Феномен «фоменок» как явление
Запомнилась не дата, а факт. То ли в конце 60 х, то ли в начале 70 х годов прошлого века в Красногвардейское степной крымский поселок с песнями нагрянула группка еще зеленых киевских вокалистов. Как же они выкладывались! Словно выходили на сцену не районного Дома культуры, а по меньшей мере Киевской оперы. Обратил на себя внимание юный Николай Гнатюк. Верно, прорезавшимся уже оригинальным голосом, но больше все таки фамилией: не популярнейшего ли в те годы Дмитрия Гнатюка сын? Нет, однофамилец. Все равно в течение последующих десятилетий и до сих пор слежу за взлетами и падениями Николая. Давняя встреча с ним побудила с тех пор пристально вглядываться в лица творческой молодежи, чем бы она ни занималась. Очень хочется угадать, открыть, не прозевать вспышку новой звезды на небосклоне искусства.
Вот так, наверное, многие севастопольцы вглядывались в молодые лица артистов стажеров Московского театра «Мастерская Петра Фоменко», когда они в минувшие выходные приехали в наш город на блиц гастроли. Кто то, может, увидел среди гостей достойных наследников Иннокентия Смоктуновского, возможных партнеров Олега Меньшикова.
Молодому театру еще нет и двадцати лет. Его нынешний костяк составили самые талантливые представители трех выпусков мастерской Петра Фоменко.
В нынешнем году, в июле, ему исполнится 80 лет. За плечами-огромный, усеянный шипами и розами творческий путь. Самые замечательные на нем вехи: Центральный детский театр, Театр на Малой Бронной, театральная студия МГУ «Ленинские горы», Московский драматический театр имени В. Маяковского, Театр драмы и комедии на Таганке, Ленинградский театр комедии. ..
Петром Наумовичем поставлены десятки, может, сотни спектаклей классического репертуара и по произведениям современных авторов. Не будет преувеличением сказать о существовании школы Петра Фоменко. Из неё вышла плеяда замечательных актеров и режиссеров.
Мэтру было слегка за 60, когда он создал свой нынешний театр. Из него затем вышло действительно что то стоящее, если правительство Москвы сначала предоставило для выступления коллектива бывший кинотеатр, подвергшийся реконструкции, затем по признанному на профильном конкурсе лучшему проекту подняли специальное здание. (У нас театр для детей и юношества известен под вторым названием-ТБМ-Театр на Большой Морской. Вестимо, временно его втиснули в стены бывшего кинотеатра на проспекте Гагарина. Неужели, в отличие от москвичей, навсегда? В таком случае впору менять название пристанищу Мельпомены на ТПГ-Театр на проспекте Гагарина. Между тем в Севастополе, похоже, нашли кинотеатр еще для одного театрального коллектива).
Нам, живущим в Украине, интересно отметить, что упомянутый кинотеатр назывался «Киев», а здание, которое театр «Мастерская Петра Фоменко» занимает сейчас, расположено в российской столице на набережной Тараса Шевченко.
Готовясь к гастролям в Севастополе, москвичи издали для зрителей и журналистов красочный, со вкусом оформленный буклет. Галерею портретов в нем, понятное дело, открывает Петр Фоменко. А второй идет фотография режиссера Евгения Каменьковича. Надо полагать, в табели о рангах он второй после Петра Наумовича человек в театре, по крайней мере в вопросах, касающихся творчества.
Открытию гастролей в нашем городе предшествовала пресс конференция для представителей местных средств массовой информации. Ее как раз и вел Евгений Борисович. Надо видеть и слышать его в этой роли-не последней в жизни театра. Это молниеносная реакция, искрометная импровизация. Как же он проводит репетиции? Возможно, они замешаны покруче сценического действа. Так вот, Евгений Каменькович сказал, что последняя премьера «Мастерской »-это спектакль по произведению Михаила Булгакова «Театральный роман». Найдется ли у нас среди театралов человек, который отказался бы посмотреть эту работу? «Наша последняя премьера, Театральный роман“,-это предостережение самим себе,-без тени кокетства заявил на пресс конференции Евгений Каменькович. -Этот спектакль не позволит нам забронзоветь. Театр, который может смеяться над собой, мне кажется, этот театр жив».
