Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра Фоменко
Выдуманный Николаем Лесковым Старгород – место, где разворачиваются события его хроники «Соборяне», предстает на сцене Мастерской Петра Фоменко в новом спектакле Евгения Каменьковича «Чающие движения воды».
В отличие от «Левши» или «Леди Макбет Мценского уезда», это произведение Лескова редко интересует режиссеров только Роман Виктюк выпустил «Соборян» в вариации Нины Садур на Вахтанговской сцене 30 лет назад. Новую инсценировку сделал Андрей Тупиков.
Непростое название – отброшенный Лесковым вариант заглавия – отсылает к евангельской притче о больных, ожидающих прилива целебной воды из посещенного ангелом источника а в широком смысле о грешном роде людском, чающем спасения. Притчу мы и увидим нравоучительный смысл волнует автора спектакля так же, как и автора романа.
Три служителя церкви живут и, как могут, наставляют ко благу прихожан: священники Савелий Туберозов самый старший, умудренный, в благообразной седине; тишайший Захария Бенефактов в ореоле рыжих вихров и бородки, и диакон Ахилла Десницын, неистовый во всех проявлениях. Туберозова играет Иван Верховых. Он непреклонен в служении, смело защищает правду, противостоя и церковному начальству, и светскому. Собственно, канва спектакля его листание своих дневников за долгие годы и воспоминания о давних событиях.
Отец Савелий моральный центр спектакля, праведник, вся его жизнь следование Божьей воле и борьба с пороками своими и чужими. Единственная слабость тайком курит трубку. Савелий нежно любит простодушную хлопотунью жену (Александра Кесельман), но для души у него другая, суровая и умная собеседница помещица Плодомасова. Юная Екатерина Смирнова убедительно придает весомости голосу и повадкам, ковыляет с двумя клюками и присаживается поиграть на клавесине. После своей смерти Плодомасова продолжит являться Савелию, отбросив клюки ведь мертвые остаются жить среди живых как тайные собеседники сердца.
Отец Захария кроток, как Алеша Карамазов, Николай Орловский играет его легкими мазками, тихой улыбкой, примиряющими интонациями. Антипод его ражий детина дьякон (Владимир Свирский), задыхающийся от бега и буйства, велящий звать себя Ахилла-воин и искренне уверенный, что уличные драки его духовная брань во славу Божью.
Декорация Александра Барменкова простодушно-старомодна. Стена с осыпающейся фреской райского сада в наивном духе дом Савелия, она же с обратной стороны кирпичная кладка, увитая искусственным плющом, владения Бизюкиной, ярой молодой нигилистки. Вдоль рампы ванночки с водой, бросающей блики на белый прозрачный занавес, несколько предметов мебели, клавесин и пианино вот и вся лаконичная обстановка.
Если главное дело Туберозова проповедь, а главная боль что христианство на Руси до сих пор не проповедано, то не диво, что врагами его оказываются власти всех уровней, требующие не проповеди, а доносов. Савелий противостоит и консистории в лице зловещего цензора (Александр Моровов), и вальяжному предводителю дворянства (Вениамин Краснянский), и учителю Препотенскому воинствующему атеисту, неразлучному со школьным скелетом. Михаил Крылов в этой роли иронически рисует уездного простака, фанатично уверенного, что безбожие равно просвещению, и воображающего себя Чацким, безнадежно влюбленного в Бизюкину. Бизюкина же отдает свое сердце неотразимому Измаилу Термосесову прибыв в Старгород секретарем, тот быстро берет дело в свои руки, почуяв легкий карьерный взлет. Александр Мичков играет дьявола, в котором нет ни одного достоинства, кроме дьявольского же шарма, а пороков тьма.
Развития характеров сценические образы не знают это не психологический реализм, здесь все действующие лица однозначны, как на лубке или иконе, и представляют борьбу добрых и злых сил. Трое представителей церкви символически воплощают три стороны человека: Ахилла грешное и плотское начало, голубь Захария любящее сердце, а непреклонный Туберозов дух, ищущий Бога. Образы их врагов шаржированы и гротескны, но юмор присутствует в представлении каждой из сторон.
Победы ни одна сторона не одержит, как и в жизни; вечные вопросы, заданные театром, так и останутся неразрешенными. Но ушедшие из жизни собираются на небесах в гостях у Савелия, и рай оказывается так похож на светлую сень его дома.
