Петр Фоменко строит пушкинский дом
Пушкинский «Триптих» в «Мастерской» состоит из «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцены из Фауста». Петр Фоменко всласть смеется над старым, традиционным театром и выстраивает новый идеально вписывающийся в архитектуру нового здания «Мастерской».
Новоселье в старом доме
Хотя официально новое здание «Мастерской» открылось два года назад премьерой «Бесприданницы», можно сказать, что настоящее новоселье справляют только сейчас. «Бесприданницу» в постановке Петра Фоменко и «Улисса» в версии Евгения Каменьковича играли на большой, вполне традиционно устроенной сцене. «Триптих» поставлен на малой, причем по ходу действия она постепенно расширяется, вбирая в себя почти все двухэтажное фойе.
«Мы хотели привить театральный микроб всему этому мраморному, современному зданию, соединить театр с архитектурой», объяснял Петр Фоменко публике, прервав финальные аплодисменты и пригласив на сцену художника Владимира Максимова и архитектора Сергея Гнедовского. В спектакле этот его замысел открывается не сразу.
«Триптих» начинается с «Графа Нулина», жанр которого обозначен в программке как «сентиментальный анекдот». На узкой сцене и галерее над ней разворачивается типично «фоменковский» спектакль, в котором будто нарочно собраны все приемы и штампы «Мастерской». Галина Тюнина, зевая, поправляет чепец, изображая скучающую в уездной глуши Наталью Павловну, Мадлен Джабраилова скачет резвой служанкой и смачно грызет яблочко, на галерее старательно скрипит пером Кирилл Пирогов, автор-сочинитель с пушкинской шевелюрой и баками, он же повеса Лидин, пользующийся тайным расположением героини. В общем, перефразируя пушкинского Лепорелло, воображенье того, кто хоть раз побывал в «Мастерской», в минуту дорисует остальное.
Кипит страстью незадачливый любовник, ничего не ведающий муж храпом заглушает романсы на стихи Дениса Давыдова. Впервые являясь Наталье Павловне, куртуазный Нулин (Карен Бадалов) растягивается в дурацком шпагате поскольку столовую и гостиную заменяют огромные качели, застланные коврами…
Постепенно понимаешь, что Петр Фоменко подтрунивает над театром вообще: старым добрым театром с его буклями и париками, французской речью, манерой распевать на два голоса, жеманиться и объясняться в любви. Однако у артистов «Мастерской» все это выходит так затейливо, что режиссер, а вслед за ним и зритель, испытывает то же, что красавица, решившая сменить гардероб, и на миг залюбовавшаяся старыми платьями. Может, так сейчас и не носят, но выглядят они прелестно.
Театр как архитектура
«Каменный гость» в программке назван «маленькой ироничной трагедией». Здесь театр больше не притворяется традиционным. Завеса, казавшаяся задней стеной крошечной сцены, спадает. За ней оказывается огромное, фантастической красоты пространство, превращающееся то в ночной Мадрид, то в гулкие своды храма. Дон Гуан (Кирилл Пирогов) с дьявольской ловкостью штурмует стены в доме Лауры (Мадлен Джабраилова), преследует Донну Анну (Галина Тюнина), торопливо стучащую деревянными башмачками по чугунным лестницам…
Финальная сцена трагедии ужин у Донны Анны здесь вовсе и не ужин. Гуан начинает свой монолог, возлежа с Донной Анной. Причем ложем служит та самая плита, где Анна прежде поклонялась гробу мужа. Явившаяся покарать грешников статуя командора сперва вызывает хохот: двухметровую, закованную в латы громадину водит маленький, все время подпрыгивающий шут (виртуозный скетч Олега Ниряна). Парочка является из-под мрачных сводов храма, и по мере ее приближения зритель леденеет вместе с Гуаном: страшна не статуя, а веселый коротышка Командор оживший мертвец с запавшими глазами и трупными пятнами. Прикосновение его истлевшей руки куда мучительней, чем пушкинское «пожатье каменной десницы»…
«Сцену из Фауста» режиссер и вовсе называет бурлеском, и тут уж его фантазию несет по воле волн, как тот корабль, который хочет утопить Фауст. Фауста играет Кирилл Пирогов. И при желании в этом можно найти сквозную мысль спектакля: об отчаянной тоске сочинителя, испытавшего слишком много и требующего у Мефистофеля смерти: в «волнах» бесконечного шелкового занавеса в финале тонут и зрители, и исчадья ада, и сам Фауст. А можно увидеть лишь лукавую усмешку режиссера, владеющего постмодернистскими приемами и приемами визуального театра куда лучше многих молодых коллег. Однако «Триптих» не об этом. В «Фаусте» Фоменко с бесшабашной легкостью смешивает тексты Гете, Пушкина и Бродского, но цель его спектакля лучше всего формулируется строчкой Пастернака: «Привлечь к себе любовь пространства…»
Новоселье в старом доме
Хотя официально новое здание «Мастерской» открылось два года назад премьерой «Бесприданницы», можно сказать, что настоящее новоселье справляют только сейчас. «Бесприданницу» в постановке Петра Фоменко и «Улисса» в версии Евгения Каменьковича играли на большой, вполне традиционно устроенной сцене. «Триптих» поставлен на малой, причем по ходу действия она постепенно расширяется, вбирая в себя почти все двухэтажное фойе.
