Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»
Молодая звезда Мастерской Петра Фоменко, модель и актриса кино рассказала «ВД» о своем пути на сцену и последних впечатлениях в театре.
Серафима, помнишь свое первое театральное впечатление?
Я росла в театральной среде. Моя мама — актриса, а папа — режиссер Александр Огарев, ученик Анатолия Васильева. Первое впечатление — это Тольятти, театр «Колесо». Я смотрела на родителей на сцене и гордилась, потому что они там, на возвышении и мои (улыбается) Потом была Москва, спектакли Васильева. Первый, который увидела, назывался «Пушкинский утренник». Он до сих пор идет в Школе драматического искусства. Помню, я не хотела идти, думала про себя «стихи? Пушкин? Скука…». Но пошла. И открыла для себя мир взрослых, которые могут играть как дети, и всем от этого хорошо. Мы тогда жили на Поварской, в коммунальной квартире. Наверное, это было очень сложное время для родителей. А для нас, детей — очень счастливое. Как-то раз отец посадил меня с братом на шкаф, и нам так понравилось на этом шкафу, что мы организовали там свое первое выступление. Развесили по коммуналке объявления, а потом пели какие-то песни. Имели большой успех. Успех мне очень понравился (смеется). С того дня представления стали регулярными. Мы с моей и сейчас близкой подругой Аней Зайковой придумывали кукольные, драматические и танцевальные постановки для соседей. Как же после такого не поступать в театральный?
В школе наверняка, была театральная студия?
Я все время пыталась пойти в какую-нибудь театральную студию, но с моим приходом они закрывались… или что-то другое случалось. Один раз это была студия Андрея Казакова. Артиста Мастерской Фоменко. А вспомнила я именно ее, потому как тогда мне впервые удалось выйти на сцену Театра Фоменко. В Мастерской есть традиция — 30 декабря артисты театра играют сказку для «своих» детей. И однажды мы тоже выступали с каким-то номером.
Дочери отца-режиссера и мамы-актрисы было легко поступить в ГИТИС?
Я поступила с первого раза. Но очень волновалась. Не верила, что смогу. Мне казалось, все вокруг дико талантливые, а я так себе. Но Олег Львович (Кудряшов — прим. Ред.) меня взял на курс, и я очень благодарна ему.
Серафима, ты была одной из «кудряшей». В чем, как думаешь, отличие выпускников его курса?
Олег Львович занимался музыкальным театром, и когда стал преподавать на режиссерском факультете, любовь к музыке никуда не делась. Он считал и считает, что настоящий актер — универсальный человек, который умеет все. В идеале и играть, и петь, и танцевать. При этом глубина проживания роли должна быть непременно. Такой взгляд мне очень близок. Чем больше ты умеешь, тем больше возможностей для выражения.
Ты всегда любила театр Фоменко?
В детстве я говорила папе, что хочу стать актрисой. Но на спектакли мне ходить вообще не нравилось. Шла, потому как папа говорил «нужно смотреть, раз в актрисы хочешь». Кода мы в 1995 году переехали в Москву, папа повел нас с братом в театр Фоменко. Спектакль назывался «Таня-Таня». Я его смотрела и не смотрела одновременно. В какой-то момент заснула (смеется). Но папе сказала, что мне понравилось. Потом уже в подростковом возрасте видела «Волки и овцы», «Войну и мир» — эти спектакли произвели на меня сильное впечатление. Но никогда не «примеряла» этот театра на себя. Ведь здесь всегда работали только ученики Петра Наумыча. Кроме того, я тогда была покорена спектаклями Анатолия Васильева. А это совершенно особый мир. Мне нравилось, что у Васильева много света, воздуха, пространства. Нравились артисты на сцене. Все красивые, неземные, возвышенные. Я очень не любила показные страдания или бытовые подробности. У Васильева в театре этого никогда не было. И я была заражена этой чистотой, юмором его спектаклей, праздником актерской игры.
Как ты оказалась среди стажеров Мастерской?
