«Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на коне
«Женитьбу» Гоголя, мне кажется, не ставил только ленивый театр. Но действительно: эта пьеса буквально просится быть воплощённой на сцене. Понятный всем забавный и бодро развивающийся сюжет, созвездие ярких персонажей, довольно оригинальный (для своего времени — особенно) финал — отсутствие хэппи-энда в искрящейся комедии… Такая классика всегда востребована, и посчитать сценические воплощения сочинения Николая Васильевича (хотя бы — имеющиеся в столице на данный момент) крайне затруднительно.
Как по мне — пусть расцветают все цветы, лишь бы они приносили людям радость и наслаждение. Потому с превеликим интересом я отправилась знакомиться с премьерой «Мастерской Петра Фоменко» — спектаклем «Совершенно Невероятное Событие». Да, постановщик Евгений Каменькович поменял название действа (точней, недрогнувшей рукой отрезал от него первую часть, ибо Гоголь целиком озаглавил свою пьесу так: «Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях»), отметив, что «женитьба» у него — это жанр (и, если задуматься, в какой-то мере он прав — уж в отношении профессиональных свах точно).
Режиссура Каменьковича — это всегда бережное отношение к тексту, размеренность, репризность, россыпь внезапных находок и некая созерцательность. Причём, если меня последняя в работах предводителя «фоменок» бесконечно привлекает, гипнотизирует и погружает в происходящее, то некоторую часть публики она же затягивает в эдакое болотце, из которого выбраться не получается, что бы ни творилось на подмостках (ну, кроме периодического оглушительного стука «рекламным кулаком» Купердягиных, который разбудит и мёртвого, здорово оживляя происходящее). Здесь, конечно, всего лишь вопрос театральных пристрастий, но если вы знаете, что конкретно вам по вкусу «боевички», в рамках которых всё крутится, вертится, носится и кувыркается, то, пожалуй, стоит выбрать иную «Женитьбу» (благо, повторюсь, ассортимент велик).
А вот коли вам душевен «поступательный психологизм», то «Мастерская Фоменко» — ваш вариант. Заметьте, я совершенно не имею в виду, что действие у Каменьковича движется «медленно и печально»: темпоритм спектакля вполне бодр. Просто постановщик не разменивается на излишние перебежки и частую смену мизансцен, заостряя внимание на внутреннем состоянии персонажей. И оные получаются великолепными: трёхмерными, живыми, интересными, харизматичными и влюбляющими в себя.
Единственное, женихи (Яичница — Алексей Колубков / Василий Фирсов, Анучкин — Томас Моцкус, Жевакин — Степан Пьянков) показались чуть менее выразительными, нежели хотелось бы. Возможно, это премьерная беда, и, уже после нескольких показов, замечательные артисты «Мастерской Фоменко» обнаружат те самые краски, которых в день моего посещения театра не хватило. По крайней мере, я в это искренне верю. В нашем случае самым впечатляющим женихом оказался Стариков (Виталий Метлин), в принципе не поднимающийся со сцены из зрительного зала и вообще не слишком часто фигурирующий на страницах пьесы (к счастью, Каменькович несколько расширил данную роль).
Все же остальные герои абсолютно прекрасны — прямо начиная от слуг Дуняши (Екатерина Новокрещёнова / Александра Кесельман) и Степана (Борис Яновский), которые у «фоменок» не только практически так же значимы, как и главные герои, но и ставят окончательную точку в действе. Бескрайне харизматична и обаятельна Мадлен Джабраилова — сваха Фёкла Ивановна. Чуть большей активности хочется от Елизаветы Бойко (тётка Арина Пантелеймоновна Купердягина), но её весомость и обстоятельность — при внешней-то хрупкости — впечатляют. Невероятна Ольга Бодрова (невеста Агафья Тихоновна Купердягина) — она тут, действительно, если не главное действующее лицо, то основной событийный центр повествования.
