Поматросят и не бросят
В новом спектакле «Моряки и шлюхи» актеры «Мастерской Петра Фоменко» обходятся без лишних слов
Собственно, слов в этом спектакле и нет. Почти что. Так, обрывки фраз и реплик. Донесенные ветром. Собственно моряки и шлюхи в натуральном виде на сцене тоже не появляются. Хотя юная стажерка Серафима Огарева и танцует под скабрезную песню Солти Дика “Serafina” про неутомимую королеву всех портовых девиц из далекого городка Кальяо.
Все здесь, кажется, странно. Отсутствие слов в театре, всегда искавшем вкусы и смыслы в словах. Пикантное «шлюха» на афише. Пластические спектакли сейчас в ходу и «фоменки» тут не первооткрыватели жанра но для них это явно шаг в сторону. В какую? На этих словах тенью отца Гамлета непременно должен появиться какой-нибудь скептик. Напомнив, что постановку благословил еще сам Петр Наумович, он порассуждает о том, как нужны театру свежая смелость и новое дыхание. Легкость, заметит скептик, вижу, но какая-то она нефоменковская. «Мастерская», мол, по-прежнему прекрасна, но лучше бы она шла куда-нибудь к новым горизонтам.
Вот, пожалуйста, «шаг в сторону». «Фоменки» в пластических «Моряках и шлюхах» не такие, как всегда. Притом, мне кажется, все равно оставшиеся на других не похожими. В такой вот пластической форме трудно обнаружить «крупность и масштаб», но нет тут и таких претензий. Есть перетекающие из сцены в сцену танцы и есть очевидная драматическая коллизия даже если мужчины не в тельняшках, а дамы все равно не снимут купальников.
О постановщике Олеге Глушкове говорят сейчас уважительно помимо его работы в фильме «Стиляги», знающие люди помнят множество его постановок с выпускными курсами ГИТИСа, танцевальный спектакль в «Школе драматического искусства».
«Разрешаешь? Ну разреши. Сначала разреши, а потом не разрешай». Это барышня уговаривает ухажера. Потом теми же фразами жонглируют девушки в отсутствие мужчин. Есть тут и девушка, скажем так, больше других познавшая жизнь (Лилия Егорова), ее в приливах нежности заваливают то муляжами рыбных туш, то муляжами цветов. Она каким-то голосом «из вечности» произносит «Спасибо за рыбу, Максим» или «Спасибо тебе за все, Петя». Еще раз произносятся слова «холодно», «теплее», «жарко» когда группа джентльменов развлекается игрою в жмурки с девушкой. Больше ни слова. В конце первого действия Полина Кутепова, обжигаясь, глотает чай под песню Алексея Хвостенко «Конь унёс любимого» и жутковато хохочет, размазывая помаду по лицу.
Три женских возраста в спектакле явно неспроста, как и то, что мужчины здесь явно лишь тени. Но тени, без которых и женщин нет: когда время на сцене вдруг начинает расплываться и сестры Кутеповы движутся, как в замедленной съемке, они оказываются куклами, каждым движением которых управляют шестеро мужчин. Вообще их танцы это какие-то танцы жизни со смертью. Все течение жизни, со взаимным притяжением и враньем, непримиримой любовью и невыносимой легкостью трюков лишь колесо танцев, которые катятся куда-то туда. Взгляд на М и Ж сквозь эти танцы взгляд фаталиста, взгляд самца богомола, замершего после спаривания в ожидании, когда самка его съест. При всем многообразии женских архетипов, при всей их вечной жертвенности все они танцуют по жизни в сторону той самой тетеньки: и «спасибо за рыбу, Максим» звучит как «не забывай того, ради чего мы страдали». Но дальше челюсти хрясть. Куда ж они друг без друга. Завораживают, аж жуть.
Мелодий в спектакле множество, самых разных, внезапных от Генделя до группы «Аукцыон». Блестящая сцена когда под «Яблочко» изящные актрисы пускаются вприсядку на манер солистов таких-то краснознаменных ансамблей. «Поматросить» под «Яблочко» вот чего так не хватало Мадлен Джабраиловой, Полине и Ксении Кутеповым: у них это вышло просто прекрасно. Как и стажерок Ирины Горбачевой, Серафимы Огарёвой и Екатерины Смирновой, конечно Или танец ножек, оставшихся вдруг без своих хозяев (тех скрыли длинной черной шторкой). Да, и еще этот тип с черными кудрями и на каблучках явно напоминающий Цискаридзе.
А в коротком втором действии «шлюхи» в бальных платьях и «матросы» в смокингах танцуют под музыку Вивальди. Каждый готов любить, отдаться или сожрать другого, но каждый ехидно танцует свое, а все вместе оказываются оркестром. Все вполне в соответствии с философией «фоменок».