Я училась на четвертом курсе. Услышала, что кто-то из однокурсников ходил на прослушивание в театр Фоменко. При этом я опять же не рассчитывала, что меня возьмут. Было очень страшно. Это была паника. Думаю, мне помогло то, что Олег Львович нас редко хвалил. И тем самым задавал очень высокую планку.
Когда ты показывалась Петру Наумовичу, помнишь, как он реагировал, что говорил?
Я начала читать и вдруг поняла, что он смотрит не на меня, а на других студентов. Меня это очень сбило. Ведь я же тут стою, стараюсь. Подумала, что совсем не понравилась, раз он на меня даже не смотрит. В этом настроении провала прошли остальные прослушивания. Даже на последнем, когда нас осталось всего шестеро, не было уверенности, что меня взяли.
Каким ты запомнила Пера Наумовича в жизни?
Сначала Петр Наумович вызывал во мне странные ощущения. Он, например, никогда не делал замечаний. Когда мы показывали ему отрывки из спектакля «Русский человека», весь его комментарий был — «Канаты?! Потрясающе». Мы вышли и ничего понять не могли: канаты — просто часть декораций! Понравилось ли все остальное? Получается у нас или нет? Петр Наумович обладал талантом видеть вперед. Я сейчас часто вспоминаю какие-то его слова, которые на тот момент показались незначительными, а сейчас настолько актуальны для меня! Артисты театра рассказывают, что спустя много лет игры в спектакле вдруг понимают значение той или иной фразы, интонации, мизансцены от Фоменко. Но, конечно, самое поразительное — это его дар любить людей.
Что для тебя означает работать в его театре?
Как только я попала сюда, в моем сознании случился переворот. Не уверена, что могу описать, в чем он заключается. Но поменялось много в моем отношении к театру, жизни, профессии. Петр Наумович всегда говорил, что провалы дороже побед. Когда что-то не получается — это важнее, чем когда получается. Для выпускников гитиса слышать такое, по меньшей мере, странно. Но в театре это «работало». После какого-нибудь провального отрывка все не прятали глаза, а благодарили за работу. Тогда мне это было ново! И захотелось работать, захотелось показывать еще и еще. Ничего не нужно было доказывать, просто работать. Еще помню фразу Фоменко: «Тупик — лучшее состояние для актера. Колоссальное действие». Только так в человеке активизируется скрытые резервы, происходят прорывы.
Сейчас у тебя много ролей в театре (Огарева играет в спектаклях «"Дар», «Носорог», «Безумная из Шайо», «Моряки и шлюхи» и др. — прим. Ред.). Какая из них важнее?
С каждой ролью связана особая история. К примеру, спектакль «Дар». Когда я прочитала книгу Набокова, мне больше остальных понравилась образ и характер матери главного героя, Елизаветы Павловны. Но даже мысли в голове не промелькнуло, что ее могу сыграть я. То, что Евгений Борисович мне ее доверил, удивительно. Я помню еще подходила к нему, спрашивала, не ошибся ли он с распределением. Он сказал, что для него это безусловно. Это вообще черта Каменьковича-педагога, — уметь почувствовать своих актеров, вселить в них веру в себя. А еще он так ловко все поворачивает на репетициях, что кажется, что ты сам все придумал. В общем, я очень благодарна ему за такую роль, это подарок. Или спектакль «Носорог». Там участвуют основоположники театра и это особый опыт, с ними совершенно иначе выходить на сцену.
Как иначе?
Практически на физическом уровне ощутима их поддержка на сцене. Петр Наумович так воспитывал артистов, чтоб не роли игрались отдельные, а единый спектакль. Когда как бы ты не проявляешься, а отдаешь себя партнеру. С его артистами совсем не страшно это делать, я чувствую себя защищенно! Даже если забуду какой-то текст, за меня его скажут. Совсем недавно, кстати, такое произошло. Они крайне внимательны друг к другу на сцене, как мне кажется.
Тебя не смущают разговоры о том, что новые актеры Мастерской — это своеобразные «двойники» старых фоменок. Тебя, к примеру, сравнивают с Полиной Агуреевой. А когда ты стала играть ее роль Цветочницы в «Безумной из Шайо» это сравнение закрепилось.