В этом же году, сообщил Евгений Борисович, мы привезли в Севастополь предпоследний премьерный спектакль «Русский человек на RENDEZ VOUS», созданный по произведению Ивана Тургенева «Тихие аллеи». Неожиданный выбор, но только не для питомцев Петра Фоменко. «Классику уничтожают или относятся к ней излишне почтительно,-заметил режиссер,-мне кажется, у нас золотая середина». Евгений Каменькович продолжал: «Существует простая формула: классику надо ставить, как современную пьесу, современную же пьесу надо ставить, как классику».
Похоже, создатели спектакля были поняты и зрителями, и театральными журналистами критиками. Например Ольга Фукс («Вечерняя Москва») пишет:"В этом театре не любят дидактики, но предпочитают обыденности романтический идеал: в отличие от сегодняшнего туриста русский за границей образца XIX в.-камертон благородства и достоинства, а его главный грех-гипертрофированная чувствительность. Кажется, за напоминание об этой почти утраченной человечности публика и приходит в «Мастерскую Петра Фоменко».
На спектакль, поставленный, кстати, режиссером стажером Юрием Буториным под руководством Евгения Каменьковича, откликнулся хор самых читаемых в России и за ее пределами газет и журналов-таких, например, как «Независимая газета», «Коммерсантъ», «Новая газета», «Экран и сцена» Предельно искренне Евгений Борисович признался, что его тревожит «любовь критики к этому спектаклю». «Я бы хотел услышать, может быть, суровые слова»,-сказал Евгений Каменькович.
Где только актеры «Мастерской » не демонстрировали свое высокое искусство: и во Франции, и в Бельгии, и в Японии, и в США, и в Колумбии. .. Наверное, в мире меньше стран, где коллектив еще не был. Но оставалось незыблемым правило: первым после москвичей премьерный спектакль показывали в Санкт Петербурге. Однако из Белокаменной «Русский человек » направился не на север, на берега Невы, а на юг, в Севастополь. «Может быть, такая традиция будет постоянной»,-высказал предположение Евгений Каменькович. Кто против? Севастопольцы-«за».
Уверен, после молниеносных гастролей москвичей любители сценического искусства, как те, кому посчастливилось посмотреть спектакль, так и те, которые не попали в зрительный зал Матросского клуба-сценической площадки драматического театра Черноморского флота Российской Федерации, обратятся к произведениям Ивана Тургенева. В самом деле, почему не вернуться к истории страстной любви русского помещика Дмитрия Санина и пылкой итальянки Джеммы? Сценическое прочтение этой истории молодыми актерами «Мастерской » закрепило то, о чем сказано и писано феноменом «фоменок».
Стать причисленным к ним настолько ответственно, что напрочь забываешь о существовании теплых лучей славы, почета. Автору этих скромных заметок удалось перекинуться словом с Серафимой Огаревой. Чтобы навести мосточек для нашей беседы, я спросил, является ли девушка родственницей поэта, революционера Николая Огарева-того самого, который вместе с Александром Герценом клялся в высоких идеалах на Воробьевых горах.
У Николая Платоновича детей не было, а вот его родной брат-прямой прадед Серафимы. Принадлежность к известному роду побуждает начинающую артистку трудиться, трудиться и трудиться. Пока же, призналась девушка, уровень ни одной из исполненных ролей ее не проявляет. За нее вступилась коллега Екатерина Смирнова:"В студенческом спектакле Серафима по - настоящему блеснула в роли Насти-персонажа пьесы, поставленной по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». В «Русском человеке » Серафима Огарева исполнила сразу две роли-Ариадны Данекеровой и Джеммы. Куда выше? Предельно требовательный Евгений Каменькович без риска перехвалить причислил Серафиму к великой тройке: Екатерина Смирнова, Дмитрий Захаров (в спектакле они сыграли соответственно четыре и шесть ролей) и Серафима Огарева. Есть еще Юрий Буторин, Дмитрий Смирнов, которые в театре «собаку съели».
