Деловые люди в отсутствие любви
«Бесприданница» в театре «Мастерская Петра Фоменко»
Когда в спектакле «Бесприданница», поставленном Петром Фоменко, Манана Менабде в роли цыганки вместо «Мохнатого шмеля» какого-нибудь вдруг запела песню на стихи Мандельштама «Сегодня ночью, не солгу
», это показалось мне странным и не вполне уместным. Ведь до того все шло, как положено, согласно тексту Островского, с не принятой сегодня подробностью, без сокращений, в исторических костюмах, что уже и настроило на обстоятельный классический лад. И вдруг Мандельштам, да еще с этим своим тревожным, полным дурных предчувствий: Того, что было, не вернешь,/ Дубовый стол, в солонке нож,/ И вместо хлеба еж брюхатый./ Хотели петь и не смогли,/ Хотели встать дугой пошли/ Через окно на двор горбатый. И цыгане вышли какие-то непривычно пугающие, древние то-то их Илья старушками называет, если и табор, то не веселый, а зловещий, из ночного кошмара
Потом-то становится понятно: и не собирался Фоменко ставить классического Островского, так что модернистский анахронизм не случаен, а напротив, он-то и есть лейтмотив спектакля, построенного жестко и прозрачно, как офорт.
Хотя текст пьесы актеры произносят почти полностью, как будто ради того, чтобы доказать: никакого противоречия с тем, что написал в 1878 году великий русский драматург, в замысле спектакля нет. Каждая реплика в строку, каждая сцена разворачивается неторопливо, со вкусом, с деталями, каждая роль разобрана до конца, и если еще не все играется в полную силу, но то, что называется на театральном языке «рисунком», прочерчено твердой рукой.
Бытовое понизовье представляют обыкновенно считающиеся второстепенными герои хозяин трактира Гаврила, его слуга Иван, тетка Карандышева (чудесно ее сыграла Галина Кашковская, напевающая «Дремлют плакучие ивы » и причитающая между куплетами: «Ложечка к ложечке, вилочка к вилочке »). Их мещанский мир с домашними припасами, столовым серебром и буфетом стабилен во все времена и по-своему уютен. Даже когда в кульминационный момент бегства Ларисы Иван (Томас Моцкус) начинает греметь ножами-вилками, извлекая из этого звяканья какие-то глумливые аккорды, это не разрушает атмосферы общего лакейского покоя. Их место при закусках, так что чего тут нервничать.
Нервничают и маются герои главные. Все-то им не по себе, уж на что Кнуров (Алексей Колубков) важен, а и то засуетился, даже спотыкается, заспешил. А уж молодежь-то и вовсе какая-то зыбкая пошла, с гнильцой.
Вот Паратов (Илья Любимов): лицо тонкое, и сам пират, разбойник, перетянутый кожаным поясом, с платком на голой шее, такой вроде весь лихой, азартный, но с грустными глазами посаженного на цепь пса. И хочется взметнуть, а нечем, хотя и все вокруг стараются, заводят барина, да нет в барине никакой лихости да смелости, только усталость и отчаяние будущего подкаблучника.
Вожеватов-стервец (Андрей Щенников) холодный, как рыба, жесткий и циничный, трезво отстраняющийся от любого участия, на его фоне Кнуров просто лирик, романтик, влюбленный во всю неглубокую меру своей коммерческой натуры.
