Судьбы Бобика и Тоби
В «Мастерской Фоменко» представили необычный взгляд на Чехова
Под занавес юбилейного чеховского года Евгений Каменькович показал давно репетировавшуюся постановку, состоящую из двух самостоятельных частей: водевиля «Медведь» Чехова и пьесы ирландского драматурга Брайана Фрила «После занавеса». Популярный драматург еще до премьеры посетил юбилейный Чеховский фестиваль, посмотрел постановки «Мастерской» и любезно признал Москву «самым театральным городом мира».
Драматический триптих Брайана Фрила «После занавеса» имеет подзаголовок «чеховские мотивы» и состоит из трех разножанровых пьес. Первая («Курортные забавы») представляет собой инсценировку рассказа «Дама с собачкой». Вторая («Медведь») близкое к первоисточнику переложение одноименного чеховского водевиля. Наконец, третья часть, давшая название всему циклу, «После занавеса» оригинальная пьеса, в которой действуют постаревшие на двадцать лет Соня Серебрякова и Андрей Прозоров. Именно третья часть и заинтересовала Евгения Каменьковича, который вначале создал на ее основе телеспектакль для канала «Культура», а потом выпустил и сценическую версию. Правда, в спектакле «Мастерской» к пьесе «После занавеса», играющейся во втором акте, был добавлен «Медведь», причем не в переложении Брайана Фрила, а чеховский оригинал. Уверена, что русская публика, с чеховским водевилем давно сроднившаяся, не поняла бы, почему знакомый текст подписан иностранной фамилией. Труднее понять горячий интерес Евгения Каменьковича к пьесе «После занавеса» прямо скажем, весьма далекой от лучших образцов драматургии Фрила, хотя бы от «Танцев на празднике урожая» (прекрасно шедших на сцене «Мастерской»). Впрочем, юбилейный чеховский год диктовал репертуарные шаги и куда более странные.
В результате неожиданного альянса двух авторов новая постановка Евгения Каменьковича распалась на автономные части, не связанные между собой ни жанрово, ни стилистически, ни по принципу контраста. Легкомысленное «тра-ла-ла» (которое автор считал главным мотивом своего «Медведя») Каменькович усилил и огрубил. Чеховская провинциальная вдовушка Попова с ямочками на щеках превратилась в исполнении Натальи Курдюбовой в роскошную богемную даму-эмансипэ, которая свое семимесячное вдовство скрашивает непрерывным издевательством над покойным муженьком: круглосуточно лепит его обнаженную статую, с мощным торсом и малюсенькой головой, к которой она то прилепит лягушачьи губы, то вытянет нос под Буратино… Брутальный кредитор и отставной артиллерист, которого играет Евгений Цыганов, смотрится недотепой-бухгалтером с портфелем под мышкой (почему брутальный мачо нашего кино на сцене «Мастерской» играет преимущественно мурзиков вопрос открытый). Такому Смирнову никак не веришь, когда он рассказывает о своих любовных победах и внушительном донжуанском списке. Наконец, для престарелого лакея Луки Никиты Тюнина придуман целый арсенал самых разных комедийных приемов: от пения арий до нежного баюкания гигантской лошадиной головы, обозначающей любимого коня Тоби. Богатство режиссерской фантазии здесь настолько избыточно, что под ее мощным покровом как-то блекнет чеховская водевильная интрига, построенная именно на неожиданном преображении характеров: нежная вдовушка оказывается бой-бабой, а грубоватый воин теряет от любви голову, как робкий юнец.
В противовес бравурно-театральной первой части, залитой ослепительным светом софитов, вторая часть идет в полумраке, на фоне кинохроники начала XX века: кадры войн мировой и гражданской, свист паровозов, холодный сквозняк из разбитых окон вокзальной забегаловки. Посетителей немного. «Похоже, сегодня мы опять одни». констатирует Андрей Прозоров (Никита Зверев). Утвердительно хмыкнет ведьма-буфетчица (Дмитрий Захаров), у Фрила только упоминаемая, а у Каменьковича воплотившаяся в фактотума постановки: и на пианино бренчит, и с чучелом чайки бегает, и комментирует происходящее: «Интеллигенция! Тьфу!»
