Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!
Лыжи, купленные летом, «Пепси» и «Фанта», принесенные родителями с открытия Московской Олимпиады, старая сталинка в центре, роллеры и скейтбордисты, наркотики и транс-музыка – путешествие из конца 1970 до наших дней предлагает зрителям Мастерской Петра Фоменко актер Евгений Цыганов, дебютировавший в роли режиссера премьерой спектакля по пьесе Ольги Мухиной «Олимпия».
Давний друг фоменок, драматург Оля Мухина написала «Олимпию» специально для Мастерской за 7 месяцев. Получился рассказ о поколении тех, кто катался на роликах в Александровском саду, кто помнит открытие Макдака на Пушкинской, чьи родители ходили к Белому дому, а потом, потеряв работу, грузили мешки в Чертаново. Впервые «Олимпию» публике представили на фестивале молодой драматургии «Любимовка» в прошлом году, а в ноябре стало известно, что поставить «Олимпию» решил актер Евгений Цыганов.
Среди актеров спектактя – как недавние стажеры театра, Иван Вакуленко, Серафима Огарева и Мария Андреева (это их герои катались на роликах в Александровском саду), так и представители первого поколения фоменок Тагир Рахимов и Томас Моцкус. А особенной радостью зрителей стала роль бабушки главного героя, Алеши, в исполнении Екатерины Васильевой, крайне редко выходящей на сцену.
Тем не менее, несмотря на прекрасный актерский ансамбль (одна из удач которого – тройка бывших стажеров и работа Ивана Вакуленко в роли Алеши), спектакль получился слишком неровный. Набирающая ход во многом за счет уместного легкого дыхания фоменок в 70-ых и 80-ых работа начинает сильно пробуксовывать в 90-х. Сценография постановки, возможно, из-за двойного авторства (Владимир Максимов и Егор Федоричев) не работает на единую конструкцию. И как результат пока «Олимпия» распадается на отдельные сцены. Удачные в моменты, когда пьеса открывается ключами фоменковской вневременной искренности. Неудачные, когда на первый план выходят попытки передать общий контекст времени, оборачивающиеся некой приблизительностью – приблизительные танки в Москве, приблизительные мешки с белым порошком, которые грузит отец главного героя, приблизительная транс-дискотека начала нулевых. Ирреальный белый конь, который впервые является главному герою, Алеше, под наркотическим кайфом, усиливает эту приблизительность. Ее очевидность становится особенно ощутимой на фоне детально прорисованных сцен, когда на первом плане оказывается личное и даже бытовое, превращающееся во вневременное, засоленные еще в первый путч огурцы, первая ночь с любимой девочкой в то время, когда по Москве идут танки, ссорящиеся из-за ревности отца к Джо Дассену родители, бабушка Алеши, надеющаяся дожить до царя в 2017 году.
Одна из удач спектакля финал первого акта под “Show must go on”, когда на пустой сцене обнимают друг друга вчерашние дети Алеша и Катя, подруга Алешиной девушки, Ларисы, а в это время почти по-чеховски рушится мир. И искать свое место в новом мире им будет непросто – потрепанный девяностыми Алеша все-таки взойдет на свою гору, Лариса уйдет от Алеши и потом улетит с моста, Катя выйдет замуж за Алешиного тренера и родит ему двух детей – каждый пойдет своим путем. Жаль, что искания героев во втором акте уже почему-то не трогают, а финал, несмотря на оригинальное визуальное решение, кажется натянутым и оставляет ощущение избыточности и желания другой точки, которая могла бы стоять чуть раньше и казаться многоточием.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ:
Евгений Цыганов, режиссер постановки:
Пьеса написана год назад, до нас не ставилась нигде. На «Любимовке» «Олимпию» представляли не артисты «Мастерской Фоменко». Пьеса эта сложная, про период жизни страны с 1970-х до наших дней. Конечно, каждый будет оценивать сам, но, мне кажется, это редкая история и редкая пьеса, потому что драматургических произведений много, но все равно мы рассказываем про день сегодняшний материалом, написанным сто и двести лет назад. А здесь есть возможность поговорить о человеческих судьбах драматической историей о том, что происходило с нашим поколением, с теми людьми, которые сейчас живут.
Чем Вас привлекла драматургия Ольги Мухиной?
Оля драматург поэтический, возможно, с точки зрения исторической правды с этой историей можно спорить, потому что это впечатления Мухиной, ее опыт, который она перенесла на бумагу. Мне нравится, как Оля пишет и как написана эта история. Наверно, мы представляем все равно какое-то свое ее прочтение, но в «Олимпии» поменялось не много. И, я надеюсь, что наша постановка пьесы не будет единственной, что будут другие, чем снимаю с себя переживание по поводу волнения автора с желанием, чтобы получилось как-то безусловно.
Вообще сейчас сложно отыскивать материал?
Я же не режиссер. У меня были предложения, были истории, которые мы начинали делать и наверняка закончим. Эта история возникла так: у нас на глазах была написана пьеса, прошел год – и вот уже премьера. Мне кажется, это какая-то интересная история.
Прошлая премьера театра, «Гиганты горы», была поставлена Евгением Каменьковичем в соавторстве с актрисой Полиной Агуреевой, сейчас – Ваш режиссерский дебют. Вы планируете развиваться в сторону режиссуры?
Не знаю, честно говоря. У нас с планированием как-то не очень, делаем то, что у нас возникает. Было бы сложно, к примеру, планировать постановку Мухиной, чья пьеса появилась на днях. Она возникла. И теперь есть. Возможно, возникнут еще какие-то истории, от которых просто невозможно будет отказаться.
За молодой драматургией следите?
