Волемиру мир
В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пьесу шестидесятых годов
Черно-белые стены, черно-белые одежды, черно-белые мысли. Это мир Волемира. Нелепого человечка в коротковатых брючках, слегка тесноватом плаще, чуть-чуть мятой шляпе. «Лысеющий жених», так обозвал его сосед. И тут же возникает вопрос: а эта шляпа на Волемире признак интеллигентности или она всего лишь прикрывает отсутствие волос? А кургузая одежда это такой футляр? А его жена Лиза это
любовь?
Спектакль «Волемир» по одноименной пьесе Фридриха Горенштейна поставил Евгений Каменькович. Не на основной сцене «Мастерской Петра Фоменко», а на малой тут зритель ближе к микроскопу, через который еще в 1964 году драматург исследовал отношения личности и общества. Пьесу Горенштейн написал для молодой Таганки по просьбе Юрия Любимова но она так никем и не была поставлена. Много раз Петр Фоменко предлагал взяться за нее Каменьковичу. Но вот теперь режиссер пришел к выводу, что жизнь стала достаточно абсурдной для того, чтобы вывести на сцену Волемира, «маленького человека» в самых непривычных ракурсах.
Волемир всегда скукоженный и дома, и в гостях. Таким он крутит адюльтеры, таким бродит по пляжу среди голых тел. Он человек опасной честности и сложного внутреннего мира. Сентиментальный клептоман, он хранит и целует обрывок каната, которого касались ступни его жены. И переносит камни с места на место чтобы им (камням) не было скучно. А признается он в этих своих интимных тайных странностях неожиданно для себя незнакомцу, человеку из ванной.
Незнакомца застукал голым в собственной квартире сосед Волемира. Он же призвал в свидетели Волемира с женой. Многозначительное знакомство вылилось в такие же отношения. Правда, интерес получился скорее односторонний Волемир стал разыскивать «человека из ванной», чтобы понять: как тому удалось из него, из Волемира, выпытать самое сокровенное? Нашел на пляже и опять стал исповедоваться. И опять нелепо: между котлетной «Якорь» и группой лиц в полосатых купальниках. И снова душу не облегчил. А параллельно вдруг прочел чужое письмо. И. .. очутился будто между двух замочных скважин. В одну подглядывают за ним. В другую, за другими он. Ситуация тотальной слежки. Круговорот замочных скважин в природе.
Восприятие декораций сценографа Марии Митрофановой зависит от угла зрения. Центром спектакля она сделала угловатую конструкцию, которая частью стелется по полу, частью тянется к потолку. Вот сложносочиненное пространство принимает форму бумажного змея это кухня (согласно мифологии, средоточие советского мира). Конструкция перевернется и станет комнатой, залом. Или распластается и превратится в пляж с множеством табличек «не плавать», «не читать», «не пить», «не смотреть», «не слушать».
Эта зона огорожена фотографическими стендами с овальными прорезями для лиц. Герои «загорают» в чужих телах. Но лежбище переворачивают и оно становится доской, где огромную репродукцию Микеланджело, «Сотворение Адама», залепили бумажки объявлений, просьб и предложений. Быт, поглотивший веру. Щиты ставят боком они становятся секциями в тире. Будто мишени, проплывают бумажные кораблики. Газета главный материал, из которого сложен спектакль. Хрупкий мир из «Правды» и «Труда». Из них и символическая лодка с молодоженами, и шапки, и скульптура собачки. Из газетных полос вся декорация-трансформер.
Песню «Синий троллейбус» здесь поют люди с синими бородами и волосами. В ванне вместо душа фонарь. Подарки это параллелепипеды в суровой бумаге с надписью «подарок». Звонок в дверь обозначается самими же гостями: кричат «звоноооооок». Заходят в квартиру в обнимку, перебирая ногами под модный в 60-х танец сиртаки.
В те же 60-е свою песню «Паломничество» из кантаты для хора «Рождество Христово» сочинил Ариэль Рамирес. Позже ее популяризировал оркестр Поля Мориа в виде песни «Жаворонок». Каждый советский человек помнит ее по заставке к передаче «В мире животных». Эта мелодия лейтмотив спектакля с его смещением смыслов, заданным Горенштейном. Эти смещения, споры физиков-лириков, борьбу правды и лжи Евгений Каменькович как бы обостряет в финале метафизически.
