Катехизис разврата
На сцене «Мастерской Фоменко» едят и стреляются
В меню – дегустация премьеры «Опасных связей» по мотивам эротического романа Шодерло де Лакло. Режиссер Егор Перегудов – в роли шеф-повара. Главное режиссерское решение, вокруг которого построен спектакль: соединить театр и живопись, создать аллегорическую картину на сцене.
В темноте зала от одного конца к другому тянется 20-метровый стол с богатыми угощениями, словно скопированный с десятков пышных натюрмортов. За ним героев, как на портретах, в дверных проемах обволакивает мягкий контражур. Легкие сорочки, растрепанные волосы, теплые краски, изобилие вина, фруктов и овощей – все это могло бы принадлежать кисти Караваджо (фуд-арт и дресс-код – Владимир Арефьев, световой сомелье – Дамир Исмагилов).
Само действие превращается в вакхическую тайную вечерю, где изучают катехизис разврата. Недаром спектакль начинается торжественным фрагментом из «Вечерни Пресвятой Девы Марии» Монтеверди с ее струнно-духовым ансамблем и ликующим хором. Музыка переключает регистр повествования, и перед нами уже не просто рассказ о распутных французских аристократах XVIII века, а целая литургия – как выяснится, не без ноток языческой мистерии.
Над столом нависает зеркало, в него можно подсмотреть, что лежит на тарелке у каждого гостя этого затейливого пира. Вот маркиза де Мертей (Полина Кутепова) неспешно ковыряет перец. Ценительница остренького, она затевает интригу, чтобы отомстить своему бывшему любовнику, который намерен жениться на юной Сесиль (Дарья Коныжева). Маркиза просит, чтобы это невинное создание соблазнил виконт де Вальмон (Томас Моцкус). Тот, в свою очередь, увлекается святошей, госпожой де Турвель (Серафима Огарева), но все попытки предложить ей что-нибудь «вкусное» тщетны, ибо она соблюдает ЗОЖ гастрономический и моральный, а посему причащаться развратных тайн отказывается и остервенело грызет огурцы с сельдереем.
Однако жертвы, как бы ни сопротивлялись, все равно покоряются виконту. Аллегория грехопадения Сесиль – помидоры. Она пробует их недоверчиво, а потом жадно, с наслаждением надкусывает. Девушка, которую воспитывали в монастыре, еще боится переступить нравственный закон, но все равно бездумно отдается страсти. Утехи со взрослым любовником для нее только запретное развлечение, тогда как замужняя госпожа де Турвель по-настоящему влюбляется. В сцене соблазнения де Вальмон, как лисица, проворно поедает с ее тела виноград – и охладевает.
После каждой победы виконт приглашает маркизу на трапезу. Вместе они, как два верховных жреца, символически разделывают на кусочки и пожирают жертв этой любовной мистерии. Де Вальмон Томаса Моцкуса – Вакх и Эрот в одном лице, самодовольный сибарит, подкупающий мужским обаянием. Шикарная маркиза де Мертей в исполнении Полины Кутеповой – Афродита, которая и мысли, и дела знает наперед. Изящная, тонкая, утомленная светом, она с молодости слишком хорошо владеет наукой любви и безошибочно угадывает, за какую ниточку потянуть, чтобы разбудить чувства.
Соблазненные остаются со своим грехом один на один, их страдания зарифмованы с «Плачем нимфы» Монтеверди, лейтмотивом спектакля: брошенная нимфа взывает к Амуру и жалуется, что возлюбленный ей изменил. Но если для Сесиль здесь нет горя, потому что она пока только познает свою женскую природу, то для госпожи де Турвель наступает конец света. Она мучительно боролась с желанием и нарушила супружескую верность, чтобы потом столкнуться с полным безразличием виконта.
И Дарья Коныжева, и Серафима Огарева играют своих героинь в развитии – от барышень самых строгих правил до исступленных жриц Эроса. Но чопорность Сесиль идет скорее от навязанного извне благочестия, а госпожи де Турвель – от характера. И чем неприступнее обе держат себя вначале, тем сильнее кидаются во все тяжкие потом. В эту порочную игру затягивает всех, в том числе и скромного влюбленного в Сесиль шевалье Дансени. Герой Рифата Аляутдинова тоже проходит путь от невинного юноши до страстного любовника. Соблазненный маркизой, он становится увереннее в себе, его голос обретает властные оттенки.
В литургической вакханалии нет морали, нет правых и виноватых, потому что нет того, кто правит бал. И хотя авторы всего этого великолепного безобразия – маркиза и виконт, но и они только марионетки своего чувства. Оба донельзя ревнуют друг друга, но не могут себе в этом признаться и продолжают сочинять науку любви, покуда точка пули в конце не разлучит их.