Евгений Каменькович суров:"Актеры стажеры понимают: в течение трех лет они находятся в нормальном «рабстве», когда не могут сниматься в кино, когда обязаны устоять перед соблазном ночных клубов. Им сказано: хотите пахать-пашите. Не хотите-гуляйте. Ребята понимают поставленные задачи, поэтому они такие «жертвы».
Рядом с режиссером во главе стола занял место директор театра Андрей Воробьев. Желая смягчить заявление Евгения Борисовича, дал справку: из минувшего состава стажеров в театре закрепились12 человек из двадцати.
Ирина Золотова (ОАО «Банк ВТБ») дополнила Андрея Михайловича таким образом:"Укрепившееся в московских театральных кругах понятие «феномен фоменок“-не дар неба, а результат титанической работы».
Присутствие на пресс конференции высоких представителей банка ВТБ из Москвы и его Севастопольского отделения выглядело весьма и весьма органично. По этому поводу пресс службой банка выпущен специальный пресс релиз. В нем, в частности, говорится: «ВТБ-давний партнер театра Мастерская Петра Фоменко“. При поддержке банка поставлен ряд спектаклей. Он принял активное участие в освоении и развитии нового здания театра. Значительная часть гастролей Мастерской “ в Украине, Японии, Франции, Бельгии, Америке и других странах прошла при содействии ВТБ».
Поездка в Севастополь-это ежегодная с 2008 года благотворительная акция театра и банка ВТБ. В течение последнего пятилетия партнером творческого коллектива из российской столицы является также МКДЦ «Дом Москвы в Севастополе».
Акция москвичей носит многоцелевой характер. Коллектив театра «Мастерская Петра Фоменко» изыскивает возможности, чтобы оказать посильную помощь драматическому театру имени Б. Лавренева Черноморского флота Российской Федерации. По словам директора «Мастерской » Андрея Воробьева, в прошлом году севастопольским коллегам передан дорогой очень необходимый прожектор. На средства москвичей «лавреневцами» поставлен один спектакль, который до сих пор привлекает зрителей. Отвечая на поступивший вопрос, Андрей Михайлович не исключает участия московских режиссеров в постановке спектакля силами артистов флотского театра. Кстати, нынче первый спектакль «Мастерской » был дан для военнослужащих Черноморского флота и членов их семей. На второй спектакль всем желающим продавали билеты. Собранная выручка в качестве помощи передана драмтеатру имени Б. Лавренева Черноморского флота.
Мы не первый раз поступаем именно таким образом,-отметил Андрей Воробьев,-и намерены продолжать гастроли с целью благотворительности, пока у нас будут для этого возможности и силы.
Также добавил, что в большинстве случаев возможности и силы находятся, когда есть желание прийти кому либо на выручку.
В беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» Дмитрий Смирнов, который, похоже, закрепился уже в актерской семье «Мастерской », впервые приехал в Севастополь, как и многие его молодые партнеры по сцене. Понятное дело, некоторые из них вышли на сцену несколько подгоревшие на южном солнце. Как удержаться, чтобы не окунуться в море?! Дима так и не нашел нужных слов, чтобы выразить восторг от встречи с югом, Севастополем. «Я с нетерпением буду ждать новой встречи с вашим замечательным городом»,-сказал он.
А вот для Евгения Каменьковича встреча с Севастополем далеко не первая. В возрасте Димы Смирнова он где то на Северной стороне проходил службу в рядах черноморцев. Более того, он выходил также на сцену театра имени Б. Лавренева Черноморского флота. В то время нынешний его главный режиссер Александр Губарев служил актером. В Севастополе Евгений Борисович успел сыграть свыше десяти ролей.