Карандышев Евгений Цыганов, киногерой и красавец, играет его завистливым гордецом, с мощным стремлением к реваншу, с искренней уверенностью в собственной значительности, которую ничто не может поколебать. Он даже и неглуп, этот местный интеллектуал и обличитель нравов, но уж слишком нелеп и неадекватен, поскольку не видит никого вокруг себя, не понимает масштаба
Но главная героиня этой драмы, понятно, Лариса. Полина Агуреева в этой роли не похожа ни на кого из своих предшественниц. Вожеватов говорит, что она проста Она сама что у нее расстроены нервы То, что она не как все, понятно, но что именно в ней не так, поначалу и не скажешь, хотя ее ломкая и суховатая грация высохшего растения настораживает уже в первой сцене с Карандышевым. Отчетливая и отчитывающая, вовсе не жертва, а уже все знающая нежить, ведьма, русалка, отчаянная и горькая С этой Ларисой все уже случилось еще до начала пьесы, когда Паратов первый раз ее бросил, и она перестала любить и надеяться, только сама это не сразу поняла. Оттого и озаряет ее в финальном монологе: «Вам надо жить, а мне надо умереть » Агуреева очень легка в этом спектакле, в ее арсенале нет ни криков, ни бурных эмоций, и к Паратову в последнем объяснении она ластится не как страстная любовница, а как виллиса в «Жизели», как будто пытаясь еще обольстить, зачаровать. Вспоминаешь и Офелию в сцене безумия. Нет никаких слез, просьб, только сухая и страшная тоска заранее предрешенного финала. И поет на карандышевском обеде она не предложенный Островским романс Глинки «Не искушай меня », а безысходно-мрачного «Бродягу», цыганскую народную песню, и не так сладко, как Ляля Черная, куда жестче, страшнее
В этом иссушенном деньгами, ставшими капиталом, мире, где на все своя цена, нет для нее никакого воздуха, никакой свободы, никакого убежища за Волгой. Верно говорит Паратов: «Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии. ..» Время форматное, четкое, и все живые, природные, не вычисляемые чувства, даже такие почти пародийные, как у честолюбца Карандышева, оно просто отменяет, вычеркивает. Химера коммерческого успеха буквально выжигает себе пустое пространство в душах, и если Лариса отказывается в таком мире жить, то остальные смиряются, но и скучно им, и тоскливо, и не радуют их ни Париж, ни пароходы, ни золотые прииски
Конечно, не впервые в театре возникает сопоставление эпохи 70-х XIX века с нашим временем, и проявляется неожиданная актуальность именно Островского. Видно, в России соблазн больших денег, не встречая препятствий в виде традиций и культуры обращения с ними, немедленно приводит к распаду человеческих отношений, к вымыванию любви и жалости, к душевной пустоте одних и отчаянию других. .. Но то, что может быть пережито как драма в первый раз, при повторении морозит тоскливым холодом несостоявшихся возможностей.
«Бесприданница» трагедия бесстрастного времени, это вам не «Гроза» с ее половодьем чувств. Чувства в «Бесприданнице» никто в расчет не берет, а вместо них поощряется чувствительность, именно ее представляет салонно-манерная пошлость романса тетушки Карандышева и силуэтных картинок на заднике, галантерейная манера половых и банальность любовных признаний Паратова, который, в сущности, тоже ведь не настоящий барин, а так, мимолетность, слепок с фантазий деловых людей
Конечно, в том, чтобы открыть таким спектаклем новое театральное здание с видом на Деловой центр, московское Сити, есть определенная доля иронии. « И золотушный грач мелькает».
Потом-то становится понятно: и не собирался Фоменко ставить классического Островского, так что модернистский анахронизм не случаен, а напротив, он-то и есть лейтмотив спектакля, построенного жестко и прозрачно, как офорт.
Хотя текст пьесы актеры произносят почти полностью, как будто ради того, чтобы доказать: никакого противоречия с тем, что написал в 1878 году великий русский драматург, в замысле спектакля нет. Каждая реплика в строку, каждая сцена разворачивается неторопливо, со вкусом, с деталями, каждая роль разобрана до конца, и если еще не все играется в полную силу, но то, что называется на театральном языке «рисунком», прочерчено твердой рукой.
Бытовое понизовье представляют обыкновенно считающиеся второстепенными герои хозяин трактира Гаврила, его слуга Иван, тетка Карандышева (чудесно ее сыграла Галина Кашковская, напевающая «Дремлют плакучие ивы » и причитающая между куплетами: «Ложечка к ложечке, вилочка к вилочке »). Их мещанский мир с домашними припасами, столовым серебром и буфетом стабилен во все времена и по-своему уютен. Даже когда в кульминационный момент бегства Ларисы Иван (Томас Моцкус) начинает греметь ножами-вилками, извлекая из этого звяканья какие-то глумливые аккорды, это не разрушает атмосферы общего лакейского покоя. Их место при закусках, так что чего тут нервничать.
Нервничают и маются герои главные. Все-то им не по себе, уж на что Кнуров (Алексей Колубков) важен, а и то засуетился, даже спотыкается, заспешил. А уж молодежь-то и вовсе какая-то зыбкая пошла, с гнильцой.