Если такие сравнения есть, мне совершенно необидно, наоборот — это комплимент. Я очень люблю артисток нашего театра, пересматриваю спектакли, учусь у них. Хотя главное, чему у них можно научиться, — это умению раскрывать и сохранять свою природу, свой взгляд на мир. Они все такие разные, и в этом сила.
Есть мнение, что мир фоменок — закрытый мир. Кино и сериалы в него не вписываются. Артист театра Фоменко всегда в первую очередь артист театра Фоменко.
Мне никогда не приходилось отпрашиваться у Петра Наумовича на съемки. Но я слышала, что он всегда всех отпускал. Хотя и делал это с грустью. Он понимал, что нужно зарабатывать деньги. Мне вообще кажется, что у него все делали, что хотели. Эта свобода, я думаю, и сплотила его людей. Никто не хотел уходить.
Я слышала, ты снималась у Тодоровского в «Стилягах».
Это не совсем так. Олег Глушков, один моих учителей, работал «Стилягах», ставил танцы. Когда нужна была массовка, он позвал весь наш и не только наш курс. Так что я появляюсь в кадре в размытом виде ровно на долю секунды. С другой стороны, ладно, пусть говорят. Почему нет (смеется). А вообще мир кино для меня — загадочный мир, которого я особо не знаю. Я снималась мало.
С какими режиссерами ты бы хотела поработать?
В кино не знаю. А в театре… Я давно мечтаю давно поработать со своим папой. Теперь у меня есть какие-то свои знания, а у него — огромный опыт. Мне кажется, у нас может получиться что-то интересное. Пока у каждого из нас много работы. Но когда-нибудь обязательно, я уверена.
Как в твоей жизни возник модельный бизнес?
Это был еще в школе, в которой мне было страшно скучно. Однажды знакомый посоветовал попробовать свои силы в качестве модели. И я подумала, почему нет.
Ты считала себя красивой?
Когда я пришла в модельное агенство, точно нет. Вокруг были такие красивые женщины, с укладками, мейк-апом, высоченные, ухоженные, в красивой стильной одежде. Я чувствовала себя гадким утенком, засматривалась на этих богинь. У меня же было пару кофт в школу ходить. И вдруг передо мной открылся другой мир.
Что случилось потом?
Я работала в Японии, Корее, Гонконге. Увидела мир. Научилась общаться на английском языке. Больше всего скучаю по Японии. Обожаю эту страну. Все мои друзья знают, что в любом разговоре я обязательно скажу «а вот в Японии» (смеется). Я рада, что это было в моей жизни. Но потом какой-то момент мне стало скучно. Я не умею делать одно и то же по указке. Не люблю, когда все расписано. При этом ничего нового, никакого творческого начала твоего лично в этом нет. Я себе не принадлежу.
Ты часто бываешь в театре как зритель?
Стараюсь смотреть, что происходит в театральной Москве. Была на спектакле «Волк» по Аксенову в ГИТИСе. Режиссер – мой педагог по речи Светлана Васильевна Землякова.Но для меня, и я думаю для всех студентов, она безусловно педагог по мастерству. Просто речь и слово — это основа. Сегодня мало кто в театре занимается словом, что очень странно. Идут не от материала, а от себя. Используют его, как средство самовыражения. Мне кажется, этим режиссеры сильно себя обедняют. Светлана Васильевна любит автора и артистов. Еще она в «Практике» недавно поставила спектакль «Петр и Феврония». Тоже в меня попала эта ее работа. Всем рекомендую.
Как ты отдыхаешь?
Не могу отдыхать пассивно. Мне важно что-то делать. Так что, если вдруг я оказываюсь свободна от театра, иду гулять с друзьями, в кино, кататься на роликах, коньках. Люблю бывать на выставках. Последняя, которая меня впечатлила, — ретроспектива работ Зинаиды Серебряковой. Очень люблю эту художницу.
Серафима, помнишь свое первое театральное впечатление?