У Андрея и Сони вяжется и ветвится тот бесконечный разговор за жизнь, когда выбалтываешь случайному знакомому неприглядную семейную подноготную. Прозоров рассказывает об уходе к Протопопову жены, о самоубийстве сестры Маши, безнадежно ожидавшей весточки от Вершинина, о том, что Бобик сидит в московской тюрьме… У Сони свои горести. Умер отец, и его молодая жена Елена («красивая, умная, обаятельная, но немного бессердечная») переехала в Войницевку, дядя Ваня решил показать свои способности и безнадежно запутался в долгах, а когда Елена из имения уехала, то пережитый душевный кризис быстро свел его в могилу Женившийся на Елене и брошенный ею Астров много пьет и тогда навещает Соню, в поисках подходящего плеча для опоры. А теперь грозятся отобрать дом и имение, и Соня в Москве воюет с Наркомземом.
Фрил договаривает и дожимает сюжеты, которые у Чехова только подразумеваются (надо ли пояснять, что эта жесткая определенность судеб уплощает характеры героев). Фрил дописывает судьбы, исходя из известного и абсолютно игнорируя то невероятное, что всегда поджидает самых обычных людей на сломах истории. Балованный Бобик, естественно, идет по плохой дорожке, сестры не доезжают до Москвы и не выходят замуж. И даже пережитая революция не меняет колеи судеб: Астров продолжает сажать леса (это в Гражданскую-то войну), Елена катается по заграницам (то же замечание), а Соня находит утешение в харьковской водочке.
Чудные актеры Никита Зверев и Полина Кутепова выжимают максимум игровых возможностей из сухой тряпки драматургического материала. И тратят столько сил, грации и нервной энергии на ремесленную поделку, что их с лихвой хватило бы и на «Дядю Ваню», и на «Три сестры». Можно понять Евгения Каменьковича, который после опыта с «чеховскими мотивами», объявил, что теперь возьмется за самого Антона Павловича. Решение правильное: еще Грибоедов одобрял тех храбрецов, что предпочитают оригиналы списку.
Драматический триптих Брайана Фрила «После занавеса» имеет подзаголовок «чеховские мотивы» и состоит из трех разножанровых пьес. Первая («Курортные забавы») представляет собой инсценировку рассказа «Дама с собачкой». Вторая («Медведь») близкое к первоисточнику переложение одноименного чеховского водевиля. Наконец, третья часть, давшая название всему циклу, «После занавеса» оригинальная пьеса, в которой действуют постаревшие на двадцать лет Соня Серебрякова и Андрей Прозоров. Именно третья часть и заинтересовала Евгения Каменьковича, который вначале создал на ее основе телеспектакль для канала «Культура», а потом выпустил и сценическую версию. Правда, в спектакле «Мастерской» к пьесе «После занавеса», играющейся во втором акте, был добавлен «Медведь», причем не в переложении Брайана Фрила, а чеховский оригинал. Уверена, что русская публика, с чеховским водевилем давно сроднившаяся, не поняла бы, почему знакомый текст подписан иностранной фамилией. Труднее понять горячий интерес Евгения Каменьковича к пьесе «После занавеса» прямо скажем, весьма далекой от лучших образцов драматургии Фрила, хотя бы от «Танцев на празднике урожая» (прекрасно шедших на сцене «Мастерской»). Впрочем, юбилейный чеховский год диктовал репертуарные шаги и куда более странные.
