«Полета вольное упорство»
В «Мастерской Фоменко» поставили точку высокого сезона
После детской высокотехнологичной «Алисы в Зазеркалье» Иван Поповски предложил родному театру вернуться к истокам – собственно «Мастерская» начиналась с шекспировской комедии «Двенадцатая ночь». В новой работе над «Сном в летнюю ночь» сошлись несколько поколений актеров, репетировали мучительно. Результатом же стал самый радостный и певучий спектакль сезона. Кажется, впервые после смерти Петра Наумовича Фоменко актеры «Мастерской» смогли на сцене хулиганить, смеяться, летать и праздновать, доказывая не столько нам, сколько самим себе, что воздух игры и свободы по-прежнему наполняет легкие.
«Сон в летнюю ночь» – спектакль для всех страдающих от зубной боли и мировой скорби, для всех, кому надоело вежливо скучать в театральных креслах, нетерпеливо теребя свои мобильники: сколько осталось? Спектакль для всех забывших, что театральный огонь рождается только из живых материалов, а из обилия пластика на сцене создашь разве что электрокамин.
Иван Поповски создал волшебный лес влюбленных и эльфов, развесив движущиеся черно-белые полотнища. Соединенные вместе, они становятся гамаком, на котором устраивается понаблюдать за блужданиями влюбленных парочек Оберон – Карэн Бадалов. В полотнищах путаются влюбленные и от страха легко взбираются от преследователей повыше.
Среди лесных полос скользит веселый Робин – невероятно гибкий летучий Амбарцум Кабанян действительно становится «затычкой» всех событий. Неслышно скользит рядом с решительной Гермией – Серафимой Огаревой и ошалевшим Лисандром – Александром Мичковым, незримо присутствует при всех объяснениях нетерпеливого Деметрия – Юрия Буторина и Елены – Ирины Горбачевой, ухитряясь урвать и поцелуи, и пощечины, которыми обмениваются парочки. Юные девы воют мартовскими кошками, застенчивые юнцы то пытаются вжиться в образы брутальных мачо, то по-детски теряются рядом с женским телом, оказавшимся так неожиданно близко. Влюбленные объясняются друг другу в любви и ненависти, эротическая тяга бурлит в них, умеряемая строгим гимнастическим балетом, выстроенным Олегом Глушковым.
Свисая с колосников в трехметровых юбках-абажурах, парят прислужницы кудрявой Титании – Галины Тюниной, услаждая царицу игрой на музыкальных инструментах.
Иван Поповски реабилитировал парики и котурны, вставные вокальные номера и пластические этюды. Реабилитировал театр, где волшебство рождается из самого простого. Ткань может стать морем и мороком (шуршащий летучий шар тумана легко поглощает царицу фей и короля эльфов).
Иногда кажется, что какой-то игривый Робин специально дразнит угрюмых теоретиков, под конец сезона вдруг продемонстрировав, что вокруг их угрюмого постдраматического квадрата живет и дышит безбрежный мир театральной игры и высокого дуракаваляния. Вздох счастья, который стоит в зале на «Сне в летнюю ночь» в «Мастерской Петра Фоменко», надеюсь, способен пробудить не одну нашу Титанию, увлекшуюся очередным самодовольным ослом. Вам вправду казалось, что «Мастерская Фоменко» – это далекое прошлое? Утешьтесь, это наше самое доподлинное настоящее! Тот самый искомый «современный артист в современном театре», которого так давно и безрезультатно разыскивают и еще чаще выдумывают. Вот он – тренированный акробат с радостным телом и режиссерским мышлением, с хорошо поставленным голосом и умением читать стихи так, что зритель слышит не только каждое слово, но и запятую. Мастер, точно чувствующий текст, его стиль и ритм, соавтор режиссерских поисков, умеющий долгий и изматывающий труд репетиций превратить в импровизационный полет премьеры. Чувство юмора, с каким разыграна каждая роль, – приятный бонус.
С появлением артели ремесленников, решивших поставить ко дню бракосочетания Герцога «Прежалостную комедию о любви» и заработать шестипенсовое содержание от казны, зрителей подхватывает эйфория невесомости. Шекспировский текст в новом переводе Осии Сороки искрится и пенится. Плотник Клин – Рустэм Юскаев, ткач Мотовило – Андрей Казаков, меховщик Дудка –Кирилл Пирогов, столяр Цикля – Олег Нирян и портной Заморыш– Степан Пьянков, медник Рыло – Никита Тюнин предельно серьезны в своем достоинстве городской труппы и откровенно жадны к предлагаемым ролям. «А я и за Льва могу рыкнуть», – скромно вставляет Мотовило – Казаков, готовый сыграть и Луну, и Стену… Свалившуюся на него ослиную голову он тоже обживает как новую роль, а страсть к нему прекрасной Титании – как обстоятельства новой пьесы.
Вернувшись к друзьям-актерам, Мотовило легко смахивает свои ночные похождения и с утроенной энергией бросается в роль трагического любовника, взывающего «О, Фисбуша!». А Фисба –Кирилл Пирогов в соломенном парике и сером хитоне буквально летает, выводя тоненькой фистулой: «Мой Пирам!», – и даже сцены мало для ее полета…
Представление «прежалостной комедии» перед высоким зрительским синклитом становится высшей точкой спектакля о волшебстве любви, так неразрывно связанном для Шекспира с волшебством игры и свободы.