Я росла в театральной среде. Моя мама — актриса, а папа — режиссер Александр Огарев, ученик Анатолия Васильева. Первое впечатление — это Тольятти, театр «Колесо». Я смотрела на родителей на сцене и гордилась, потому что они там, на возвышении и мои (улыбается) Потом была Москва, спектакли Васильева. Первый, который увидела, назывался «Пушкинский утренник». Он до сих пор идет в Школе драматического искусства. Помню, я не хотела идти, думала про себя «стихи? Пушкин? Скука…». Но пошла. И открыла для себя мир взрослых, которые могут играть как дети, и всем от этого хорошо. Мы тогда жили на Поварской, в коммунальной квартире. Наверное, это было очень сложное время для родителей. А для нас, детей — очень счастливое. Как-то раз отец посадил меня с братом на шкаф, и нам так понравилось на этом шкафу, что мы организовали там свое первое выступление. Развесили по коммуналке объявления, а потом пели какие-то песни. Имели большой успех. Успех мне очень понравился (смеется). С того дня представления стали регулярными. Мы с моей и сейчас близкой подругой Аней Зайковой придумывали кукольные, драматические и танцевальные постановки для соседей. Как же после такого не поступать в театральный?
В школе наверняка, была театральная студия?
Я все время пыталась пойти в какую-нибудь театральную студию, но с моим приходом они закрывались… или что-то другое случалось. Один раз это была студия Андрея Казакова. Артиста Мастерской Фоменко. А вспомнила я именно ее, потому как тогда мне впервые удалось выйти на сцену Театра Фоменко. В Мастерской есть традиция — 30 декабря артисты театра играют сказку для «своих» детей. И однажды мы тоже выступали с каким-то номером.
Дочери отца-режиссера и мамы-актрисы было легко поступить в ГИТИС?
Я поступила с первого раза. Но очень волновалась. Не верила, что смогу. Мне казалось, все вокруг дико талантливые, а я так себе. Но Олег Львович (Кудряшов — прим. Ред.) меня взял на курс, и я очень благодарна ему.
Серафима, ты была одной из «кудряшей». В чем, как думаешь, отличие выпускников его курса?
Олег Львович занимался музыкальным театром, и когда стал преподавать на режиссерском факультете, любовь к музыке никуда не делась. Он считал и считает, что настоящий актер — универсальный человек, который умеет все. В идеале и играть, и петь, и танцевать. При этом глубина проживания роли должна быть непременно. Такой взгляд мне очень близок. Чем больше ты умеешь, тем больше возможностей для выражения.
Ты всегда любила театр Фоменко?
В детстве я говорила папе, что хочу стать актрисой. Но на спектакли мне ходить вообще не нравилось. Шла, потому как папа говорил «нужно смотреть, раз в актрисы хочешь». Кода мы в 1995 году переехали в Москву, папа повел нас с братом в театр Фоменко. Спектакль назывался «Таня-Таня». Я его смотрела и не смотрела одновременно. В какой-то момент заснула (смеется). Но папе сказала, что мне понравилось. Потом уже в подростковом возрасте видела «Волки и овцы», «Войну и мир» — эти спектакли произвели на меня сильное впечатление. Но никогда не «примеряла» этот театра на себя. Ведь здесь всегда работали только ученики Петра Наумыча. Кроме того, я тогда была покорена спектаклями Анатолия Васильева. А это совершенно особый мир. Мне нравилось, что у Васильева много света, воздуха, пространства. Нравились артисты на сцене. Все красивые, неземные, возвышенные. Я очень не любила показные страдания или бытовые подробности. У Васильева в театре этого никогда не было. И я была заражена этой чистотой, юмором его спектаклей, праздником актерской игры.
Как ты оказалась среди стажеров Мастерской?
Я училась на четвертом курсе. Услышала, что кто-то из однокурсников ходил на прослушивание в театр Фоменко. При этом я опять же не рассчитывала, что меня возьмут. Было очень страшно. Это была паника. Думаю, мне помогло то, что Олег Львович нас редко хвалил. И тем самым задавал очень высокую планку.
