«После занавеса»: дождаться неба в алмазах
Недавно мы писали о премьере Табакерки «Три сестры», отмечали и тот факт, что пьесы из знаменитой чеховской золотой тройки обязательно идут (хоть одна, хоть все три сразу, как в Театре имени Моссовета) на каждой российской сцене. А хотите знать, как встретились чеховская Соня из «Дяди Вани» и Андрей Прозоров – брат «Трех сестер»? Тогда вам в Мастерскую Фоменко.
Постановка Евгения Каменьковича – это два одноактных спектакля, чеховский водевиль «Медведь» и одноименная с общим названием пьеса ирландца Брайана Фрила, сочинившего этакий сиквел встречу постаревших лет на двадцать (а то и больше) Сони Серебряковой и Андрея Прозорова.
Объединенные, стало быть, Чеховым, акты отличаются звучанием – как мажор и минор.
В «Медведе» к молодой вдовушке приезжает взыскать должок сосед-помещик, денег не получает, вызывает вздорную вдову на дуэль, она тащит пистолеты, бедолага учит ее стрелять и влюбляется. Сюжет хрестоматийный. Все веселье – в игре. Всклокоченная мадам Попова (Наталья Курдюбова), овдовев, весь свой темперамент теперь сублимирует в скульптуре – изваяла шикарный торс покойного мужа а-ля статуя Командора, и общается с недоделанной головой своего грешного «Николя» отдельно: крутит ему буратинный нос, ковыряет резцом в глазу и засаживает его же в макушку. Евгений Цыганов из нелепого и занудного мужичка в панамке превращается прямо в напористого «куртизана» срывает одежду, заглядывает в декольте. Водевиль, одним словом.
Ну а после антракта мы попадаем прямиком в советский привокзальный буфет, где коротают время Соня из «Дяди Вани» и Андрей из «Трех сестер». Как они пережили революцию – непонятно, но на дворе 20-е годы, а значит им обоим по 40-50 лет. Фрил – не единственный, кто пытался и будет пытаться смоделировать будущее чеховских героев. Людмила Улицкая делала это в «Русском варенье», Акунин – в «Чайке», у Юрия Погребничко в театре «Около», помнится, постаревшие Оля, Маша и Ирина в шинелях смотрели сквозь решетку арестантского вагона. Здесь рыжая Соня в балахоне (Полина Кутепова) пьет водку, а Андрей во фраке и со скрипкой (Никита Тюнин) пытается поделиться с ней супом и куском черного хлеба. Она приехала в Наркомзем с бумагами по имению (простим автору-иностранцу фантазию насчет имения). Они рассказывают о себе и близких, и кое-что даже сносно, да вот беда – они друг другу врут, и все совсем не так. Жизнь утекла. Соня и Андрей две тени прошлого на краю мира. В этом мире теперь «управляет кухарка», и буквальное воплощение этой метафоры у Фрила – уморительная, задастая, наивно-хамская Медуза Горгона, которую актер Дмитрий Захаров прекрасно «срисовал» с Фаины Раневской. Она тут и поломойка, и офциантка и таперша, которая закусив кривую папироску, сбацает и моцартовское и кабацкое под документальные кадры, временами мелькающие на заднике.
Постановка Евгения Каменьковича – это два одноактных спектакля, чеховский водевиль «Медведь» и одноименная с общим названием пьеса ирландца Брайана Фрила, сочинившего этакий сиквел встречу постаревших лет на двадцать (а то и больше) Сони Серебряковой и Андрея Прозорова.
Объединенные, стало быть, Чеховым, акты отличаются звучанием – как мажор и минор.
В «Медведе» к молодой вдовушке приезжает взыскать должок сосед-помещик, денег не получает, вызывает вздорную вдову на дуэль, она тащит пистолеты, бедолага учит ее стрелять и влюбляется. Сюжет хрестоматийный. Все веселье – в игре. Всклокоченная мадам Попова (Наталья Курдюбова), овдовев, весь свой темперамент теперь сублимирует в скульптуре – изваяла шикарный торс покойного мужа а-ля статуя Командора, и общается с недоделанной головой своего грешного «Николя» отдельно: крутит ему буратинный нос, ковыряет резцом в глазу и засаживает его же в макушку. Евгений Цыганов из нелепого и занудного мужичка в панамке превращается прямо в напористого «куртизана» срывает одежду, заглядывает в декольте. Водевиль, одним словом.
Ну а после антракта мы попадаем прямиком в советский привокзальный буфет, где коротают время Соня из «Дяди Вани» и Андрей из «Трех сестер». Как они пережили революцию – непонятно, но на дворе 20-е годы, а значит им обоим по 40-50 лет. Фрил – не единственный, кто пытался и будет пытаться смоделировать будущее чеховских героев. Людмила Улицкая делала это в «Русском варенье», Акунин – в «Чайке», у Юрия Погребничко в театре «Около», помнится, постаревшие Оля, Маша и Ирина в шинелях смотрели сквозь решетку арестантского вагона. Здесь рыжая Соня в балахоне (Полина Кутепова) пьет водку, а Андрей во фраке и со скрипкой (Никита Тюнин) пытается поделиться с ней супом и куском черного хлеба. Она приехала в Наркомзем с бумагами по имению (простим автору-иностранцу фантазию насчет имения). Они рассказывают о себе и близких, и кое-что даже сносно, да вот беда – они друг другу врут, и все совсем не так. Жизнь утекла. Соня и Андрей две тени прошлого на краю мира. В этом мире теперь «управляет кухарка», и буквальное воплощение этой метафоры у Фрила – уморительная, задастая, наивно-хамская Медуза Горгона, которую актер Дмитрий Захаров прекрасно «срисовал» с Фаины Раневской. Она тут и поломойка, и офциантка и таперша, которая закусив кривую папироску, сбацает и моцартовское и кабацкое под документальные кадры, временами мелькающие на заднике.
Анна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009