Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолии
В Мастерской Петра Фоменко есть традиция каждый актер может подготовить отрывок и показать коллегам на специальном «вечере проб и ошибок». Именно из такой самостоятельной работы родился спектакль «Театральный роман», в котором актер Кирилл Пирогов не только сыграл главную роль, но и дебютировал в качестве режиссера.
Репетиции затянулись почти на полтора года, не обошлось без вмешательства мэтра. По итогу в театральной программке авторами спектакля значатся и мастер, и ученик, хотя режиссерский почерк «Театрального романа» хорошо узнаваем.
Произведение, в котором Булгаков описывал историю своего знакомства с Художественным театром, принято трактовать по-разному. С одной стороны, это памфлет, ироничный портрет сложного внутреннего устройства театрального мира, с другой невеселая история мытарств творческого человека.
В спектакле Мастерской обе линии существуют параллельно, даже когда пересекаются. Кирилл Пирогов в роли Максудова как тень кружится по огромной темной сцене, освещенной крохотной лампочкой, словно булгаковский Мастер. Редкие гости врываются в мир его грез, как нечистая сила. Они появляются откуда-то из глубины сцены в клубах дыма, под музыку из «Фауста».
Максудов рассказчик и одновременно главный участник событий романа, существует в спектакле обособленно. Он отстранено наблюдает за той или иной сценой, даже если находится внутри нее. Закулисный мир чарует и манит героя, но Максудов (как и Булгаков), так и не становится «человеком театра».
Знакомые с миром закулисья не понаслышке, участники спектакля создали некий собирательный образ театрального организма с его иерархией, интригами, амбициями и бьющей ключом эмоциональностью. Три поколения учеников Фоменко умудрились из каждой незначительной роли сделать маленький шедевр.
Галина Тюнина изображает секретаршу Немировича-Данченко, оберегающую покой патрона и отстаивающую его интересы с одержимостью жрицы. Олег Нирян играет три роли (издателя Рудольфи, режиссера Ильчина и заместителя директора МХАТ), и в каждой он неузнаваем. Бесподобна Галина Кашковская в образе кокетки Пряхиной, послушной последовательницы «Системы».
К открытиям спектакля можно отнести игру Максима Литовченко, который совместил в роли Станиславского портрет исторического лица и одновременно пародию на наше представление о нем. Младшее поколение театра (не прямые ученики Фоменко) подобной скрупулезностью, к сожалению, не отличилось.
Глядя на структуру постановки, узнаешь Петра Фоменко и в тоже самое время не узнаешь. «Театральный роман» пестрит фирменными приемами режиссера, но они не срабатывают. Парадокс заключается в том, что очарование, ирония и остро-характерная театральность, без которых раньше не обходился ни один спектакль мэтра, в истории про магию сцены начисто отсутствуют.
Новая постановка Мастерской занимает достойное место среди последних работ мастера. Приходится признать, что легкое дыхание жизни, упоение счастьем перестали интересовать Фоменко уже в «Бесприданнице». В поздних работах появилась та самая меланхолия, из-за которой неизлечимо больной Максудов кинулся с Цепного моста.
Впрочем, в спектакле Фоменко герой просто покидает сцену, растаяв в театральном дыму. А на прощание поворачивается к зрителям и задумчиво бормочет первые строчки своего нового сочинения о Понтии Пилате.
Репетиции затянулись почти на полтора года, не обошлось без вмешательства мэтра. По итогу в театральной программке авторами спектакля значатся и мастер, и ученик, хотя режиссерский почерк «Театрального романа» хорошо узнаваем.
Произведение, в котором Булгаков описывал историю своего знакомства с Художественным театром, принято трактовать по-разному. С одной стороны, это памфлет, ироничный портрет сложного внутреннего устройства театрального мира, с другой невеселая история мытарств творческого человека.
В спектакле Мастерской обе линии существуют параллельно, даже когда пересекаются. Кирилл Пирогов в роли Максудова как тень кружится по огромной темной сцене, освещенной крохотной лампочкой, словно булгаковский Мастер. Редкие гости врываются в мир его грез, как нечистая сила. Они появляются откуда-то из глубины сцены в клубах дыма, под музыку из «Фауста».
Максудов рассказчик и одновременно главный участник событий романа, существует в спектакле обособленно. Он отстранено наблюдает за той или иной сценой, даже если находится внутри нее. Закулисный мир чарует и манит героя, но Максудов (как и Булгаков), так и не становится «человеком театра».
Знакомые с миром закулисья не понаслышке, участники спектакля создали некий собирательный образ театрального организма с его иерархией, интригами, амбициями и бьющей ключом эмоциональностью. Три поколения учеников Фоменко умудрились из каждой незначительной роли сделать маленький шедевр.
Галина Тюнина изображает секретаршу Немировича-Данченко, оберегающую покой патрона и отстаивающую его интересы с одержимостью жрицы. Олег Нирян играет три роли (издателя Рудольфи, режиссера Ильчина и заместителя директора МХАТ), и в каждой он неузнаваем. Бесподобна Галина Кашковская в образе кокетки Пряхиной, послушной последовательницы «Системы».
К открытиям спектакля можно отнести игру Максима Литовченко, который совместил в роли Станиславского портрет исторического лица и одновременно пародию на наше представление о нем. Младшее поколение театра (не прямые ученики Фоменко) подобной скрупулезностью, к сожалению, не отличилось.
Глядя на структуру постановки, узнаешь Петра Фоменко и в тоже самое время не узнаешь. «Театральный роман» пестрит фирменными приемами режиссера, но они не срабатывают. Парадокс заключается в том, что очарование, ирония и остро-характерная театральность, без которых раньше не обходился ни один спектакль мэтра, в истории про магию сцены начисто отсутствуют.
Новая постановка Мастерской занимает достойное место среди последних работ мастера. Приходится признать, что легкое дыхание жизни, упоение счастьем перестали интересовать Фоменко уже в «Бесприданнице». В поздних работах появилась та самая меланхолия, из-за которой неизлечимо больной Максудов кинулся с Цепного моста.
Впрочем, в спектакле Фоменко герой просто покидает сцену, растаяв в театральном дыму. А на прощание поворачивается к зрителям и задумчиво бормочет первые строчки своего нового сочинения о Понтии Пилате.
Алла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002