В результате неожиданного альянса двух авторов новая постановка Евгения Каменьковича распалась на автономные части, не связанные между собой ни жанрово, ни стилистически, ни по принципу контраста. Легкомысленное «тра-ла-ла» (которое автор считал главным мотивом своего «Медведя») Каменькович усилил и огрубил. Чеховская провинциальная вдовушка Попова с ямочками на щеках превратилась в исполнении Натальи Курдюбовой в роскошную богемную даму-эмансипэ, которая свое семимесячное вдовство скрашивает непрерывным издевательством над покойным муженьком: круглосуточно лепит его обнаженную статую, с мощным торсом и малюсенькой головой, к которой она то прилепит лягушачьи губы, то вытянет нос под Буратино… Брутальный кредитор и отставной артиллерист, которого играет Евгений Цыганов, смотрится недотепой-бухгалтером с портфелем под мышкой (почему брутальный мачо нашего кино на сцене «Мастерской» играет преимущественно мурзиков вопрос открытый). Такому Смирнову никак не веришь, когда он рассказывает о своих любовных победах и внушительном донжуанском списке. Наконец, для престарелого лакея Луки Никиты Тюнина придуман целый арсенал самых разных комедийных приемов: от пения арий до нежного баюкания гигантской лошадиной головы, обозначающей любимого коня Тоби. Богатство режиссерской фантазии здесь настолько избыточно, что под ее мощным покровом как-то блекнет чеховская водевильная интрига, построенная именно на неожиданном преображении характеров: нежная вдовушка оказывается бой-бабой, а грубоватый воин теряет от любви голову, как робкий юнец.
В противовес бравурно-театральной первой части, залитой ослепительным светом софитов, вторая часть идет в полумраке, на фоне кинохроники начала XX века: кадры войн мировой и гражданской, свист паровозов, холодный сквозняк из разбитых окон вокзальной забегаловки. Посетителей немного. «Похоже, сегодня мы опять одни». констатирует Андрей Прозоров (Никита Зверев). Утвердительно хмыкнет ведьма-буфетчица (Дмитрий Захаров), у Фрила только упоминаемая, а у Каменьковича воплотившаяся в фактотума постановки: и на пианино бренчит, и с чучелом чайки бегает, и комментирует происходящее: «Интеллигенция! Тьфу!»
У Андрея и Сони вяжется и ветвится тот бесконечный разговор за жизнь, когда выбалтываешь случайному знакомому неприглядную семейную подноготную. Прозоров рассказывает об уходе к Протопопову жены, о самоубийстве сестры Маши, безнадежно ожидавшей весточки от Вершинина, о том, что Бобик сидит в московской тюрьме… У Сони свои горести. Умер отец, и его молодая жена Елена («красивая, умная, обаятельная, но немного бессердечная») переехала в Войницевку, дядя Ваня решил показать свои способности и безнадежно запутался в долгах, а когда Елена из имения уехала, то пережитый душевный кризис быстро свел его в могилу Женившийся на Елене и брошенный ею Астров много пьет и тогда навещает Соню, в поисках подходящего плеча для опоры. А теперь грозятся отобрать дом и имение, и Соня в Москве воюет с Наркомземом.
Фрил договаривает и дожимает сюжеты, которые у Чехова только подразумеваются (надо ли пояснять, что эта жесткая определенность судеб уплощает характеры героев). Фрил дописывает судьбы, исходя из известного и абсолютно игнорируя то невероятное, что всегда поджидает самых обычных людей на сломах истории. Балованный Бобик, естественно, идет по плохой дорожке, сестры не доезжают до Москвы и не выходят замуж. И даже пережитая революция не меняет колеи судеб: Астров продолжает сажать леса (это в Гражданскую-то войну), Елена катается по заграницам (то же замечание), а Соня находит утешение в харьковской водочке.
Чудные актеры Никита Зверев и Полина Кутепова выжимают максимум игровых возможностей из сухой тряпки драматургического материала. И тратят столько сил, грации и нервной энергии на ремесленную поделку, что их с лихвой хватило бы и на «Дядю Ваню», и на «Три сестры». Можно понять Евгения Каменьковича, который после опыта с «чеховскими мотивами», объявил, что теперь возьмется за самого Антона Павловича. Решение правильное: еще Грибоедов одобрял тех храбрецов, что предпочитают оригиналы списку.
Ольга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009