Наверно, слежу. Хожу в театр, смотрю какие-то спектакли. Пьесы с «Любимовки», возможно, почитаю…
Давний друг фоменок, драматург Оля Мухина написала «Олимпию» специально для Мастерской за 7 месяцев. Получился рассказ о поколении тех, кто катался на роликах в Александровском саду, кто помнит открытие Макдака на Пушкинской, чьи родители ходили к Белому дому, а потом, потеряв работу, грузили мешки в Чертаново. Впервые «Олимпию» публике представили на фестивале молодой драматургии «Любимовка» в прошлом году, а в ноябре стало известно, что поставить «Олимпию» решил актер Евгений Цыганов.
Среди актеров спектактя – как недавние стажеры театра, Иван Вакуленко, Серафима Огарева и Мария Андреева (это их герои катались на роликах в Александровском саду), так и представители первого поколения фоменок Тагир Рахимов и Томас Моцкус. А особенной радостью зрителей стала роль бабушки главного героя, Алеши, в исполнении Екатерины Васильевой, крайне редко выходящей на сцену.
Тем не менее, несмотря на прекрасный актерский ансамбль (одна из удач которого – тройка бывших стажеров и работа Ивана Вакуленко в роли Алеши), спектакль получился слишком неровный. Набирающая ход во многом за счет уместного легкого дыхания фоменок в 70-ых и 80-ых работа начинает сильно пробуксовывать в 90-х. Сценография постановки, возможно, из-за двойного авторства (Владимир Максимов и Егор Федоричев) не работает на единую конструкцию. И как результат пока «Олимпия» распадается на отдельные сцены. Удачные в моменты, когда пьеса открывается ключами фоменковской вневременной искренности. Неудачные, когда на первый план выходят попытки передать общий контекст времени, оборачивающиеся некой приблизительностью – приблизительные танки в Москве, приблизительные мешки с белым порошком, которые грузит отец главного героя, приблизительная транс-дискотека начала нулевых. Ирреальный белый конь, который впервые является главному герою, Алеше, под наркотическим кайфом, усиливает эту приблизительность. Ее очевидность становится особенно ощутимой на фоне детально прорисованных сцен, когда на первом плане оказывается личное и даже бытовое, превращающееся во вневременное, засоленные еще в первый путч огурцы, первая ночь с любимой девочкой в то время, когда по Москве идут танки, ссорящиеся из-за ревности отца к Джо Дассену родители, бабушка Алеши, надеющаяся дожить до царя в 2017 году.
Одна из удач спектакля финал первого акта под “Show must go on”, когда на пустой сцене обнимают друг друга вчерашние дети Алеша и Катя, подруга Алешиной девушки, Ларисы, а в это время почти по-чеховски рушится мир. И искать свое место в новом мире им будет непросто – потрепанный девяностыми Алеша все-таки взойдет на свою гору, Лариса уйдет от Алеши и потом улетит с моста, Катя выйдет замуж за Алешиного тренера и родит ему двух детей – каждый пойдет своим путем. Жаль, что искания героев во втором акте уже почему-то не трогают, а финал, несмотря на оригинальное визуальное решение, кажется натянутым и оставляет ощущение избыточности и желания другой точки, которая могла бы стоять чуть раньше и казаться многоточием.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ:
Евгений Цыганов, режиссер постановки:
Пьеса написана год назад, до нас не ставилась нигде. На «Любимовке» «Олимпию» представляли не артисты «Мастерской Фоменко». Пьеса эта сложная, про период жизни страны с 1970-х до наших дней. Конечно, каждый будет оценивать сам, но, мне кажется, это редкая история и редкая пьеса, потому что драматургических произведений много, но все равно мы рассказываем про день сегодняшний материалом, написанным сто и двести лет назад. А здесь есть возможность поговорить о человеческих судьбах драматической историей о том, что происходило с нашим поколением, с теми людьми, которые сейчас живут.
Чем Вас привлекла драматургия Ольги Мухиной?
Оля драматург поэтический, возможно, с точки зрения исторической правды с этой историей можно спорить, потому что это впечатления Мухиной, ее опыт, который она перенесла на бумагу. Мне нравится, как Оля пишет и как написана эта история. Наверно, мы представляем все равно какое-то свое ее прочтение, но в «Олимпии» поменялось не много. И, я надеюсь, что наша постановка пьесы не будет единственной, что будут другие, чем снимаю с себя переживание по поводу волнения автора с желанием, чтобы получилось как-то безусловно.
Вообще сейчас сложно отыскивать материал?
Я же не режиссер. У меня были предложения, были истории, которые мы начинали делать и наверняка закончим. Эта история возникла так: у нас на глазах была написана пьеса, прошел год – и вот уже премьера. Мне кажется, это какая-то интересная история.
Прошлая премьера театра, «Гиганты горы», была поставлена Евгением Каменьковичем в соавторстве с актрисой Полиной Агуреевой, сейчас – Ваш режиссерский дебют. Вы планируете развиваться в сторону режиссуры?
Не знаю, честно говоря. У нас с планированием как-то не очень, делаем то, что у нас возникает. Было бы сложно, к примеру, планировать постановку Мухиной, чья пьеса появилась на днях. Она возникла. И теперь есть. Возможно, возникнут еще какие-то истории, от которых просто невозможно будет отказаться.
За молодой драматургией следите?
Наверно, слежу. Хожу в театр, смотрю какие-то спектакли. Пьесы с «Любимовки», возможно, почитаю…
Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Серафима Огарёва: «Я с детства знала, на что шла»Мария Михайлова, «Театрал», 07.2021
- Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Серафима удачливаяЖанна Потоцкая , «Предгорье-online», 27.08.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011