В этом отчете о визите в наш город москвичей уже названы Серафима Огарева, Дмитрий Смирнов, Екатерина Смирнова, Юрий Буторин. Этот списочек дополним также Амбарцумом Кабаняном, Марией Козяр Запомним имена этих актеров. Нас ждет открытие новых звезд.
Вот так, наверное, многие севастопольцы вглядывались в молодые лица артистов стажеров Московского театра «Мастерская Петра Фоменко», когда они в минувшие выходные приехали в наш город на блиц гастроли. Кто то, может, увидел среди гостей достойных наследников Иннокентия Смоктуновского, возможных партнеров Олега Меньшикова.
Молодому театру еще нет и двадцати лет. Его нынешний костяк составили самые талантливые представители трех выпусков мастерской Петра Фоменко.
В нынешнем году, в июле, ему исполнится 80 лет. За плечами-огромный, усеянный шипами и розами творческий путь. Самые замечательные на нем вехи: Центральный детский театр, Театр на Малой Бронной, театральная студия МГУ «Ленинские горы», Московский драматический театр имени В. Маяковского, Театр драмы и комедии на Таганке, Ленинградский театр комедии. ..
Петром Наумовичем поставлены десятки, может, сотни спектаклей классического репертуара и по произведениям современных авторов. Не будет преувеличением сказать о существовании школы Петра Фоменко. Из неё вышла плеяда замечательных актеров и режиссеров.
Мэтру было слегка за 60, когда он создал свой нынешний театр. Из него затем вышло действительно что то стоящее, если правительство Москвы сначала предоставило для выступления коллектива бывший кинотеатр, подвергшийся реконструкции, затем по признанному на профильном конкурсе лучшему проекту подняли специальное здание. (У нас театр для детей и юношества известен под вторым названием-ТБМ-Театр на Большой Морской. Вестимо, временно его втиснули в стены бывшего кинотеатра на проспекте Гагарина. Неужели, в отличие от москвичей, навсегда? В таком случае впору менять название пристанищу Мельпомены на ТПГ-Театр на проспекте Гагарина. Между тем в Севастополе, похоже, нашли кинотеатр еще для одного театрального коллектива).
Нам, живущим в Украине, интересно отметить, что упомянутый кинотеатр назывался «Киев», а здание, которое театр «Мастерская Петра Фоменко» занимает сейчас, расположено в российской столице на набережной Тараса Шевченко.
Готовясь к гастролям в Севастополе, москвичи издали для зрителей и журналистов красочный, со вкусом оформленный буклет. Галерею портретов в нем, понятное дело, открывает Петр Фоменко. А второй идет фотография режиссера Евгения Каменьковича. Надо полагать, в табели о рангах он второй после Петра Наумовича человек в театре, по крайней мере в вопросах, касающихся творчества.
Открытию гастролей в нашем городе предшествовала пресс конференция для представителей местных средств массовой информации. Ее как раз и вел Евгений Борисович. Надо видеть и слышать его в этой роли-не последней в жизни театра. Это молниеносная реакция, искрометная импровизация. Как же он проводит репетиции? Возможно, они замешаны покруче сценического действа. Так вот, Евгений Каменькович сказал, что последняя премьера «Мастерской »-это спектакль по произведению Михаила Булгакова «Театральный роман». Найдется ли у нас среди театралов человек, который отказался бы посмотреть эту работу? «Наша последняя премьера, Театральный роман“,-это предостережение самим себе,-без тени кокетства заявил на пресс конференции Евгений Каменькович. -Этот спектакль не позволит нам забронзоветь. Театр, который может смеяться над собой, мне кажется, этот театр жив».
