На бога надейся
«Олимпия» Оли Мухиной в «Мастерской Петра Фоменко»
«Мастерская Петра Фоменко» ищет свое место, на мой взгляд, мучительно, но иначе и быть не может. Тенденцией становятся пробы пера – режиссерские опыты ведущих актеров театра. И даже какая-то преемственность в этом подчеркивается, поскольку первый спектакль «Театральный роман», вышедший после ухода Фоменко, был в четыре руки сделан Кириллом Пироговым и самим Фоменко. Он же восстанавливал «Безумную из Шайо». Из последних по времени премьер «Гиганты горы» – это плод совместных усилий Евгения Каменьковича и Полины Агуреевой, «Руслан и Людмила» – постановка Михаила Крылова – при художественном руководстве Каменьковича, а «Олимпия» – самостоятельная работа Евгения Цыганова. Так примерно в «Современнике» сам Ефремов, а потом пришедшая ему на смену Галина Волчек подталкивали актеров к занятиям режиссурой: там ставили Евстигнеев, Сергачев, Кваша, Табаков, Толмачева, Фролов. В этом был еще и дух «Современника», а теперь складывается впечатление, что эти пробы важны для самоощущения «Мастерской Петра Фоменко». Какие мы? Такие мы.
«Мастерскую Петра Фоменко» можно назвать первооткрывателем драматургии Мухиной: много лет назад на фестивале молодой драматургии «Любимовка», который тогда еще проходил в самом имении Станиславского, в легендарном павильоне, который Константин Сергеевич построил для Парижской выставки, «фоменки» разыграли прославившую Мухину «Таню-Таню», которую потом, спустя какое-то время, в театре поставил сам Фоменко. Для Каменьковича имя Мухиной – чуть ли не из важнейших. Он ставил в МХТ ее пьесу «Ю», в ГИТИСе со студентами – «Летит», в одном из интервью рассказал: «Первое мое деяние как начальника было заказ пьесы Оле Мухиной».
Эта пьеса – «Олимпия». С самого начала было известно, что ставить ее будет Евгений Цыганов, до того, в позапрошлом году, сыгравший одну из главных ролей в фильме по пьесе Мухиной «Летит».
Жанр пьесы, обозначенный автором – «сказка сказок», а выполнена она, подобно другим драматическим сочинениям Оли Мухиной, как пьеса с картинками, которые автор сама подбирает к своим текстам. Первое посвящение – «Тем, кто катался на роликах в Александровском саду в 1991–1992 годах», второе – Лени Рифеншталь, красивой женщине и режиссеру знаменитых фильмов «Триумф воли» и как раз «Олимпии» – об Олимпиаде в Берлине 1936 года. «Олимпия» Мухиной про Олимпиаду в Москве 1980 года рассказывает между прочим, поскольку пьеса галопом пробегает по «европам» российской истории последних 40 лет, с 1975 по 2014 год, хотя написана была в прошлом, 2013-м, тогда же впервые представлена на «Любимовке», уже в Москве.
Мухина, как справедливо заметил Каменькович, «всегда пишет поэзию в прозе», так что поэтический сюжет, рифмы метафор если не важнее, то уж точно дороги автору не меньше, чем ясность и последовательность развития сюжетных линий. Вот и в премьере «Мастерской…» больше красоты, песен и театрального дыма, чем понимания, кто с кем, а тем более почему. Отдельные удачные, вызывающие смех и даже аплодисменты диалоги тут же растворяются в театральном дыму и метафорическом тумане. Лыжник (так он обозначен и в пьесе, и в программке) Алеша Стечкин (Иван Вакуленко) и Токарева Лариса (Серафима Огарева) очень хорошо катаются на роликах и на роликовой доске, и временами кажется, режиссер не в силах отказать себе и им в удовольствии еще раз прокатиться по сцене.