Вот Паратов (Илья Любимов): лицо тонкое, и сам пират, разбойник, перетянутый кожаным поясом, с платком на голой шее, такой вроде весь лихой, азартный, но с грустными глазами посаженного на цепь пса. И хочется взметнуть, а нечем, хотя и все вокруг стараются, заводят барина, да нет в барине никакой лихости да смелости, только усталость и отчаяние будущего подкаблучника.
Вожеватов-стервец (Андрей Щенников) холодный, как рыба, жесткий и циничный, трезво отстраняющийся от любого участия, на его фоне Кнуров просто лирик, романтик, влюбленный во всю неглубокую меру своей коммерческой натуры.
Карандышев Евгений Цыганов, киногерой и красавец, играет его завистливым гордецом, с мощным стремлением к реваншу, с искренней уверенностью в собственной значительности, которую ничто не может поколебать. Он даже и неглуп, этот местный интеллектуал и обличитель нравов, но уж слишком нелеп и неадекватен, поскольку не видит никого вокруг себя, не понимает масштаба
Но главная героиня этой драмы, понятно, Лариса. Полина Агуреева в этой роли не похожа ни на кого из своих предшественниц. Вожеватов говорит, что она проста Она сама что у нее расстроены нервы То, что она не как все, понятно, но что именно в ней не так, поначалу и не скажешь, хотя ее ломкая и суховатая грация высохшего растения настораживает уже в первой сцене с Карандышевым. Отчетливая и отчитывающая, вовсе не жертва, а уже все знающая нежить, ведьма, русалка, отчаянная и горькая С этой Ларисой все уже случилось еще до начала пьесы, когда Паратов первый раз ее бросил, и она перестала любить и надеяться, только сама это не сразу поняла. Оттого и озаряет ее в финальном монологе: «Вам надо жить, а мне надо умереть » Агуреева очень легка в этом спектакле, в ее арсенале нет ни криков, ни бурных эмоций, и к Паратову в последнем объяснении она ластится не как страстная любовница, а как виллиса в «Жизели», как будто пытаясь еще обольстить, зачаровать. Вспоминаешь и Офелию в сцене безумия. Нет никаких слез, просьб, только сухая и страшная тоска заранее предрешенного финала. И поет на карандышевском обеде она не предложенный Островским романс Глинки «Не искушай меня », а безысходно-мрачного «Бродягу», цыганскую народную песню, и не так сладко, как Ляля Черная, куда жестче, страшнее
В этом иссушенном деньгами, ставшими капиталом, мире, где на все своя цена, нет для нее никакого воздуха, никакой свободы, никакого убежища за Волгой. Верно говорит Паратов: «Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии. ..» Время форматное, четкое, и все живые, природные, не вычисляемые чувства, даже такие почти пародийные, как у честолюбца Карандышева, оно просто отменяет, вычеркивает. Химера коммерческого успеха буквально выжигает себе пустое пространство в душах, и если Лариса отказывается в таком мире жить, то остальные смиряются, но и скучно им, и тоскливо, и не радуют их ни Париж, ни пароходы, ни золотые прииски
Конечно, не впервые в театре возникает сопоставление эпохи 70-х XIX века с нашим временем, и проявляется неожиданная актуальность именно Островского. Видно, в России соблазн больших денег, не встречая препятствий в виде традиций и культуры обращения с ними, немедленно приводит к распаду человеческих отношений, к вымыванию любви и жалости, к душевной пустоте одних и отчаянию других. .. Но то, что может быть пережито как драма в первый раз, при повторении морозит тоскливым холодом несостоявшихся возможностей.
«Бесприданница» трагедия бесстрастного времени, это вам не «Гроза» с ее половодьем чувств. Чувства в «Бесприданнице» никто в расчет не берет, а вместо них поощряется чувствительность, именно ее представляет салонно-манерная пошлость романса тетушки Карандышева и силуэтных картинок на заднике, галантерейная манера половых и банальность любовных признаний Паратова, который, в сущности, тоже ведь не настоящий барин, а так, мимолетность, слепок с фантазий деловых людей
Конечно, в том, чтобы открыть таким спектаклем новое театральное здание с видом на Деловой центр, московское Сити, есть определенная доля иронии. « И золотушный грач мелькает».
Алена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000