Возвращение царя в головах
У пьесы Ольги Мухиной «Олимпия» два посвящения: «Тем, кто катался на роликах в Александровском саду в 1991—92 годах» — и Лени Рифеншталь, автору фильма «Олимпия» (1936), грозной оды Берлинской олимпиаде и встающей с колен Германии. Жанр пьесы — «сказка сказок». А сюжет крайне прост: жизнь одной московской семьи от Олимпиады до Олимпиады. От 1980-го до 2014-го.
Пьесу 25-летней Оли Мухиной «Таня-Таня» Петр Фоменко поставил зимой 1996-го. «Мастерская…» еще была бездомной. Ни о новом здании театра напротив «Москва-сити» («Олимпия» идет там), ни даже о «старом», об уютной пещере переделанного кинотеатра «Пионер», еще речи не шло. (Помню: «Таню-Таню» играют в зале Поливановской гимназии на Пречистенке. Школьные стулья сдвинуты, зал забит, его колонны сияют из тьмы, юные сестры Кутеповы зачарованно чистят мандарин в луче света… Кое-где по ночам постреливают. На Моховой, в киоске у ворот МГУ, торгуют вибраторами. И все это сплавлено в Москву-1996).
В 2001-м Евгений Каменькович поставил пьесу Оли Мухиной «Ю» в МХТ им. А. П. Чехова. Потом прогремели, утвердились (или сошли со сцены) другие имена «новой драмы». Мухина молчала довольно долго. «Олимпия» написана ею в 2013 году специально для «Мастерской…». Каменькович (как известно, возглавивший театр после смерти Петра Наумовича Фоменко), говорил в интервью, когда «Олимпия» еще репетировалась: «Первое мое деяние как начальника было заказ пьесы Оле Мухиной. …При этом половина труппы все равно не воспринимает эту ее работу».
Спектакль поставил Евгений Цыганов — актер не только «Оттепели» Валерия Тодоровского, но и «Мастерской…». Это его режиссерский дебют. В роли бабушки Веры Ивановны — Екатерина Васильева. Героиня ее очень отличается, скажем, от статс-дамы Эмилии в «Обыкновенном чуде». Элегантность, экстравагантность, породистая нервная пластика сброшены актрисой, как прекрасный, но изношенный плащ 1970—1980-х. Остались суть и стать. Не твердость характера: а неизносимая мягкость его. Мягкость текучей воды, которая камень точит и тем пробивает дорогу в скалах. На это, вестимо, у воды уходят века.
Эта текучая вода, «вечная Москва-река», бегущая мимо окон семьи Стечкиных, — главный символ «Олимпии». Все прошли: Тохтамыш, Бонапарт, Берия, кольчуги, кожанки, малиновые пиджаки. А река течет.
Зачарованной отточенности мизансцен «Тани-Тани» в «Олимпии» нет. Она начинается почти как ностальгический сериал: папа-чемпион, знаменосец Олимпиады-1980, гордая папой мама, София Ротару поет по телевизору: «Я! Ты! Он! Она! Вместе — целая страна!», хоронят Высоцкого, пятилетний Алеша (Иван Вакуленко) и бабушка точат слезы, пока из Лужников улетает наш ласковый Миша.
Дом чемпиона — как у всех: разномастные стулья и комоды, трепаная скатерка, импортный календарь с красавицей… Перестройка, хриплый крик Цоя в магнитофоне, вывод войск из Афгана, 19 августа — Преображение Господне. Папа и мама Алеши в кольце у Белого дома. Рокот БТРов и сквозь него сжимающая горло мелодия: девочка Катя играет на скрипке «Вставай, страна огромная…».
В пьесе Ольги Мухиной у мирных обывателей фамилии сугубо оружейные: Стечкины, Макаровы, Токаревы. (А сколько еще осталось невоспетых конструкторов!). Катит на роликах генеральская дочь Лариса Токарева (Серафима Огарева), великая любовь Алеши. Везут в Москву первые мешки с героином: папа Ларисы, собственно, и везет. А резко обнищавший папа Алеши, советский олимпиец и герой защиты Белого дома, разгружает эти мешки за 100 баксов. Общая фрустрация 1992—1993 годов, темная Москва, подсвеченная фарами «бумеров», разорение и поражение показаны четко — физически и пластически.