Время то входит в сюжет не спросясь и располагается, занимает центральное место, то отступает почти на поля сюжета, создавая особую драматургию, этакие качели – туда-сюда. То тот путч, то этот. А до того – 75-й, 80-й…
«А Л Ё Ш А. По телевизору показывают Брежнева, звучит советский гимн. Мы с бабушкой встаем перед телевизором и я плачу. Оба плачем. Я не понимаю, что происходит в моем сердце под эту музыку, но это точно из-за нее. Я так люблю свою Родину, я так люблю свою маму, папу и бабушку, что слезы льются из глаз. Слезы абсолютного счастья. Мы с бабушкой обнимаемся, вытираем друг другу лица. Олимпийский огонь, стадион, стон толпы, триумф спорта, нет радости больше. Спорт, спорт, спорт – стучит мое сердце, поет София Ротару:
Старт, рывок и финиш золотой
Ты упал за финишной чертой
Ты на целый миг быстрее всех
Мир, застыв, глядит на твой успех…»
– зал с удовольствием проникается этими ностальгическими подробностями и мелодиями песен то Пугачевой, то Дассена. «Старики»-«фоменки» выходят, чтобы дать мастер-класс игры в ярком эпизоде, как это делает Тагир Рахимов в нескольких диалогах своего героя, генерала Токарева: теперь, сдается мне, фраза о том, что Стечкин с Токаревым дружить не могут, заживет отдельно от пьесы, спустившись со сцены в жизнь.
Но самый большой успех выпадает на долю приглашенной звезды, которая в роли бабушки временами, хотя, как будто и тушуя свою, памятную по старым своим ролям яркую актерскую манеру, неминуемо оказывается в роли бенефициантки. Такова ее роль, таковы исторические реплики, порой кажется, будто бы специально написанные на Екатерину Васильеву, с учетом ее известного всем богоискательства и нынешнего церковного служения:
«Б А Б У Ш К А. Всё вокруг денег.
М А М А. Вы многого не знаете.
Б А Б У Ш К А. Главное, оно всегда одинаково. Только людей жалко, очень людей жалко».
И срывая заслуженные аплодисменты:
«Б А Б У Ш К А. Я вот сейчас расскажу тебе одну сказку: хочешь верь, а хочешь нет. Но говорят, что через сто лет после революции, то есть в 2017 году, будет в России царь. И не какой-нибудь, а богом поставленный, из Романовых, по материнской линии.
М А М А. Ну что вы такое говорите, Вера Ивановна, тут такое творится, а вы опять со своими сказками. Это же несерьезно.
Б А Б У Ш К А. А вот поживем – увидим, вот только дожить бы, до 2017-го, хоть бы одним глазком посмотреть».
Дожили. И в общем, слава тебе, Господи!
«Мастерскую Петра Фоменко» можно назвать первооткрывателем драматургии Мухиной: много лет назад на фестивале молодой драматургии «Любимовка», который тогда еще проходил в самом имении Станиславского, в легендарном павильоне, который Константин Сергеевич построил для Парижской выставки, «фоменки» разыграли прославившую Мухину «Таню-Таню», которую потом, спустя какое-то время, в театре поставил сам Фоменко. Для Каменьковича имя Мухиной – чуть ли не из важнейших. Он ставил в МХТ ее пьесу «Ю», в ГИТИСе со студентами – «Летит», в одном из интервью рассказал: «Первое мое деяние как начальника было заказ пьесы Оле Мухиной».
Эта пьеса – «Олимпия». С самого начала было известно, что ставить ее будет Евгений Цыганов, до того, в позапрошлом году, сыгравший одну из главных ролей в фильме по пьесе Мухиной «Летит».
Жанр пьесы, обозначенный автором – «сказка сказок», а выполнена она, подобно другим драматическим сочинениям Оли Мухиной, как пьеса с картинками, которые автор сама подбирает к своим текстам. Первое посвящение – «Тем, кто катался на роликах в Александровском саду в 1991–1992 годах», второе – Лени Рифеншталь, красивой женщине и режиссеру знаменитых фильмов «Триумф воли» и как раз «Олимпии» – об Олимпиаде в Берлине 1936 года. «Олимпия» Мухиной про Олимпиаду в Москве 1980 года рассказывает между прочим, поскольку пьеса галопом пробегает по «европам» российской истории последних 40 лет, с 1975 по 2014 год, хотя написана была в прошлом, 2013-м, тогда же впервые представлена на «Любимовке», уже в Москве.