Волемир, прилюдно уличенный в измене, сам становится «человеком из ванной». Его ставят на холодильник, как на трибуну. Дверца распахнута, в недрах холодильника кантианское звездное небо. Простой вопрос про категорический императив: а если звездное небо не над головой, а под ногами, в холодильнике, взятом в кредит, где же тогда искать нравственный закон? В каком месте?
Очевидно, что зрителю придется за Канта ответить.
Спектакль «Волемир» по одноименной пьесе Фридриха Горенштейна поставил Евгений Каменькович. Не на основной сцене «Мастерской Петра Фоменко», а на малой тут зритель ближе к микроскопу, через который еще в 1964 году драматург исследовал отношения личности и общества. Пьесу Горенштейн написал для молодой Таганки по просьбе Юрия Любимова но она так никем и не была поставлена. Много раз Петр Фоменко предлагал взяться за нее Каменьковичу. Но вот теперь режиссер пришел к выводу, что жизнь стала достаточно абсурдной для того, чтобы вывести на сцену Волемира, «маленького человека» в самых непривычных ракурсах.
Волемир всегда скукоженный и дома, и в гостях. Таким он крутит адюльтеры, таким бродит по пляжу среди голых тел. Он человек опасной честности и сложного внутреннего мира. Сентиментальный клептоман, он хранит и целует обрывок каната, которого касались ступни его жены. И переносит камни с места на место чтобы им (камням) не было скучно. А признается он в этих своих интимных тайных странностях неожиданно для себя незнакомцу, человеку из ванной.
Незнакомца застукал голым в собственной квартире сосед Волемира. Он же призвал в свидетели Волемира с женой. Многозначительное знакомство вылилось в такие же отношения. Правда, интерес получился скорее односторонний Волемир стал разыскивать «человека из ванной», чтобы понять: как тому удалось из него, из Волемира, выпытать самое сокровенное? Нашел на пляже и опять стал исповедоваться. И опять нелепо: между котлетной «Якорь» и группой лиц в полосатых купальниках. И снова душу не облегчил. А параллельно вдруг прочел чужое письмо. И. .. очутился будто между двух замочных скважин. В одну подглядывают за ним. В другую, за другими он. Ситуация тотальной слежки. Круговорот замочных скважин в природе.
Восприятие декораций сценографа Марии Митрофановой зависит от угла зрения. Центром спектакля она сделала угловатую конструкцию, которая частью стелется по полу, частью тянется к потолку. Вот сложносочиненное пространство принимает форму бумажного змея это кухня (согласно мифологии, средоточие советского мира). Конструкция перевернется и станет комнатой, залом. Или распластается и превратится в пляж с множеством табличек «не плавать», «не читать», «не пить», «не смотреть», «не слушать».
Эта зона огорожена фотографическими стендами с овальными прорезями для лиц. Герои «загорают» в чужих телах. Но лежбище переворачивают и оно становится доской, где огромную репродукцию Микеланджело, «Сотворение Адама», залепили бумажки объявлений, просьб и предложений. Быт, поглотивший веру. Щиты ставят боком они становятся секциями в тире. Будто мишени, проплывают бумажные кораблики. Газета главный материал, из которого сложен спектакль. Хрупкий мир из «Правды» и «Труда». Из них и символическая лодка с молодоженами, и шапки, и скульптура собачки. Из газетных полос вся декорация-трансформер.
Песню «Синий троллейбус» здесь поют люди с синими бородами и волосами. В ванне вместо душа фонарь. Подарки это параллелепипеды в суровой бумаге с надписью «подарок». Звонок в дверь обозначается самими же гостями: кричат «звоноооооок». Заходят в квартиру в обнимку, перебирая ногами под модный в 60-х танец сиртаки.
В те же 60-е свою песню «Паломничество» из кантаты для хора «Рождество Христово» сочинил Ариэль Рамирес. Позже ее популяризировал оркестр Поля Мориа в виде песни «Жаворонок». Каждый советский человек помнит ее по заставке к передаче «В мире животных». Эта мелодия лейтмотив спектакля с его смещением смыслов, заданным Горенштейном. Эти смещения, споры физиков-лириков, борьбу правды и лжи Евгений Каменькович как бы обостряет в финале метафизически.
Волемир, прилюдно уличенный в измене, сам становится «человеком из ванной». Его ставят на холодильник, как на трибуну. Дверца распахнута, в недрах холодильника кантианское звездное небо. Простой вопрос про категорический императив: а если звездное небо не над головой, а под ногами, в холодильнике, взятом в кредит, где же тогда искать нравственный закон? В каком месте?
Очевидно, что зрителю придется за Канта ответить.
Зоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000