В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»
Ольга Бодрова сыграла купеческую дочь на выданье, мечтающую о дворянском счастье
Авторов спектакля заинтересовал исторический факт: пьеса Гоголя вышла спустя два года после появления первого фотоателье, возможности которого «совершенно невероятно» преувеличили, что и задало причудливый ход событиям. Дом покойного купца Купердягина превратился в модное и пока еще диковинное заведение. Для сценографа Ирины Кориной «Фотоателье Купердягиных» — символ великой иллюзии. В жизни может ничего и не произойти, сколько ни мечтай, а на страницах фотоальбома навсегда остается нечто небывалое.
Каждый из претендентов на руку и сердце купеческой дочки Агафьи Тихоновны фотографируется на фоне шедевров итальянской архитектуры, столь любимых Гоголем, и невеста имеет возможность каждого из них внимательно рассмотреть. На сцене целое собрание передвижных ширм на колесах с дагерротипными портретами женихов в полный рост. Фотограф Иван Михайловский специально для спектакля снимал актеров в антураже эпохи. Даже балкон на колесах выкатывают, и Агафья Тихоновна на нем выглядит словно Джульетта.
В фотоателье можно просунуть голову в тантамареску и сфотографироваться в чужом теле, позировать, раскачиваясь на качелях, или на фоне балюстрады и вазона с искусственными цветами, создавая иллюзию пребывания у моря. Истории известны прецеденты, когда интеллектуалы обнародовали свои морские снимки, но при этом никогда не бывали на побережье, а мы теперь рассматриваем их фотографии, пытаясь понять суть подмен и выдуманной биографии.
Помимо фотоателье Агафья Тихоновна унаследовала от папеньки и свадебный салон, о чем свидетельствует вывеска. Словом, у нее полный комплект для обустройства бракосочетания. И невеста свежая, ядреная, и сваха расстаралась, и женихи клубятся. До 27 годков в девицах засиделась красавица. Пора уже сделать выбор. У Агафьи Купердягиной в исполнении Ольги Бодровой душа нараспашку, глаза разбегаются. Она добра и невинна, готова принять и полюбить любого. В каждом женихе находит что-то привлекательное, каким бы чудовищем он ни был. Даже фамилию Яичница согласна носить, ведь этот самый Яичница ей кажется видным кавалером. А женихи — один чуднее другого, но ставки высоки. Подавай им невесту с приданым, способную изъясняться по-французски.
А ей так хочется дворянского счастья. За купца выходить она не желает. Едва ли не с самого начала Агафья Тихоновна в подвенечном белом платье — странном, квадратном. Ждет подходящего момента. Художник по костюмам Мария Боровская одела ее в непонятное нечто, словно для того, чтобы скрыть особенности фигуры. Кто-то подумает, что ради актрисы, только-только вернувшейся на сцену после рождения ребенка. Но нет, Ольга Бодрова все так же стройна, как и прежде. Позднее будет возможность в этом убедиться.
На сцене появляется портрет Гоголя, на который, словно на икону, смотрит коленопреклоненный Илья Фомич Кочкарев — неугомонный друг жениха Подколёсина. В спектакле много диковин, пустячков, составляющих всеобщую кутерьму, поступательное движение к иллюзорному счастью ближнего. А-ля хрустальная люстра, которую вывозят, а-ля гранитный лев, словно с берегов Невы, читаются как привет безвременно ушедшему из репертуара спектаклю Дмитрия Крымова «Моцарт. Дон Жуан“. Генеральная репетиция». Здесь много приветов в том числе Пушкину. Как без него?
Александр Сергеевич все время подает сигналы. Стремились к этому авторы спектакля или так случилось помимо их воли, не имеет особого значения. Кто, как не Пушкин, щедро делился идеями, сподвиг Гоголя к созданию «Ревизора» и «Мертвых душ», и в спектакле звучат его стихи. Евгений Каменькович, предваряя выход спектакля, напомнил, что есть основания полагать, что Пушкин «Женитьбу» не прочитал, хотя Гоголь ему рукопись отправлял. Об этом свидетельствует его письмо Александру Сергеевичу, в котором он просит вернуть экземпляр, приписав: «если он вам не нужен». Гоголь признавался, что «ни одну строку не писал без того, чтобы не воображал его перед собою».
Юрий Буторин играет кудрявого и неугомонного Кочкарева, одетого в красную крылатку с пелериной по моде пушкинского времени, так, словно это Пушкин. Он уже не может остановиться в намерении женить друга, отнимая хлеб у профессиональной свахи Феклы Ивановны, которую на сумасшедшей скорости сыграла Марлен Джабраилова. Довести до венца Ивана Кузьмича Подколёсина он готов любой ценой, и не то чтобы для него это дело чести. Просто почти Александра Сергеевича понесло.
Зажатого, напоминающего кокон и перманентно не готового к женитьбе Подколёсина играет Иван Вакуленко. Он взбирается на половину коня, и перед нами «Медный всадник» — еще один привет Пушкину. А-ля гранитный лев становится Подколёсину ложем, на котором можно прикорнуть, как на диване. Жизнь вечного жениха по-своему удивительна. А окно для бегства ему будет даром небес — его спустят с колосников как искушение.
Слугу Подколёсина Степана играет молодой актер Борис Яновский, о котором мы еще услышим. На курсе Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в ГИТИСе он играл в «Женитьбе» Подколёсина, а теперь очень хорош в роли разливающегося как мед Степана. Дуняшка — девочка в доме Купердягиных — юркая девица, фотографирующая на смотринах женихов Агафьи Тихоновны, снующая по комнатам, создавая иллюзию всеохватывающей предсвадебной кутерьмы. Ее сыграла Екатерина Новокрещенова — тоже из нового призыва, выпускница мастерской Каменьковича и Крымова 2023 года. Круговерть событий — всепожирающий молох, и миновать его невозможно. Все решено помимо нас.