Чем жестче и безумней время в пьесе, тем сильнее спектакль «Олимпия». Самая громовая сцена — ресторан-1994, где служит, кем придется, все семейство, а гуляют «силовики» (те, кто вовремя перестроился) и бандиты. «Ранний русский гламур» полыхает черным и красным, Мама (Галина Кашковская) нашла себя в роли метрдотеля и рулит кабаком с тем веселым упоением-ожесточением, какое тогда накрыло Москву.
И Лариса в золотом платье, извиваясь, как стриптизер в дамском клубе «Красная Шапочка», поет: «В Афганистане, в черном тюльпане“, с водкой в стакане мы молча плывем над землей…».
У рампы мерно свистит швабра Бабушки: ее в красивую жизнь взяли поломойкой. Мать бодро покрикивает: «Рыбная нарезка, мясное ассорти, мандаринчики… Алеша, лед — это хлеб бармена!».
Дом Стечкиных пережил евроремонт: модная черная «стенка» кажется колумбарием, в котором сияют урны олимпийских кубков отца. Бабушка — почти против воли — любуется стиральной машиной-автоматом (отличная сцена, где «консьюмеристов» 1990-х — и себя, конечно — жалко, как убогих: до слез). Ларису и Алешу крутит в черном, кислотном, грохочущем карнавале Миллениума, в алмазной пыли наркотрафика, в перьях и психоделических воланах, в пляске у костра, где с искрами горит все, чему поклонялись: «Мигают пээрка и стробоскопы, мониторы, лазеры, горят неоновые огни, мчатся машины, голубые ягуары-мустанги, черные мицубиси. …Розовые пацифики, сердечки, оупэн-эйры, теплые пледы на рассвете, горячий чай, пепси, виски, адреналин и скорость. …Эпоха стразов. …Как они красиво сверкают».
Тут четко прочерчено: все сковано одной цепью — «черный тюльпан» Афгана и разборки-1993, аскетизм самиздата и освоение люрекса с латексом, крушение советской праведности 1980-х и лихое бездетное племя «нулевых». Над «Олимпией» словно витают слова: «Не все мы умрем, но все изменимся…». И да: здесь умирают. И идут в тюрьму. И медленно возвращаются к нормам мирных времен.
Финал — психоделическая идиллия: по снежной горе подымаются все, кто выжил. Отцы семейств, владельцы бизнесов, завязавшие… кто с чем, там есть варианты. Белые костюмы в духе сочинского «Боско». Скейты. Все сияет — как Тверская под Рождество. Тверская-2014: без «Карусели» и «Красной Шапочки». С ярмарками, LED-липами и ледяными крепостями. (К слову: а ведь она и вправду сияет!).
Бабушка Вера Ивановна, Ангел Силы семьи (она? или дух ее?) ждет всех на вершине. Алеша зачарованно говорит: «Хорошо нам здесь быть с тобой! Если хочешь, сделаем две палатки…». Зритель фыркает: какие палатки? Там взбодрили целый курорт! Потом соображает: да ведь это Евангелие. .. Долгий подъем апостолов на гору Фавор в день Преображения и слова апостола Петра к Иисусу.
А «земное преображение», начатое 19 августа 1991-го у Белого дома… конечно, оно тянулось двадцать лет. И не кончено: гора крута, лед скользит. Но по пьесе в жанре «сказка сказок», написанной в 2013 году, — мы прошли самую темную часть лабиринта. И пока ползли, падали во тьме — менялись, менялись и менялись.
Бабушка Вера Ивановна все ждала: согласно предсказаниям старцев, в 2017 году явится России царь, роду Романовых по женской линии. Судя по финалу «Олимпии», возвращение царя начинается с воскрешения царя в головах. С реплик выживших: «Я свои вертолеты по винтику перебрал…», «Родила ему двух мальчишек…». Со слов самой Бабушки: «Больше не грешите… если сможете».
Написанная в 2013 году, «Олимпия» вышла на сцену в конце 2014-го. Лед опять скользит под ногами. Каких потрясений ждать до 2017-го, до «явления царя», — не совсем понятно-с. Но почему-то и это придает «сказке сказок» «Мастерской Петра Фоменко» новую остроту. Хотя бы потому, что история этого театра ясно свидетельствует: в Смутное время лучше быть верными себе и твердыми духом.
