Это у них сезонное
«Фоменки» на грани нервного срыва. Очаг февральского обострения — на Старой сцене, где появились две новые постановки.
Камерный спектакль представляет норвежский режиссер Сигрид Стрем Рейбо, ученица Сергея Женовача. В «Мастерской» редко приживается современная драматургия. Новая постановка по Ивану Вырыпаеву — исключение. Созданная в рамках вечера проб и ошибок она, кажется, не нуждается в такой осторожной пометке.
«Летние осы кусают нас даже в ноябре». Что скрывается под загадочным названием, не знают даже персонажи, постоянно повторяющие эту странную фразу. Да и вообще, черт возьми, что здесь происходит?
На сцене — Йозеф (Алексей Колубков) и его друзья — супружеская пара Елена (Ксения Кутепова) и Марк (Томас Моцкус). Они зачем-то называют друг друга чужими именами (Дональд, Сарра, Роберт) и безуспешно пытаются разрешить загадку: где в прошлый понедельник был Маркус — брат Роберта? Сарра утверждает — у нее. Дональд настаивает: у него — весь вечер рассуждал о сущности христианской исповеди. А когда находятся подтверждения обеих версий, история, начавшаяся как детектив, превращается в абсурдную комедию. Но после того, как общими усилиями друзья выясняют, что мир — полная бессмыслица, пьеса круто поворачивает в сторону психологической драмы. Одинокие герои в одиноком мире никак не могут найти общий язык. Первый верит в Бога, второй — в психиатра. Третий — верит в психиатра еще меньше, чем в Бога. Их внезапные откровения, соскочившие с языка на нервной почве, вызывают недоумение и смешки в зрительном зале.
К примеру, Дональд однажды не преминул попробовать человечину, когда ему «выпала такая возможность в виде пальца». Роберт страдает от депрессий с тех пор, когда мальчишкой понял, что жизнь утекает из рук, как уплыл от него игрушечный кораблик. А у Сарры и вовсе проблемы глобального свойства. Истовая христианка, она верит, что женщина создана из ребра Адама и должна подчиняться мужу. Но вот беда: как найти подходящего мужчину в обществе, где слишком много свободы? И разве может раб выбирать господина? Единственный выход — завести толпу любовников.
Абстрактный сюжет решен в лаконичной сценографии. Из декораций — небольшой подиум да несколько стульев. А весь реквизит умещается в сумочке Сарры. Чтобы обыграть ту или иную сцену, она то шкалик водки достанет, то банку огурцов — закусить, а также фату, зонт, одеяло, полотенце, чайник с заваркой, груду башмаков.
Единственная тема, за которую друзья хватаются, как утопающий за спасательный круг, — погода. Единодушно соглашаются: во всем виноват ужасный дождь, который льет уже три дня. Настойчивое «шлеп-шлеп-шлеп», раздражавшее Сарру, Дональда и Роберта еще полчаса назад, становится поводом к неудержимой радости. Такой рецепт лечения депрессии от Ивана Вырыпаева.
А вот в маленькой квартире по соседству не до веселья. О стены, оклеенные желтыми обоями в цветочек, разбиваются мечты Фарятьева. Пьесу Аллы Соколовой, известную публике по телефильму Ильи Авербаха с Андреем Мироновым и Мариной Нееловой в главных ролях, на сей раз вспомнила Вера Камышникова. Историю несчастной любви она представила в непривычно ярких красках.
Павел (Рустэм Юскаев) и лицом не вышел, и в голове непонятно что творится — сплошь фантазии об иных мирах. В общем, жених не ахти, даром что зубной врач. Зато трогательный и влюбленный. Ну на безрыбье и протезист сойдет. Саша (Полина Кутепова) под нажимом заботливой мамы (Галина Кашковская) решается выйти замуж за этого донкихота, хотя и мечтает о другом рыцаре. Но из затеи не получается ничего путного. Все страдают от непонимания, каждый по-своему одинок, и нет в этой жизни никакой гармонии.
Вера Камышникова сделала ударение на слово «фантазии» и поместила героев в сюрреалистическое пространство. Оттого каждый из них немножко сошел с ума и превратился в эксцентрика — не к месту вскрикивают, дергаются, да и вообще ведут себя неадекватно. Так что в пору не только Фарятьева с его грезами заподозрить в безумии, но и, к примеру, маскирующуюся под цвет обоев маму Саши.
В стране фантазий самостоятельную жизнь ведут отражения в зеркале. Где-то на балконе живут космонавты. Окружающий мир порой флюоресцирует и меняет форму: из-под ног уходит пол, да и на стены положиться нельзя. В общем, обстановка к невозмутимой идиллии не располагает. И кажется, нет ничего удивительного в том, что каждый из героев одинок. Все очутившиеся в этом сумасшедшем доме — по-видимому, инопланетяне. Из разных галактик. И, может быть, неразбериху удастся понять, если повезет оказаться с ними на одной волне.