Источник: «Российская газета»
В отличие от «Левши» или «Леди Макбет Мценского уезда», это произведение Лескова редко интересует режиссеров только Роман Виктюк выпустил «Соборян» в вариации Нины Садур на Вахтанговской сцене 30 лет назад. Новую инсценировку сделал Андрей Тупиков.
Непростое название – отброшенный Лесковым вариант заглавия – отсылает к евангельской притче о больных, ожидающих прилива целебной воды из посещенного ангелом источника а в широком смысле о грешном роде людском, чающем спасения. Притчу мы и увидим нравоучительный смысл волнует автора спектакля так же, как и автора романа.
Три служителя церкви живут и, как могут, наставляют ко благу прихожан: священники Савелий Туберозов самый старший, умудренный, в благообразной седине; тишайший Захария Бенефактов в ореоле рыжих вихров и бородки, и диакон Ахилла Десницын, неистовый во всех проявлениях. Туберозова играет Иван Верховых. Он непреклонен в служении, смело защищает правду, противостоя и церковному начальству, и светскому. Собственно, канва спектакля его листание своих дневников за долгие годы и воспоминания о давних событиях.
Отец Савелий моральный центр спектакля, праведник, вся его жизнь следование Божьей воле и борьба с пороками своими и чужими. Единственная слабость тайком курит трубку. Савелий нежно любит простодушную хлопотунью жену (Александра Кесельман), но для души у него другая, суровая и умная собеседница помещица Плодомасова. Юная Екатерина Смирнова убедительно придает весомости голосу и повадкам, ковыляет с двумя клюками и присаживается поиграть на клавесине. После своей смерти Плодомасова продолжит являться Савелию, отбросив клюки ведь мертвые остаются жить среди живых как тайные собеседники сердца.
Отец Захария кроток, как Алеша Карамазов, Николай Орловский играет его легкими мазками, тихой улыбкой, примиряющими интонациями. Антипод его ражий детина дьякон (Владимир Свирский), задыхающийся от бега и буйства, велящий звать себя Ахилла-воин и искренне уверенный, что уличные драки его духовная брань во славу Божью.
Декорация Александра Барменкова простодушно-старомодна. Стена с осыпающейся фреской райского сада в наивном духе дом Савелия, она же с обратной стороны кирпичная кладка, увитая искусственным плющом, владения Бизюкиной, ярой молодой нигилистки. Вдоль рампы ванночки с водой, бросающей блики на белый прозрачный занавес, несколько предметов мебели, клавесин и пианино вот и вся лаконичная обстановка.
Если главное дело Туберозова проповедь, а главная боль что христианство на Руси до сих пор не проповедано, то не диво, что врагами его оказываются власти всех уровней, требующие не проповеди, а доносов. Савелий противостоит и консистории в лице зловещего цензора (Александр Моровов), и вальяжному предводителю дворянства (Вениамин Краснянский), и учителю Препотенскому воинствующему атеисту, неразлучному со школьным скелетом. Михаил Крылов в этой роли иронически рисует уездного простака, фанатично уверенного, что безбожие равно просвещению, и воображающего себя Чацким, безнадежно влюбленного в Бизюкину. Бизюкина же отдает свое сердце неотразимому Измаилу Термосесову прибыв в Старгород секретарем, тот быстро берет дело в свои руки, почуяв легкий карьерный взлет. Александр Мичков играет дьявола, в котором нет ни одного достоинства, кроме дьявольского же шарма, а пороков тьма.
Развития характеров сценические образы не знают это не психологический реализм, здесь все действующие лица однозначны, как на лубке или иконе, и представляют борьбу добрых и злых сил. Трое представителей церкви символически воплощают три стороны человека: Ахилла грешное и плотское начало, голубь Захария любящее сердце, а непреклонный Туберозов дух, ищущий Бога. Образы их врагов шаржированы и гротескны, но юмор присутствует в представлении каждой из сторон.
Победы ни одна сторона не одержит, как и в жизни; вечные вопросы, заданные театром, так и останутся неразрешенными. Но ушедшие из жизни собираются на небесах в гостях у Савелия, и рай оказывается так похож на светлую сень его дома.
Источник: «Российская газета»
Наталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019