Пьесу 25-летней Оли Мухиной «Таня-Таня» Петр Фоменко поставил зимой 1996-го. «Мастерская…» еще была бездомной. Ни о новом здании театра напротив «Москва-сити» («Олимпия» идет там), ни даже о «старом», об уютной пещере переделанного кинотеатра «Пионер», еще речи не шло. (Помню: «Таню-Таню» играют в зале Поливановской гимназии на Пречистенке. Школьные стулья сдвинуты, зал забит, его колонны сияют из тьмы, юные сестры Кутеповы зачарованно чистят мандарин в луче света… Кое-где по ночам постреливают. На Моховой, в киоске у ворот МГУ, торгуют вибраторами. И все это сплавлено в Москву-1996).
В 2001-м Евгений Каменькович поставил пьесу Оли Мухиной «Ю» в МХТ им. А. П. Чехова. Потом прогремели, утвердились (или сошли со сцены) другие имена «новой драмы». Мухина молчала довольно долго. «Олимпия» написана ею в 2013 году специально для «Мастерской…». Каменькович (как известно, возглавивший театр после смерти Петра Наумовича Фоменко), говорил в интервью, когда «Олимпия» еще репетировалась: «Первое мое деяние как начальника было заказ пьесы Оле Мухиной. …При этом половина труппы все равно не воспринимает эту ее работу».
Спектакль поставил Евгений Цыганов — актер не только «Оттепели» Валерия Тодоровского, но и «Мастерской…». Это его режиссерский дебют. В роли бабушки Веры Ивановны — Екатерина Васильева. Героиня ее очень отличается, скажем, от статс-дамы Эмилии в «Обыкновенном чуде». Элегантность, экстравагантность, породистая нервная пластика сброшены актрисой, как прекрасный, но изношенный плащ 1970—1980-х. Остались суть и стать. Не твердость характера: а неизносимая мягкость его. Мягкость текучей воды, которая камень точит и тем пробивает дорогу в скалах. На это, вестимо, у воды уходят века.
Эта текучая вода, «вечная Москва-река», бегущая мимо окон семьи Стечкиных, — главный символ «Олимпии». Все прошли: Тохтамыш, Бонапарт, Берия, кольчуги, кожанки, малиновые пиджаки. А река течет.
Зачарованной отточенности мизансцен «Тани-Тани» в «Олимпии» нет. Она начинается почти как ностальгический сериал: папа-чемпион, знаменосец Олимпиады-1980, гордая папой мама, София Ротару поет по телевизору: «Я! Ты! Он! Она! Вместе — целая страна!», хоронят Высоцкого, пятилетний Алеша (Иван Вакуленко) и бабушка точат слезы, пока из Лужников улетает наш ласковый Миша.
Дом чемпиона — как у всех: разномастные стулья и комоды, трепаная скатерка, импортный календарь с красавицей… Перестройка, хриплый крик Цоя в магнитофоне, вывод войск из Афгана, 19 августа — Преображение Господне. Папа и мама Алеши в кольце у Белого дома. Рокот БТРов и сквозь него сжимающая горло мелодия: девочка Катя играет на скрипке «Вставай, страна огромная…».
В пьесе Ольги Мухиной у мирных обывателей фамилии сугубо оружейные: Стечкины, Макаровы, Токаревы. (А сколько еще осталось невоспетых конструкторов!). Катит на роликах генеральская дочь Лариса Токарева (Серафима Огарева), великая любовь Алеши. Везут в Москву первые мешки с героином: папа Ларисы, собственно, и везет. А резко обнищавший папа Алеши, советский олимпиец и герой защиты Белого дома, разгружает эти мешки за 100 баксов. Общая фрустрация 1992—1993 годов, темная Москва, подсвеченная фарами «бумеров», разорение и поражение показаны четко — физически и пластически.
Чем жестче и безумней время в пьесе, тем сильнее спектакль «Олимпия». Самая громовая сцена — ресторан-1994, где служит, кем придется, все семейство, а гуляют «силовики» (те, кто вовремя перестроился) и бандиты. «Ранний русский гламур» полыхает черным и красным, Мама (Галина Кашковская) нашла себя в роли метрдотеля и рулит кабаком с тем веселым упоением-ожесточением, какое тогда накрыло Москву.