«Летние осы кусают нас даже в ноябре». Что скрывается под загадочным названием, не знают даже персонажи, постоянно повторяющие эту странную фразу. Да и вообще, черт возьми, что здесь происходит?
На сцене — Йозеф (Алексей Колубков) и его друзья — супружеская пара Елена (Ксения Кутепова) и Марк (Томас Моцкус). Они зачем-то называют друг друга чужими именами (Дональд, Сарра, Роберт) и безуспешно пытаются разрешить загадку: где в прошлый понедельник был Маркус — брат Роберта? Сарра утверждает — у нее. Дональд настаивает: у него — весь вечер рассуждал о сущности христианской исповеди. А когда находятся подтверждения обеих версий, история, начавшаяся как детектив, превращается в абсурдную комедию. Но после того, как общими усилиями друзья выясняют, что мир — полная бессмыслица, пьеса круто поворачивает в сторону психологической драмы. Одинокие герои в одиноком мире никак не могут найти общий язык. Первый верит в Бога, второй — в психиатра. Третий — верит в психиатра еще меньше, чем в Бога. Их внезапные откровения, соскочившие с языка на нервной почве, вызывают недоумение и смешки в зрительном зале.
К примеру, Дональд однажды не преминул попробовать человечину, когда ему «выпала такая возможность в виде пальца». Роберт страдает от депрессий с тех пор, когда мальчишкой понял, что жизнь утекает из рук, как уплыл от него игрушечный кораблик. А у Сарры и вовсе проблемы глобального свойства. Истовая христианка, она верит, что женщина создана из ребра Адама и должна подчиняться мужу. Но вот беда: как найти подходящего мужчину в обществе, где слишком много свободы? И разве может раб выбирать господина? Единственный выход — завести толпу любовников.
Абстрактный сюжет решен в лаконичной сценографии. Из декораций — небольшой подиум да несколько стульев. А весь реквизит умещается в сумочке Сарры. Чтобы обыграть ту или иную сцену, она то шкалик водки достанет, то банку огурцов — закусить, а также фату, зонт, одеяло, полотенце, чайник с заваркой, груду башмаков.
Единственная тема, за которую друзья хватаются, как утопающий за спасательный круг, — погода. Единодушно соглашаются: во всем виноват ужасный дождь, который льет уже три дня. Настойчивое «шлеп-шлеп-шлеп», раздражавшее Сарру, Дональда и Роберта еще полчаса назад, становится поводом к неудержимой радости. Такой рецепт лечения депрессии от Ивана Вырыпаева.
А вот в маленькой квартире по соседству не до веселья. О стены, оклеенные желтыми обоями в цветочек, разбиваются мечты Фарятьева. Пьесу Аллы Соколовой, известную публике по телефильму Ильи Авербаха с Андреем Мироновым и Мариной Нееловой в главных ролях, на сей раз вспомнила Вера Камышникова. Историю несчастной любви она представила в непривычно ярких красках.
Павел (Рустэм Юскаев) и лицом не вышел, и в голове непонятно что творится — сплошь фантазии об иных мирах. В общем, жених не ахти, даром что зубной врач. Зато трогательный и влюбленный. Ну на безрыбье и протезист сойдет. Саша (Полина Кутепова) под нажимом заботливой мамы (Галина Кашковская) решается выйти замуж за этого донкихота, хотя и мечтает о другом рыцаре. Но из затеи не получается ничего путного. Все страдают от непонимания, каждый по-своему одинок, и нет в этой жизни никакой гармонии.
Вера Камышникова сделала ударение на слово «фантазии» и поместила героев в сюрреалистическое пространство. Оттого каждый из них немножко сошел с ума и превратился в эксцентрика — не к месту вскрикивают, дергаются, да и вообще ведут себя неадекватно. Так что в пору не только Фарятьева с его грезами заподозрить в безумии, но и, к примеру, маскирующуюся под цвет обоев маму Саши.
В стране фантазий самостоятельную жизнь ведут отражения в зеркале. Где-то на балконе живут космонавты. Окружающий мир порой флюоресцирует и меняет форму: из-под ног уходит пол, да и на стены положиться нельзя. В общем, обстановка к невозмутимой идиллии не располагает. И кажется, нет ничего удивительного в том, что каждый из героев одинок. Все очутившиеся в этом сумасшедшем доме — по-видимому, инопланетяне. Из разных галактик. И, может быть, неразбериху удастся понять, если повезет оказаться с ними на одной волне.
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000