Когда ты показывалась Петру Наумовичу, помнишь, как он реагировал, что говорил?
Я начала читать и вдруг поняла, что он смотрит не на меня, а на других студентов. Меня это очень сбило. Ведь я же тут стою, стараюсь. Подумала, что совсем не понравилась, раз он на меня даже не смотрит. В этом настроении провала прошли остальные прослушивания. Даже на последнем, когда нас осталось всего шестеро, не было уверенности, что меня взяли.
Каким ты запомнила Пера Наумовича в жизни?
Сначала Петр Наумович вызывал во мне странные ощущения. Он, например, никогда не делал замечаний. Когда мы показывали ему отрывки из спектакля «Русский человека», весь его комментарий был — «Канаты?! Потрясающе». Мы вышли и ничего понять не могли: канаты — просто часть декораций! Понравилось ли все остальное? Получается у нас или нет? Петр Наумович обладал талантом видеть вперед. Я сейчас часто вспоминаю какие-то его слова, которые на тот момент показались незначительными, а сейчас настолько актуальны для меня! Артисты театра рассказывают, что спустя много лет игры в спектакле вдруг понимают значение той или иной фразы, интонации, мизансцены от Фоменко. Но, конечно, самое поразительное — это его дар любить людей.
Что для тебя означает работать в его театре?
Как только я попала сюда, в моем сознании случился переворот. Не уверена, что могу описать, в чем он заключается. Но поменялось много в моем отношении к театру, жизни, профессии. Петр Наумович всегда говорил, что провалы дороже побед. Когда что-то не получается — это важнее, чем когда получается. Для выпускников гитиса слышать такое, по меньшей мере, странно. Но в театре это «работало». После какого-нибудь провального отрывка все не прятали глаза, а благодарили за работу. Тогда мне это было ново! И захотелось работать, захотелось показывать еще и еще. Ничего не нужно было доказывать, просто работать. Еще помню фразу Фоменко: «Тупик — лучшее состояние для актера. Колоссальное действие». Только так в человеке активизируется скрытые резервы, происходят прорывы.
Сейчас у тебя много ролей в театре (Огарева играет в спектаклях «"Дар», «Носорог», «Безумная из Шайо», «Моряки и шлюхи» и др. — прим. Ред.). Какая из них важнее?
С каждой ролью связана особая история. К примеру, спектакль «Дар». Когда я прочитала книгу Набокова, мне больше остальных понравилась образ и характер матери главного героя, Елизаветы Павловны. Но даже мысли в голове не промелькнуло, что ее могу сыграть я. То, что Евгений Борисович мне ее доверил, удивительно. Я помню еще подходила к нему, спрашивала, не ошибся ли он с распределением. Он сказал, что для него это безусловно. Это вообще черта Каменьковича-педагога, — уметь почувствовать своих актеров, вселить в них веру в себя. А еще он так ловко все поворачивает на репетициях, что кажется, что ты сам все придумал. В общем, я очень благодарна ему за такую роль, это подарок. Или спектакль «Носорог». Там участвуют основоположники театра и это особый опыт, с ними совершенно иначе выходить на сцену.
Как иначе?
Практически на физическом уровне ощутима их поддержка на сцене. Петр Наумович так воспитывал артистов, чтоб не роли игрались отдельные, а единый спектакль. Когда как бы ты не проявляешься, а отдаешь себя партнеру. С его артистами совсем не страшно это делать, я чувствую себя защищенно! Даже если забуду какой-то текст, за меня его скажут. Совсем недавно, кстати, такое произошло. Они крайне внимательны друг к другу на сцене, как мне кажется.
Тебя не смущают разговоры о том, что новые актеры Мастерской — это своеобразные «двойники» старых фоменок. Тебя, к примеру, сравнивают с Полиной Агуреевой. А когда ты стала играть ее роль Цветочницы в «Безумной из Шайо» это сравнение закрепилось.