«Мы хотели привить театральный микроб всему этому мраморному, современному зданию, соединить театр с архитектурой», объяснял Петр Фоменко публике, прервав финальные аплодисменты и пригласив на сцену художника Владимира Максимова и архитектора Сергея Гнедовского. В спектакле этот его замысел открывается не сразу.
«Триптих» начинается с «Графа Нулина», жанр которого обозначен в программке как «сентиментальный анекдот». На узкой сцене и галерее над ней разворачивается типично «фоменковский» спектакль, в котором будто нарочно собраны все приемы и штампы «Мастерской». Галина Тюнина, зевая, поправляет чепец, изображая скучающую в уездной глуши Наталью Павловну, Мадлен Джабраилова скачет резвой служанкой и смачно грызет яблочко, на галерее старательно скрипит пером Кирилл Пирогов, автор-сочинитель с пушкинской шевелюрой и баками, он же повеса Лидин, пользующийся тайным расположением героини. В общем, перефразируя пушкинского Лепорелло, воображенье того, кто хоть раз побывал в «Мастерской», в минуту дорисует остальное.
Кипит страстью незадачливый любовник, ничего не ведающий муж храпом заглушает романсы на стихи Дениса Давыдова. Впервые являясь Наталье Павловне, куртуазный Нулин (Карен Бадалов) растягивается в дурацком шпагате поскольку столовую и гостиную заменяют огромные качели, застланные коврами…
Постепенно понимаешь, что Петр Фоменко подтрунивает над театром вообще: старым добрым театром с его буклями и париками, французской речью, манерой распевать на два голоса, жеманиться и объясняться в любви. Однако у артистов «Мастерской» все это выходит так затейливо, что режиссер, а вслед за ним и зритель, испытывает то же, что красавица, решившая сменить гардероб, и на миг залюбовавшаяся старыми платьями. Может, так сейчас и не носят, но выглядят они прелестно.
Театр как архитектура
«Каменный гость» в программке назван «маленькой ироничной трагедией». Здесь театр больше не притворяется традиционным. Завеса, казавшаяся задней стеной крошечной сцены, спадает. За ней оказывается огромное, фантастической красоты пространство, превращающееся то в ночной Мадрид, то в гулкие своды храма. Дон Гуан (Кирилл Пирогов) с дьявольской ловкостью штурмует стены в доме Лауры (Мадлен Джабраилова), преследует Донну Анну (Галина Тюнина), торопливо стучащую деревянными башмачками по чугунным лестницам…
Финальная сцена трагедии ужин у Донны Анны здесь вовсе и не ужин. Гуан начинает свой монолог, возлежа с Донной Анной. Причем ложем служит та самая плита, где Анна прежде поклонялась гробу мужа. Явившаяся покарать грешников статуя командора сперва вызывает хохот: двухметровую, закованную в латы громадину водит маленький, все время подпрыгивающий шут (виртуозный скетч Олега Ниряна). Парочка является из-под мрачных сводов храма, и по мере ее приближения зритель леденеет вместе с Гуаном: страшна не статуя, а веселый коротышка Командор оживший мертвец с запавшими глазами и трупными пятнами. Прикосновение его истлевшей руки куда мучительней, чем пушкинское «пожатье каменной десницы»…
«Сцену из Фауста» режиссер и вовсе называет бурлеском, и тут уж его фантазию несет по воле волн, как тот корабль, который хочет утопить Фауст. Фауста играет Кирилл Пирогов. И при желании в этом можно найти сквозную мысль спектакля: об отчаянной тоске сочинителя, испытавшего слишком много и требующего у Мефистофеля смерти: в «волнах» бесконечного шелкового занавеса в финале тонут и зрители, и исчадья ада, и сам Фауст. А можно увидеть лишь лукавую усмешку режиссера, владеющего постмодернистскими приемами и приемами визуального театра куда лучше многих молодых коллег. Однако «Триптих» не об этом. В «Фаусте» Фоменко с бесшабашной легкостью смешивает тексты Гете, Пушкина и Бродского, но цель его спектакля лучше всего формулируется строчкой Пастернака: «Привлечь к себе любовь пространства…»
Алла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002