В этом же году, сообщил Евгений Борисович, мы привезли в Севастополь предпоследний премьерный спектакль «Русский человек на RENDEZ VOUS», созданный по произведению Ивана Тургенева «Тихие аллеи». Неожиданный выбор, но только не для питомцев Петра Фоменко. «Классику уничтожают или относятся к ней излишне почтительно,-заметил режиссер,-мне кажется, у нас золотая середина». Евгений Каменькович продолжал: «Существует простая формула: классику надо ставить, как современную пьесу, современную же пьесу надо ставить, как классику».
Похоже, создатели спектакля были поняты и зрителями, и театральными журналистами критиками. Например Ольга Фукс («Вечерняя Москва») пишет:"В этом театре не любят дидактики, но предпочитают обыденности романтический идеал: в отличие от сегодняшнего туриста русский за границей образца XIX в.-камертон благородства и достоинства, а его главный грех-гипертрофированная чувствительность. Кажется, за напоминание об этой почти утраченной человечности публика и приходит в «Мастерскую Петра Фоменко».
На спектакль, поставленный, кстати, режиссером стажером Юрием Буториным под руководством Евгения Каменьковича, откликнулся хор самых читаемых в России и за ее пределами газет и журналов-таких, например, как «Независимая газета», «Коммерсантъ», «Новая газета», «Экран и сцена» Предельно искренне Евгений Борисович признался, что его тревожит «любовь критики к этому спектаклю». «Я бы хотел услышать, может быть, суровые слова»,-сказал Евгений Каменькович.
Где только актеры «Мастерской » не демонстрировали свое высокое искусство: и во Франции, и в Бельгии, и в Японии, и в США, и в Колумбии. .. Наверное, в мире меньше стран, где коллектив еще не был. Но оставалось незыблемым правило: первым после москвичей премьерный спектакль показывали в Санкт Петербурге. Однако из Белокаменной «Русский человек » направился не на север, на берега Невы, а на юг, в Севастополь. «Может быть, такая традиция будет постоянной»,-высказал предположение Евгений Каменькович. Кто против? Севастопольцы-«за».
Уверен, после молниеносных гастролей москвичей любители сценического искусства, как те, кому посчастливилось посмотреть спектакль, так и те, которые не попали в зрительный зал Матросского клуба-сценической площадки драматического театра Черноморского флота Российской Федерации, обратятся к произведениям Ивана Тургенева. В самом деле, почему не вернуться к истории страстной любви русского помещика Дмитрия Санина и пылкой итальянки Джеммы? Сценическое прочтение этой истории молодыми актерами «Мастерской » закрепило то, о чем сказано и писано феноменом «фоменок».
Стать причисленным к ним настолько ответственно, что напрочь забываешь о существовании теплых лучей славы, почета. Автору этих скромных заметок удалось перекинуться словом с Серафимой Огаревой. Чтобы навести мосточек для нашей беседы, я спросил, является ли девушка родственницей поэта, революционера Николая Огарева-того самого, который вместе с Александром Герценом клялся в высоких идеалах на Воробьевых горах.
У Николая Платоновича детей не было, а вот его родной брат-прямой прадед Серафимы. Принадлежность к известному роду побуждает начинающую артистку трудиться, трудиться и трудиться. Пока же, призналась девушка, уровень ни одной из исполненных ролей ее не проявляет. За нее вступилась коллега Екатерина Смирнова:"В студенческом спектакле Серафима по - настоящему блеснула в роли Насти-персонажа пьесы, поставленной по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». В «Русском человеке » Серафима Огарева исполнила сразу две роли-Ариадны Данекеровой и Джеммы. Куда выше? Предельно требовательный Евгений Каменькович без риска перехвалить причислил Серафиму к великой тройке: Екатерина Смирнова, Дмитрий Захаров (в спектакле они сыграли соответственно четыре и шесть ролей) и Серафима Огарева. Есть еще Юрий Буторин, Дмитрий Смирнов, которые в театре «собаку съели».
Евгений Каменькович суров:"Актеры стажеры понимают: в течение трех лет они находятся в нормальном «рабстве», когда не могут сниматься в кино, когда обязаны устоять перед соблазном ночных клубов. Им сказано: хотите пахать-пашите. Не хотите-гуляйте. Ребята понимают поставленные задачи, поэтому они такие «жертвы».
