький спектакль о человеческой беспощадности и лживых, суррогатных, извращенных ценностях, будь то мораль, репутация или честное купеческое слово. О мире, где «цена» человека равна его финансовым, но не душевным затратам. Благодаря рязановскому хиту, история прекрасной бесприданницы укоренилась в массовом сознании как гимн любовному безумию, которое важнее всей жизни. Фоменко, точно наждаком, счищает романтическую позолоту с этой пьесы.
Хотя романсы звучат и здесь как без них? Низкий, бесстыдный, почти утробный голос Полины Агуреевой (Лариса), одной из самых бесстрашных актрис нашей сцены, выдает почти звериную тоску по иной жизни. Ее пение не столько вызывает восторг, сколько сбивает с ног. Лариса то циничная продавщица собственного шарма: деловито пересчитывает дань, которую оборотистая мать (Наталья Курдюбова) собрала с воздыхателей на подарок. То восторженная дурочка, для которой высшая доблесть мужчины попасть из револьвера в стакан на голове любимой. То античная богиня, обретающая в пении величие и власть над людьми. То простоволосая, бесстыдная, босоногая русалка после ночи с Паратовым, униженная настолько, что даже не пытается прикрыться под взглядами мужчин, которые позволили ей погибнуть. Но главное в ней все-таки бог весть как сохранился врожденный камертон душевной чистоты, совершенно не нужный в этом оркестре фальши. И единственный, кто способен настроиться на ее тональность, богач Кнуров (Алексей Колубков). Полностью зависящий от своей «независимости» и презирающий всех этих юнцов-купцов-дельцов, не способных любить. Здесь главный акцент сделан на тотальном унижении, которым все повязаны, как круговой порукой. Плебей Карандышев (его играет мужественный и сильный Евгений Цыганов, усиливая предчувствие неслучайной трагической развязки) унижает Ларису навязчивым собственничеством, она его своим торжествующим презрением и даже своей подчеркнуто фальшивой лаской. Барин Паратов (Илья Любимов) Карандышева наглой развязностью, от которой спасовали бы многие люди, а тот с удовольствием отыгрывается на Ларисе своей сермяжной правотой.
Художник Владимир Максимов создал условно-реалистический мир с мостиками без перил, с переносными дверями-обманками, силуэтами волжского города на заднике, тенью поющих цыган и лунной дорожкой a-la Куинджи зыбкого ложного пути по отраженному свету. Сам Петр Наумович дополнил эту светопись собственной звукописью, снабдив один из романсов режущим слух «ударником» столового серебра, которое, презирая этих «господ», швыряет и швыряет лакей Иван (Томас Моцкус). Точно наносит очередную рану, не оставляя надежд на врачевание.
Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000