Надо бы спросить ну и куда вытанцовывает театр такими пластическими па? Да вытанцует, никуда не денется. Моряки и шлюхи безделица? Может, и так но безделица явно не лишняя. Вензель хитрый и со смыслом.
Все здесь, кажется, странно. Отсутствие слов в театре, всегда искавшем вкусы и смыслы в словах. Пикантное «шлюха» на афише. Пластические спектакли сейчас в ходу и «фоменки» тут не первооткрыватели жанра но для них это явно шаг в сторону. В какую? На этих словах тенью отца Гамлета непременно должен появиться какой-нибудь скептик. Напомнив, что постановку благословил еще сам Петр Наумович, он порассуждает о том, как нужны театру свежая смелость и новое дыхание. Легкость, заметит скептик, вижу, но какая-то она нефоменковская. «Мастерская», мол, по-прежнему прекрасна, но лучше бы она шла куда-нибудь к новым горизонтам.
Вот, пожалуйста, «шаг в сторону». «Фоменки» в пластических «Моряках и шлюхах» не такие, как всегда. Притом, мне кажется, все равно оставшиеся на других не похожими. В такой вот пластической форме трудно обнаружить «крупность и масштаб», но нет тут и таких претензий. Есть перетекающие из сцены в сцену танцы и есть очевидная драматическая коллизия даже если мужчины не в тельняшках, а дамы все равно не снимут купальников.
О постановщике Олеге Глушкове говорят сейчас уважительно помимо его работы в фильме «Стиляги», знающие люди помнят множество его постановок с выпускными курсами ГИТИСа, танцевальный спектакль в «Школе драматического искусства».
«Разрешаешь? Ну разреши. Сначала разреши, а потом не разрешай». Это барышня уговаривает ухажера. Потом теми же фразами жонглируют девушки в отсутствие мужчин. Есть тут и девушка, скажем так, больше других познавшая жизнь (Лилия Егорова), ее в приливах нежности заваливают то муляжами рыбных туш, то муляжами цветов. Она каким-то голосом «из вечности» произносит «Спасибо за рыбу, Максим» или «Спасибо тебе за все, Петя». Еще раз произносятся слова «холодно», «теплее», «жарко» когда группа джентльменов развлекается игрою в жмурки с девушкой. Больше ни слова. В конце первого действия Полина Кутепова, обжигаясь, глотает чай под песню Алексея Хвостенко «Конь унёс любимого» и жутковато хохочет, размазывая помаду по лицу.
Три женских возраста в спектакле явно неспроста, как и то, что мужчины здесь явно лишь тени. Но тени, без которых и женщин нет: когда время на сцене вдруг начинает расплываться и сестры Кутеповы движутся, как в замедленной съемке, они оказываются куклами, каждым движением которых управляют шестеро мужчин. Вообще их танцы это какие-то танцы жизни со смертью. Все течение жизни, со взаимным притяжением и враньем, непримиримой любовью и невыносимой легкостью трюков лишь колесо танцев, которые катятся куда-то туда. Взгляд на М и Ж сквозь эти танцы взгляд фаталиста, взгляд самца богомола, замершего после спаривания в ожидании, когда самка его съест. При всем многообразии женских архетипов, при всей их вечной жертвенности все они танцуют по жизни в сторону той самой тетеньки: и «спасибо за рыбу, Максим» звучит как «не забывай того, ради чего мы страдали». Но дальше челюсти хрясть. Куда ж они друг без друга. Завораживают, аж жуть.
Мелодий в спектакле множество, самых разных, внезапных от Генделя до группы «Аукцыон». Блестящая сцена когда под «Яблочко» изящные актрисы пускаются вприсядку на манер солистов таких-то краснознаменных ансамблей. «Поматросить» под «Яблочко» вот чего так не хватало Мадлен Джабраиловой, Полине и Ксении Кутеповым: у них это вышло просто прекрасно. Как и стажерок Ирины Горбачевой, Серафимы Огарёвой и Екатерины Смирновой, конечно Или танец ножек, оставшихся вдруг без своих хозяев (тех скрыли длинной черной шторкой). Да, и еще этот тип с черными кудрями и на каблучках явно напоминающий Цискаридзе.
А в коротком втором действии «шлюхи» в бальных платьях и «матросы» в смокингах танцуют под музыку Вивальди. Каждый готов любить, отдаться или сожрать другого, но каждый ехидно танцует свое, а все вместе оказываются оркестром. Все вполне в соответствии с философией «фоменок».
Надо бы спросить ну и куда вытанцовывает театр такими пластическими па? Да вытанцует, никуда не денется. Моряки и шлюхи безделица? Может, и так но безделица явно не лишняя. Вензель хитрый и со смыслом.
Игорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Серафима Огарёва: «Я с детства знала, на что шла»Мария Михайлова, «Театрал», 07.2021
- Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Серафима удачливаяЖанна Потоцкая , «Предгорье-online», 27.08.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011