Очень хорош Юрий Буторин (Кочкарёв), которого можно и не сразу опознать в гриме. Буторин и Бодрова (а также, лично для меня, ещё и Метлин) — главное богатство постановки. Комизм через серьёзность — и при этом стопроцентная правдивость во всём. И крайне интересен Подколёсин (Иван Вакуленко), абсолютно аморфный и ведомый, но его «тряпичность» кажется не бесхребетностью, а, напротив, стержнем личности, некоей позицией — мол, вы меня кружите, а я воспользуюсь вашими трудами, поскольку мне так удобно. Эдакий человек-паразит, который, как только ощутил дискомфорт, сбежал в свой тёплый угол, ибо знает: скоро доброжелатели снова придут и будут приносить пользу, как и прежде. И избавится ли Кочкарёв на самом деле от тяги к адреналину, возникающему вследствие помощи непутёвому другу — большой вопрос… Впрочем, выводы после просмотра каждый зритель волен делать сам. Мне, исходя из персонажей, присутствовавших на сцене в финале спектакля, представилось и будущее брошенной невесты (к слову, отнюдь не печальное), и дальнейшее развитие «бизнесов» Купердягиных, с ним определённо связанное. Вы же можете увидеть нечто совершенно иное — а значит, вынести из постановки собственные ценности.
И пусть эту трактовку «Женитьбы» нельзя назвать революционной (чего, впрочем, никто и не добивался), но мало я посещаю таких душевных, уютных спектаклей. Вот вам современная классика без попытки перелицевания первоисточника, на которую можно водить и школьников, и пожилых родителей, и коллег, и друзей — а главное, смотреть самим, оценивая внезапные акценты, проставленные режиссёром, наслаждаясь лаконичной, но невероятно эстетичной «картинкой» (сценография — Ирина Корина, художник по костюмам — Мария Боровская, художник по свету — Владислав Фролов) и восхищаясь артистами.
Евгений Каменькович — мастер по созданию атмосферы. Даже в антракте у него играют тематические песни («Чужая свадьба», «Ах, эта свадьба» — и подобные прелести). И на «Совершенно Невероятном Событии» — ну очень хорошо! У «Фоменок» получился светлый, забавный, глубокий спектакль, совершенно не противоречащий Гоголю даже там, где постановщик тем или иным образом расширяет исходный сюжет.
Премьера «Мастерской Фоменко» подтверждает, что ещё один спектакль по популярному материалу в череде «аналогов» точно не станет лишним (а, может, и возглавит шеренгу сию). Если хотите основательно почувствовать и подумать там, где привыкли хихикать — это сюда. Но и веселиться будете от души, это я вам обещаю.
Сочиняя для своей пьесы несчастливый (но при этом комический) финал Гоголь, мне думается, стремился быть ближе к жизни, которая нередко преподносит нам абсолютно нетривиальные сюрпризы. Евгений Каменькович усилил это ощущение жизненности, естественности, человеческой правды — пропустив, что характерно, текст через условности и намёки. Я подобное нежно люблю, и потому искренне наслаждалась премьерой «фоменок». Почему бы и вам не попробовать?
Источник: Musecube
Как по мне — пусть расцветают все цветы, лишь бы они приносили людям радость и наслаждение. Потому с превеликим интересом я отправилась знакомиться с премьерой «Мастерской Петра Фоменко» — спектаклем «Совершенно Невероятное Событие». Да, постановщик Евгений Каменькович поменял название действа (точней, недрогнувшей рукой отрезал от него первую часть, ибо Гоголь целиком озаглавил свою пьесу так: «Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях»), отметив, что «женитьба» у него — это жанр (и, если задуматься, в какой-то мере он прав — уж в отношении профессиональных свах точно).
Режиссура Каменьковича — это всегда бережное отношение к тексту, размеренность, репризность, россыпь внезапных находок и некая созерцательность. Причём, если меня последняя в работах предводителя «фоменок» бесконечно привлекает, гипнотизирует и погружает в происходящее, то некоторую часть публики она же затягивает в эдакое болотце, из которого выбраться не получается, что бы ни творилось на подмостках (ну, кроме периодического оглушительного стука «рекламным кулаком» Купердягиных, который разбудит и мёртвого, здорово оживляя происходящее). Здесь, конечно, всего лишь вопрос театральных пристрастий, но если вы знаете, что конкретно вам по вкусу «боевички», в рамках которых всё крутится, вертится, носится и кувыркается, то, пожалуй, стоит выбрать иную «Женитьбу» (благо, повторюсь, ассортимент велик).
А вот коли вам душевен «поступательный психологизм», то «Мастерская Фоменко» — ваш вариант. Заметьте, я совершенно не имею в виду, что действие у Каменьковича движется «медленно и печально»: темпоритм спектакля вполне бодр. Просто постановщик не разменивается на излишние перебежки и частую смену мизансцен, заостряя внимание на внутреннем состоянии персонажей. И оные получаются великолепными: трёхмерными, живыми, интересными, харизматичными и влюбляющими в себя.