Источник: «Московский комсомолец»
Каждый из претендентов на руку и сердце купеческой дочки Агафьи Тихоновны фотографируется на фоне шедевров итальянской архитектуры, столь любимых Гоголем, и невеста имеет возможность каждого из них внимательно рассмотреть. На сцене целое собрание передвижных ширм на колесах с дагерротипными портретами женихов в полный рост. Фотограф Иван Михайловский специально для спектакля снимал актеров в антураже эпохи. Даже балкон на колесах выкатывают, и Агафья Тихоновна на нем выглядит словно Джульетта.
В фотоателье можно просунуть голову в тантамареску и сфотографироваться в чужом теле, позировать, раскачиваясь на качелях, или на фоне балюстрады и вазона с искусственными цветами, создавая иллюзию пребывания у моря. Истории известны прецеденты, когда интеллектуалы обнародовали свои морские снимки, но при этом никогда не бывали на побережье, а мы теперь рассматриваем их фотографии, пытаясь понять суть подмен и выдуманной биографии.
Помимо фотоателье Агафья Тихоновна унаследовала от папеньки и свадебный салон, о чем свидетельствует вывеска. Словом, у нее полный комплект для обустройства бракосочетания. И невеста свежая, ядреная, и сваха расстаралась, и женихи клубятся. До 27 годков в девицах засиделась красавица. Пора уже сделать выбор. У Агафьи Купердягиной в исполнении Ольги Бодровой душа нараспашку, глаза разбегаются. Она добра и невинна, готова принять и полюбить любого. В каждом женихе находит что-то привлекательное, каким бы чудовищем он ни был. Даже фамилию Яичница согласна носить, ведь этот самый Яичница ей кажется видным кавалером. А женихи — один чуднее другого, но ставки высоки. Подавай им невесту с приданым, способную изъясняться по-французски.
А ей так хочется дворянского счастья. За купца выходить она не желает. Едва ли не с самого начала Агафья Тихоновна в подвенечном белом платье — странном, квадратном. Ждет подходящего момента. Художник по костюмам Мария Боровская одела ее в непонятное нечто, словно для того, чтобы скрыть особенности фигуры. Кто-то подумает, что ради актрисы, только-только вернувшейся на сцену после рождения ребенка. Но нет, Ольга Бодрова все так же стройна, как и прежде. Позднее будет возможность в этом убедиться.
На сцене появляется портрет Гоголя, на который, словно на икону, смотрит коленопреклоненный Илья Фомич Кочкарев — неугомонный друг жениха Подколёсина. В спектакле много диковин, пустячков, составляющих всеобщую кутерьму, поступательное движение к иллюзорному счастью ближнего. А-ля хрустальная люстра, которую вывозят, а-ля гранитный лев, словно с берегов Невы, читаются как привет безвременно ушедшему из репертуара спектаклю Дмитрия Крымова «Моцарт. Дон Жуан“. Генеральная репетиция». Здесь много приветов в том числе Пушкину. Как без него?
Александр Сергеевич все время подает сигналы. Стремились к этому авторы спектакля или так случилось помимо их воли, не имеет особого значения. Кто, как не Пушкин, щедро делился идеями, сподвиг Гоголя к созданию «Ревизора» и «Мертвых душ», и в спектакле звучат его стихи. Евгений Каменькович, предваряя выход спектакля, напомнил, что есть основания полагать, что Пушкин «Женитьбу» не прочитал, хотя Гоголь ему рукопись отправлял. Об этом свидетельствует его письмо Александру Сергеевичу, в котором он просит вернуть экземпляр, приписав: «если он вам не нужен». Гоголь признавался, что «ни одну строку не писал без того, чтобы не воображал его перед собою».
Юрий Буторин играет кудрявого и неугомонного Кочкарева, одетого в красную крылатку с пелериной по моде пушкинского времени, так, словно это Пушкин. Он уже не может остановиться в намерении женить друга, отнимая хлеб у профессиональной свахи Феклы Ивановны, которую на сумасшедшей скорости сыграла Марлен Джабраилова. Довести до венца Ивана Кузьмича Подколёсина он готов любой ценой, и не то чтобы для него это дело чести. Просто почти Александра Сергеевича понесло.
Зажатого, напоминающего кокон и перманентно не готового к женитьбе Подколёсина играет Иван Вакуленко. Он взбирается на половину коня, и перед нами «Медный всадник» — еще один привет Пушкину. А-ля гранитный лев становится Подколёсину ложем, на котором можно прикорнуть, как на диване. Жизнь вечного жениха по-своему удивительна. А окно для бегства ему будет даром небес — его спустят с колосников как искушение.
Слугу Подколёсина Степана играет молодой актер Борис Яновский, о котором мы еще услышим. На курсе Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в ГИТИСе он играл в «Женитьбе» Подколёсина, а теперь очень хорош в роли разливающегося как мед Степана. Дуняшка — девочка в доме Купердягиных — юркая девица, фотографирующая на смотринах женихов Агафьи Тихоновны, снующая по комнатам, создавая иллюзию всеохватывающей предсвадебной кутерьмы. Ее сыграла Екатерина Новокрещенова — тоже из нового призыва, выпускница мастерской Каменьковича и Крымова 2023 года. Круговерть событий — всепожирающий молох, и миновать его невозможно. Все решено помимо нас.
Источник: «Московский комсомолец»
Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Между волком и вошьюТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 18.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Взрослые сказки от Полины Агуреевой: 1000 и одна ночь в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 13.10.2020
- Танцуя от рая до раяИгорь Вирабов, «Российская газета», 11.10.2020
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000