Источник: «Независимая газета»
В темноте зала от одного конца к другому тянется 20-метровый стол с богатыми угощениями, словно скопированный с десятков пышных натюрмортов. За ним героев, как на портретах, в дверных проемах обволакивает мягкий контражур. Легкие сорочки, растрепанные волосы, теплые краски, изобилие вина, фруктов и овощей – все это могло бы принадлежать кисти Караваджо (фуд-арт и дресс-код – Владимир Арефьев, световой сомелье – Дамир Исмагилов).
Само действие превращается в вакхическую тайную вечерю, где изучают катехизис разврата. Недаром спектакль начинается торжественным фрагментом из «Вечерни Пресвятой Девы Марии» Монтеверди с ее струнно-духовым ансамблем и ликующим хором. Музыка переключает регистр повествования, и перед нами уже не просто рассказ о распутных французских аристократах XVIII века, а целая литургия – как выяснится, не без ноток языческой мистерии.
Над столом нависает зеркало, в него можно подсмотреть, что лежит на тарелке у каждого гостя этого затейливого пира. Вот маркиза де Мертей (Полина Кутепова) неспешно ковыряет перец. Ценительница остренького, она затевает интригу, чтобы отомстить своему бывшему любовнику, который намерен жениться на юной Сесиль (Дарья Коныжева). Маркиза просит, чтобы это невинное создание соблазнил виконт де Вальмон (Томас Моцкус). Тот, в свою очередь, увлекается святошей, госпожой де Турвель (Серафима Огарева), но все попытки предложить ей что-нибудь «вкусное» тщетны, ибо она соблюдает ЗОЖ гастрономический и моральный, а посему причащаться развратных тайн отказывается и остервенело грызет огурцы с сельдереем.
Однако жертвы, как бы ни сопротивлялись, все равно покоряются виконту. Аллегория грехопадения Сесиль – помидоры. Она пробует их недоверчиво, а потом жадно, с наслаждением надкусывает. Девушка, которую воспитывали в монастыре, еще боится переступить нравственный закон, но все равно бездумно отдается страсти. Утехи со взрослым любовником для нее только запретное развлечение, тогда как замужняя госпожа де Турвель по-настоящему влюбляется. В сцене соблазнения де Вальмон, как лисица, проворно поедает с ее тела виноград – и охладевает.
После каждой победы виконт приглашает маркизу на трапезу. Вместе они, как два верховных жреца, символически разделывают на кусочки и пожирают жертв этой любовной мистерии. Де Вальмон Томаса Моцкуса – Вакх и Эрот в одном лице, самодовольный сибарит, подкупающий мужским обаянием. Шикарная маркиза де Мертей в исполнении Полины Кутеповой – Афродита, которая и мысли, и дела знает наперед. Изящная, тонкая, утомленная светом, она с молодости слишком хорошо владеет наукой любви и безошибочно угадывает, за какую ниточку потянуть, чтобы разбудить чувства.
Соблазненные остаются со своим грехом один на один, их страдания зарифмованы с «Плачем нимфы» Монтеверди, лейтмотивом спектакля: брошенная нимфа взывает к Амуру и жалуется, что возлюбленный ей изменил. Но если для Сесиль здесь нет горя, потому что она пока только познает свою женскую природу, то для госпожи де Турвель наступает конец света. Она мучительно боролась с желанием и нарушила супружескую верность, чтобы потом столкнуться с полным безразличием виконта.
И Дарья Коныжева, и Серафима Огарева играют своих героинь в развитии – от барышень самых строгих правил до исступленных жриц Эроса. Но чопорность Сесиль идет скорее от навязанного извне благочестия, а госпожи де Турвель – от характера. И чем неприступнее обе держат себя вначале, тем сильнее кидаются во все тяжкие потом. В эту порочную игру затягивает всех, в том числе и скромного влюбленного в Сесиль шевалье Дансени. Герой Рифата Аляутдинова тоже проходит путь от невинного юноши до страстного любовника. Соблазненный маркизой, он становится увереннее в себе, его голос обретает властные оттенки.
В литургической вакханалии нет морали, нет правых и виноватых, потому что нет того, кто правит бал. И хотя авторы всего этого великолепного безобразия – маркиза и виконт, но и они только марионетки своего чувства. Оба донельзя ревнуют друг друга, но не могут себе в этом признаться и продолжают сочинять науку любви, покуда точка пули в конце не разлучит их.
Источник: «Независимая газета»
Вероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000