Единственное, женихи (Яичница — Алексей Колубков / Василий Фирсов, Анучкин — Томас Моцкус, Жевакин — Степан Пьянков) показались чуть менее выразительными, нежели хотелось бы. Возможно, это премьерная беда, и, уже после нескольких показов, замечательные артисты «Мастерской Фоменко» обнаружат те самые краски, которых в день моего посещения театра не хватило. По крайней мере, я в это искренне верю. В нашем случае самым впечатляющим женихом оказался Стариков (Виталий Метлин), в принципе не поднимающийся со сцены из зрительного зала и вообще не слишком часто фигурирующий на страницах пьесы (к счастью, Каменькович несколько расширил данную роль).
Все же остальные герои абсолютно прекрасны — прямо начиная от слуг Дуняши (Екатерина Новокрещёнова / Александра Кесельман) и Степана (Борис Яновский), которые у «фоменок» не только практически так же значимы, как и главные герои, но и ставят окончательную точку в действе. Бескрайне харизматична и обаятельна Мадлен Джабраилова — сваха Фёкла Ивановна. Чуть большей активности хочется от Елизаветы Бойко (тётка Арина Пантелеймоновна Купердягина), но её весомость и обстоятельность — при внешней-то хрупкости — впечатляют. Невероятна Ольга Бодрова (невеста Агафья Тихоновна Купердягина) — она тут, действительно, если не главное действующее лицо, то основной событийный центр повествования.
Очень хорош Юрий Буторин (Кочкарёв), которого можно и не сразу опознать в гриме. Буторин и Бодрова (а также, лично для меня, ещё и Метлин) — главное богатство постановки. Комизм через серьёзность — и при этом стопроцентная правдивость во всём. И крайне интересен Подколёсин (Иван Вакуленко), абсолютно аморфный и ведомый, но его «тряпичность» кажется не бесхребетностью, а, напротив, стержнем личности, некоей позицией — мол, вы меня кружите, а я воспользуюсь вашими трудами, поскольку мне так удобно. Эдакий человек-паразит, который, как только ощутил дискомфорт, сбежал в свой тёплый угол, ибо знает: скоро доброжелатели снова придут и будут приносить пользу, как и прежде. И избавится ли Кочкарёв на самом деле от тяги к адреналину, возникающему вследствие помощи непутёвому другу — большой вопрос… Впрочем, выводы после просмотра каждый зритель волен делать сам. Мне, исходя из персонажей, присутствовавших на сцене в финале спектакля, представилось и будущее брошенной невесты (к слову, отнюдь не печальное), и дальнейшее развитие «бизнесов» Купердягиных, с ним определённо связанное. Вы же можете увидеть нечто совершенно иное — а значит, вынести из постановки собственные ценности.
И пусть эту трактовку «Женитьбы» нельзя назвать революционной (чего, впрочем, никто и не добивался), но мало я посещаю таких душевных, уютных спектаклей. Вот вам современная классика без попытки перелицевания первоисточника, на которую можно водить и школьников, и пожилых родителей, и коллег, и друзей — а главное, смотреть самим, оценивая внезапные акценты, проставленные режиссёром, наслаждаясь лаконичной, но невероятно эстетичной «картинкой» (сценография — Ирина Корина, художник по костюмам — Мария Боровская, художник по свету — Владислав Фролов) и восхищаясь артистами.
Евгений Каменькович — мастер по созданию атмосферы. Даже в антракте у него играют тематические песни («Чужая свадьба», «Ах, эта свадьба» — и подобные прелести). И на «Совершенно Невероятном Событии» — ну очень хорошо! У «Фоменок» получился светлый, забавный, глубокий спектакль, совершенно не противоречащий Гоголю даже там, где постановщик тем или иным образом расширяет исходный сюжет.
Премьера «Мастерской Фоменко» подтверждает, что ещё один спектакль по популярному материалу в череде «аналогов» точно не станет лишним (а, может, и возглавит шеренгу сию). Если хотите основательно почувствовать и подумать там, где привыкли хихикать — это сюда. Но и веселиться будете от души, это я вам обещаю.
Сочиняя для своей пьесы несчастливый (но при этом комический) финал Гоголь, мне думается, стремился быть ближе к жизни, которая нередко преподносит нам абсолютно нетривиальные сюрпризы. Евгений Каменькович усилил это ощущение жизненности, естественности, человеческой правды — пропустив, что характерно, текст через условности и намёки. Я подобное нежно люблю, и потому искренне наслаждалась премьерой «фоменок». Почему бы и вам не попробовать?
Источник: Musecube
Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000