И Лариса в золотом платье, извиваясь, как стриптизер в дамском клубе «Красная Шапочка», поет: «В Афганистане, в черном тюльпане“, с водкой в стакане мы молча плывем над землей…».
У рампы мерно свистит швабра Бабушки: ее в красивую жизнь взяли поломойкой. Мать бодро покрикивает: «Рыбная нарезка, мясное ассорти, мандаринчики… Алеша, лед — это хлеб бармена!».
Дом Стечкиных пережил евроремонт: модная черная «стенка» кажется колумбарием, в котором сияют урны олимпийских кубков отца. Бабушка — почти против воли — любуется стиральной машиной-автоматом (отличная сцена, где «консьюмеристов» 1990-х — и себя, конечно — жалко, как убогих: до слез). Ларису и Алешу крутит в черном, кислотном, грохочущем карнавале Миллениума, в алмазной пыли наркотрафика, в перьях и психоделических воланах, в пляске у костра, где с искрами горит все, чему поклонялись: «Мигают пээрка и стробоскопы, мониторы, лазеры, горят неоновые огни, мчатся машины, голубые ягуары-мустанги, черные мицубиси. …Розовые пацифики, сердечки, оупэн-эйры, теплые пледы на рассвете, горячий чай, пепси, виски, адреналин и скорость. …Эпоха стразов. …Как они красиво сверкают».
Тут четко прочерчено: все сковано одной цепью — «черный тюльпан» Афгана и разборки-1993, аскетизм самиздата и освоение люрекса с латексом, крушение советской праведности 1980-х и лихое бездетное племя «нулевых». Над «Олимпией» словно витают слова: «Не все мы умрем, но все изменимся…». И да: здесь умирают. И идут в тюрьму. И медленно возвращаются к нормам мирных времен.
Финал — психоделическая идиллия: по снежной горе подымаются все, кто выжил. Отцы семейств, владельцы бизнесов, завязавшие… кто с чем, там есть варианты. Белые костюмы в духе сочинского «Боско». Скейты. Все сияет — как Тверская под Рождество. Тверская-2014: без «Карусели» и «Красной Шапочки». С ярмарками, LED-липами и ледяными крепостями. (К слову: а ведь она и вправду сияет!).
Бабушка Вера Ивановна, Ангел Силы семьи (она? или дух ее?) ждет всех на вершине. Алеша зачарованно говорит: «Хорошо нам здесь быть с тобой! Если хочешь, сделаем две палатки…». Зритель фыркает: какие палатки? Там взбодрили целый курорт! Потом соображает: да ведь это Евангелие. .. Долгий подъем апостолов на гору Фавор в день Преображения и слова апостола Петра к Иисусу.
А «земное преображение», начатое 19 августа 1991-го у Белого дома… конечно, оно тянулось двадцать лет. И не кончено: гора крута, лед скользит. Но по пьесе в жанре «сказка сказок», написанной в 2013 году, — мы прошли самую темную часть лабиринта. И пока ползли, падали во тьме — менялись, менялись и менялись.
Бабушка Вера Ивановна все ждала: согласно предсказаниям старцев, в 2017 году явится России царь, роду Романовых по женской линии. Судя по финалу «Олимпии», возвращение царя начинается с воскрешения царя в головах. С реплик выживших: «Я свои вертолеты по винтику перебрал…», «Родила ему двух мальчишек…». Со слов самой Бабушки: «Больше не грешите… если сможете».
Написанная в 2013 году, «Олимпия» вышла на сцену в конце 2014-го. Лед опять скользит под ногами. Каких потрясений ждать до 2017-го, до «явления царя», — не совсем понятно-с. Но почему-то и это придает «сказке сказок» «Мастерской Петра Фоменко» новую остроту. Хотя бы потому, что история этого театра ясно свидетельствует: в Смутное время лучше быть верными себе и твердыми духом.
Елена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Серафима Огарёва: «Я с детства знала, на что шла»Мария Михайлова, «Театрал», 07.2021
- Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Серафима удачливаяЖанна Потоцкая , «Предгорье-online», 27.08.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011