Если такие сравнения есть, мне совершенно необидно, наоборот — это комплимент. Я очень люблю артисток нашего театра, пересматриваю спектакли, учусь у них. Хотя главное, чему у них можно научиться, — это умению раскрывать и сохранять свою природу, свой взгляд на мир. Они все такие разные, и в этом сила.
Есть мнение, что мир фоменок — закрытый мир. Кино и сериалы в него не вписываются. Артист театра Фоменко всегда в первую очередь артист театра Фоменко.
Мне никогда не приходилось отпрашиваться у Петра Наумовича на съемки. Но я слышала, что он всегда всех отпускал. Хотя и делал это с грустью. Он понимал, что нужно зарабатывать деньги. Мне вообще кажется, что у него все делали, что хотели. Эта свобода, я думаю, и сплотила его людей. Никто не хотел уходить.
Я слышала, ты снималась у Тодоровского в «Стилягах».
Это не совсем так. Олег Глушков, один моих учителей, работал «Стилягах», ставил танцы. Когда нужна была массовка, он позвал весь наш и не только наш курс. Так что я появляюсь в кадре в размытом виде ровно на долю секунды. С другой стороны, ладно, пусть говорят. Почему нет (смеется). А вообще мир кино для меня — загадочный мир, которого я особо не знаю. Я снималась мало.
С какими режиссерами ты бы хотела поработать?
В кино не знаю. А в театре… Я давно мечтаю давно поработать со своим папой. Теперь у меня есть какие-то свои знания, а у него — огромный опыт. Мне кажется, у нас может получиться что-то интересное. Пока у каждого из нас много работы. Но когда-нибудь обязательно, я уверена.
Как в твоей жизни возник модельный бизнес?
Это был еще в школе, в которой мне было страшно скучно. Однажды знакомый посоветовал попробовать свои силы в качестве модели. И я подумала, почему нет.
Ты считала себя красивой?
Когда я пришла в модельное агенство, точно нет. Вокруг были такие красивые женщины, с укладками, мейк-апом, высоченные, ухоженные, в красивой стильной одежде. Я чувствовала себя гадким утенком, засматривалась на этих богинь. У меня же было пару кофт в школу ходить. И вдруг передо мной открылся другой мир.
Что случилось потом?
Я работала в Японии, Корее, Гонконге. Увидела мир. Научилась общаться на английском языке. Больше всего скучаю по Японии. Обожаю эту страну. Все мои друзья знают, что в любом разговоре я обязательно скажу «а вот в Японии» (смеется). Я рада, что это было в моей жизни. Но потом какой-то момент мне стало скучно. Я не умею делать одно и то же по указке. Не люблю, когда все расписано. При этом ничего нового, никакого творческого начала твоего лично в этом нет. Я себе не принадлежу.
Ты часто бываешь в театре как зритель?
Стараюсь смотреть, что происходит в театральной Москве. Была на спектакле «Волк» по Аксенову в ГИТИСе. Режиссер – мой педагог по речи Светлана Васильевна Землякова.Но для меня, и я думаю для всех студентов, она безусловно педагог по мастерству. Просто речь и слово — это основа. Сегодня мало кто в театре занимается словом, что очень странно. Идут не от материала, а от себя. Используют его, как средство самовыражения. Мне кажется, этим режиссеры сильно себя обедняют. Светлана Васильевна любит автора и артистов. Еще она в «Практике» недавно поставила спектакль «Петр и Феврония». Тоже в меня попала эта ее работа. Всем рекомендую.
Как ты отдыхаешь?
Не могу отдыхать пассивно. Мне важно что-то делать. Так что, если вдруг я оказываюсь свободна от театра, иду гулять с друзьями, в кино, кататься на роликах, коньках. Люблю бывать на выставках. Последняя, которая меня впечатлила, — ретроспектива работ Зинаиды Серебряковой. Очень люблю эту художницу.
«Ваш досуг», 3.06.2014
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Серафима Огарёва: «Я с детства знала, на что шла»Мария Михайлова, «Театрал», 07.2021
- Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Серафима удачливаяЖанна Потоцкая , «Предгорье-online», 27.08.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011