Рядом с режиссером во главе стола занял место директор театра Андрей Воробьев. Желая смягчить заявление Евгения Борисовича, дал справку: из минувшего состава стажеров в театре закрепились12 человек из двадцати.
Ирина Золотова (ОАО «Банк ВТБ») дополнила Андрея Михайловича таким образом:"Укрепившееся в московских театральных кругах понятие «феномен фоменок“-не дар неба, а результат титанической работы».
Присутствие на пресс конференции высоких представителей банка ВТБ из Москвы и его Севастопольского отделения выглядело весьма и весьма органично. По этому поводу пресс службой банка выпущен специальный пресс релиз. В нем, в частности, говорится: «ВТБ-давний партнер театра Мастерская Петра Фоменко“. При поддержке банка поставлен ряд спектаклей. Он принял активное участие в освоении и развитии нового здания театра. Значительная часть гастролей Мастерской “ в Украине, Японии, Франции, Бельгии, Америке и других странах прошла при содействии ВТБ».
Поездка в Севастополь-это ежегодная с 2008 года благотворительная акция театра и банка ВТБ. В течение последнего пятилетия партнером творческого коллектива из российской столицы является также МКДЦ «Дом Москвы в Севастополе».
Акция москвичей носит многоцелевой характер. Коллектив театра «Мастерская Петра Фоменко» изыскивает возможности, чтобы оказать посильную помощь драматическому театру имени Б. Лавренева Черноморского флота Российской Федерации. По словам директора «Мастерской » Андрея Воробьева, в прошлом году севастопольским коллегам передан дорогой очень необходимый прожектор. На средства москвичей «лавреневцами» поставлен один спектакль, который до сих пор привлекает зрителей. Отвечая на поступивший вопрос, Андрей Михайлович не исключает участия московских режиссеров в постановке спектакля силами артистов флотского театра. Кстати, нынче первый спектакль «Мастерской » был дан для военнослужащих Черноморского флота и членов их семей. На второй спектакль всем желающим продавали билеты. Собранная выручка в качестве помощи передана драмтеатру имени Б. Лавренева Черноморского флота.
Мы не первый раз поступаем именно таким образом,-отметил Андрей Воробьев,-и намерены продолжать гастроли с целью благотворительности, пока у нас будут для этого возможности и силы.
Также добавил, что в большинстве случаев возможности и силы находятся, когда есть желание прийти кому либо на выручку.
В беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» Дмитрий Смирнов, который, похоже, закрепился уже в актерской семье «Мастерской », впервые приехал в Севастополь, как и многие его молодые партнеры по сцене. Понятное дело, некоторые из них вышли на сцену несколько подгоревшие на южном солнце. Как удержаться, чтобы не окунуться в море?! Дима так и не нашел нужных слов, чтобы выразить восторг от встречи с югом, Севастополем. «Я с нетерпением буду ждать новой встречи с вашим замечательным городом»,-сказал он.
А вот для Евгения Каменьковича встреча с Севастополем далеко не первая. В возрасте Димы Смирнова он где то на Северной стороне проходил службу в рядах черноморцев. Более того, он выходил также на сцену театра имени Б. Лавренева Черноморского флота. В то время нынешний его главный режиссер Александр Губарев служил актером. В Севастополе Евгений Борисович успел сыграть свыше десяти ролей.
В этом отчете о визите в наш город москвичей уже названы Серафима Огарева, Дмитрий Смирнов, Екатерина Смирнова, Юрий Буторин. Этот списочек дополним также Амбарцумом Кабаняном, Марией Козяр Запомним имена этих актеров. Нас ждет открытие новых звезд.
А. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Серафима Огарёва: «Я с детства знала, на что шла»Мария Михайлова, «Театрал», 07.2021
- Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Серафима удачливаяЖанна Потоцкая , «Предгорье-online», 27.08.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011