Легкая незаметная дымка грусти каймой обводит картину незамутненного свадебного хэппи-энда. Последний раз персонажи проходят вереницей среди зрительного зала, неся вокруг себя вдруг ставший физически ощутимым танцующий воздух «Мастерской Петра Фоменко» и ее шекспировских штудий.
«Сон в летнюю ночь» – спектакль для всех страдающих от зубной боли и мировой скорби, для всех, кому надоело вежливо скучать в театральных креслах, нетерпеливо теребя свои мобильники: сколько осталось? Спектакль для всех забывших, что театральный огонь рождается только из живых материалов, а из обилия пластика на сцене создашь разве что электрокамин.
Иван Поповски создал волшебный лес влюбленных и эльфов, развесив движущиеся черно-белые полотнища. Соединенные вместе, они становятся гамаком, на котором устраивается понаблюдать за блужданиями влюбленных парочек Оберон – Карэн Бадалов. В полотнищах путаются влюбленные и от страха легко взбираются от преследователей повыше.
Среди лесных полос скользит веселый Робин – невероятно гибкий летучий Амбарцум Кабанян действительно становится «затычкой» всех событий. Неслышно скользит рядом с решительной Гермией – Серафимой Огаревой и ошалевшим Лисандром – Александром Мичковым, незримо присутствует при всех объяснениях нетерпеливого Деметрия – Юрия Буторина и Елены – Ирины Горбачевой, ухитряясь урвать и поцелуи, и пощечины, которыми обмениваются парочки. Юные девы воют мартовскими кошками, застенчивые юнцы то пытаются вжиться в образы брутальных мачо, то по-детски теряются рядом с женским телом, оказавшимся так неожиданно близко. Влюбленные объясняются друг другу в любви и ненависти, эротическая тяга бурлит в них, умеряемая строгим гимнастическим балетом, выстроенным Олегом Глушковым.
Свисая с колосников в трехметровых юбках-абажурах, парят прислужницы кудрявой Титании – Галины Тюниной, услаждая царицу игрой на музыкальных инструментах.
Иван Поповски реабилитировал парики и котурны, вставные вокальные номера и пластические этюды. Реабилитировал театр, где волшебство рождается из самого простого. Ткань может стать морем и мороком (шуршащий летучий шар тумана легко поглощает царицу фей и короля эльфов).
Иногда кажется, что какой-то игривый Робин специально дразнит угрюмых теоретиков, под конец сезона вдруг продемонстрировав, что вокруг их угрюмого постдраматического квадрата живет и дышит безбрежный мир театральной игры и высокого дуракаваляния. Вздох счастья, который стоит в зале на «Сне в летнюю ночь» в «Мастерской Петра Фоменко», надеюсь, способен пробудить не одну нашу Титанию, увлекшуюся очередным самодовольным ослом. Вам вправду казалось, что «Мастерская Фоменко» – это далекое прошлое? Утешьтесь, это наше самое доподлинное настоящее! Тот самый искомый «современный артист в современном театре», которого так давно и безрезультатно разыскивают и еще чаще выдумывают. Вот он – тренированный акробат с радостным телом и режиссерским мышлением, с хорошо поставленным голосом и умением читать стихи так, что зритель слышит не только каждое слово, но и запятую. Мастер, точно чувствующий текст, его стиль и ритм, соавтор режиссерских поисков, умеющий долгий и изматывающий труд репетиций превратить в импровизационный полет премьеры. Чувство юмора, с каким разыграна каждая роль, – приятный бонус.
С появлением артели ремесленников, решивших поставить ко дню бракосочетания Герцога «Прежалостную комедию о любви» и заработать шестипенсовое содержание от казны, зрителей подхватывает эйфория невесомости. Шекспировский текст в новом переводе Осии Сороки искрится и пенится. Плотник Клин – Рустэм Юскаев, ткач Мотовило – Андрей Казаков, меховщик Дудка –Кирилл Пирогов, столяр Цикля – Олег Нирян и портной Заморыш– Степан Пьянков, медник Рыло – Никита Тюнин предельно серьезны в своем достоинстве городской труппы и откровенно жадны к предлагаемым ролям. «А я и за Льва могу рыкнуть», – скромно вставляет Мотовило – Казаков, готовый сыграть и Луну, и Стену… Свалившуюся на него ослиную голову он тоже обживает как новую роль, а страсть к нему прекрасной Титании – как обстоятельства новой пьесы.
Вернувшись к друзьям-актерам, Мотовило легко смахивает свои ночные похождения и с утроенной энергией бросается в роль трагического любовника, взывающего «О, Фисбуша!». А Фисба –Кирилл Пирогов в соломенном парике и сером хитоне буквально летает, выводя тоненькой фистулой: «Мой Пирам!», – и даже сцены мало для ее полета…
Представление «прежалостной комедии» перед высоким зрительским синклитом становится высшей точкой спектакля о волшебстве любви, так неразрывно связанном для Шекспира с волшебством игры и свободы.
Легкая незаметная дымка грусти каймой обводит картину незамутненного свадебного хэппи-энда. Последний раз персонажи проходят вереницей среди зрительного зала, неся вокруг себя вдруг ставший физически ощутимым танцующий воздух «Мастерской Петра Фоменко» и ее шекспировских штудий.
Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- По улице ходили «Носороги»Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогомИрина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- В мире животных«Итоги», 13.03.2006
- Бактерия риноцеритаАлександр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идетМарина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002