Мухина, как справедливо заметил Каменькович, «всегда пишет поэзию в прозе», так что поэтический сюжет, рифмы метафор если не важнее, то уж точно дороги автору не меньше, чем ясность и последовательность развития сюжетных линий. Вот и в премьере «Мастерской…» больше красоты, песен и театрального дыма, чем понимания, кто с кем, а тем более почему. Отдельные удачные, вызывающие смех и даже аплодисменты диалоги тут же растворяются в театральном дыму и метафорическом тумане. Лыжник (так он обозначен и в пьесе, и в программке) Алеша Стечкин (Иван Вакуленко) и Токарева Лариса (Серафима Огарева) очень хорошо катаются на роликах и на роликовой доске, и временами кажется, режиссер не в силах отказать себе и им в удовольствии еще раз прокатиться по сцене.
Время то входит в сюжет не спросясь и располагается, занимает центральное место, то отступает почти на поля сюжета, создавая особую драматургию, этакие качели – туда-сюда. То тот путч, то этот. А до того – 75-й, 80-й…
«А Л Ё Ш А. По телевизору показывают Брежнева, звучит советский гимн. Мы с бабушкой встаем перед телевизором и я плачу. Оба плачем. Я не понимаю, что происходит в моем сердце под эту музыку, но это точно из-за нее. Я так люблю свою Родину, я так люблю свою маму, папу и бабушку, что слезы льются из глаз. Слезы абсолютного счастья. Мы с бабушкой обнимаемся, вытираем друг другу лица. Олимпийский огонь, стадион, стон толпы, триумф спорта, нет радости больше. Спорт, спорт, спорт – стучит мое сердце, поет София Ротару:
Старт, рывок и финиш золотой
Ты упал за финишной чертой
Ты на целый миг быстрее всех
Мир, застыв, глядит на твой успех…»
– зал с удовольствием проникается этими ностальгическими подробностями и мелодиями песен то Пугачевой, то Дассена. «Старики»-«фоменки» выходят, чтобы дать мастер-класс игры в ярком эпизоде, как это делает Тагир Рахимов в нескольких диалогах своего героя, генерала Токарева: теперь, сдается мне, фраза о том, что Стечкин с Токаревым дружить не могут, заживет отдельно от пьесы, спустившись со сцены в жизнь.
Но самый большой успех выпадает на долю приглашенной звезды, которая в роли бабушки временами, хотя, как будто и тушуя свою, памятную по старым своим ролям яркую актерскую манеру, неминуемо оказывается в роли бенефициантки. Такова ее роль, таковы исторические реплики, порой кажется, будто бы специально написанные на Екатерину Васильеву, с учетом ее известного всем богоискательства и нынешнего церковного служения:
«Б А Б У Ш К А. Всё вокруг денег.
М А М А. Вы многого не знаете.
Б А Б У Ш К А. Главное, оно всегда одинаково. Только людей жалко, очень людей жалко».
И срывая заслуженные аплодисменты:
«Б А Б У Ш К А. Я вот сейчас расскажу тебе одну сказку: хочешь верь, а хочешь нет. Но говорят, что через сто лет после революции, то есть в 2017 году, будет в России царь. И не какой-нибудь, а богом поставленный, из Романовых, по материнской линии.
М А М А. Ну что вы такое говорите, Вера Ивановна, тут такое творится, а вы опять со своими сказками. Это же несерьезно.
Б А Б У Ш К А. А вот поживем – увидим, вот только дожить бы, до 2017-го, хоть бы одним глазком посмотреть».
Дожили. И в общем, слава тебе, Господи!
Григорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Серафима Огарёва: «Я с детства знала, на что шла»Мария Михайлова, «Театрал», 07.2021
- Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Серафима удачливаяЖанна Потоцкая , «Предгорье-online», 27.08.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011