«Полета вольное упорство»
В «Мастерской Фоменко» поставили точку высокого сезона
После детской высокотехнологичной «Алисы в Зазеркалье» Иван Поповски предложил родному театру вернуться к истокам – собственно «Мастерская» начиналась с шекспировской комедии «Двенадцатая ночь». В новой работе над «Сном в летнюю ночь» сошлись несколько поколений актеров, репетировали мучительно. Результатом же стал самый радостный и певучий спектакль сезона. Кажется, впервые после смерти Петра Наумовича Фоменко актеры «Мастерской» смогли на сцене хулиганить, смеяться, летать и праздновать, доказывая не столько нам, сколько самим себе, что воздух игры и свободы по-прежнему наполняет легкие.
«Сон в летнюю ночь» – спектакль для всех страдающих от зубной боли и мировой скорби, для всех, кому надоело вежливо скучать в театральных креслах, нетерпеливо теребя свои мобильники: сколько осталось? Спектакль для всех забывших, что театральный огонь рождается только из живых материалов, а из обилия пластика на сцене создашь разве что электрокамин.
Иван Поповски создал волшебный лес влюбленных и эльфов, развесив движущиеся черно-белые полотнища. Соединенные вместе, они становятся гамаком, на котором устраивается понаблюдать за блужданиями влюбленных парочек Оберон – Карэн Бадалов. В полотнищах путаются влюбленные и от страха легко взбираются от преследователей повыше.
Среди лесных полос скользит веселый Робин – невероятно гибкий летучий Амбарцум Кабанян действительно становится «затычкой» всех событий. Неслышно скользит рядом с решительной Гермией – Серафимой Огаревой и ошалевшим Лисандром – Александром Мичковым, незримо присутствует при всех объяснениях нетерпеливого Деметрия – Юрия Буторина и Елены – Ирины Горбачевой, ухитряясь урвать и поцелуи, и пощечины, которыми обмениваются парочки. Юные девы воют мартовскими кошками, застенчивые юнцы то пытаются вжиться в образы брутальных мачо, то по-детски теряются рядом с женским телом, оказавшимся так неожиданно близко. Влюбленные объясняются друг другу в любви и ненависти, эротическая тяга бурлит в них, умеряемая строгим гимнастическим балетом, выстроенным Олегом Глушковым.
Свисая с колосников в трехметровых юбках-абажурах, парят прислужницы кудрявой Титании – Галины Тюниной, услаждая царицу игрой на музыкальных инструментах.
Иван Поповски реабилитировал парики и котурны, вставные вокальные номера и пластические этюды. Реабилитировал театр, где волшебство рождается из самого простого. Ткань может стать морем и мороком (шуршащий летучий шар тумана легко поглощает царицу фей и короля эльфов).
Иногда кажется, что какой-то игривый Робин специально дразнит угрюмых теоретиков, под конец сезона вдруг продемонстрировав, что вокруг их угрюмого постдраматического квадрата живет и дышит безбрежный мир театральной игры и высокого дуракаваляния. Вздох счастья, который стоит в зале на «Сне в летнюю ночь» в «Мастерской Петра Фоменко», надеюсь, способен пробудить не одну нашу Титанию, увлекшуюся очередным самодовольным ослом. Вам вправду казалось, что «Мастерская Фоменко» – это далекое прошлое? Утешьтесь, это наше самое доподлинное настоящее! Тот самый искомый «современный артист в современном театре», которого так давно и безрезультатно разыскивают и еще чаще выдумывают. Вот он – тренированный акробат с радостным телом и режиссерским мышлением, с хорошо поставленным голосом и умением читать стихи так, что зритель слышит не только каждое слово, но и запятую. Мастер, точно чувствующий текст, его стиль и ритм, соавтор режиссерских поисков, умеющий долгий и изматывающий труд репетиций превратить в импровизационный полет премьеры. Чувство юмора, с каким разыграна каждая роль, – приятный бонус.
С появлением артели ремесленников, решивших поставить ко дню бракосочетания Герцога «Прежалостную комедию о любви» и заработать шестипенсовое содержание от казны, зрителей подхватывает эйфория невесомости. Шекспировский текст в новом переводе Осии Сороки искрится и пенится. Плотник Клин – Рустэм Юскаев, ткач Мотовило – Андрей Казаков, меховщик Дудка –Кирилл Пирогов, столяр Цикля – Олег Нирян и портной Заморыш– Степан Пьянков, медник Рыло – Никита Тюнин предельно серьезны в своем достоинстве городской труппы и откровенно жадны к предлагаемым ролям. «А я и за Льва могу рыкнуть», – скромно вставляет Мотовило – Казаков, готовый сыграть и Луну, и Стену… Свалившуюся на него ослиную голову он тоже обживает как новую роль, а страсть к нему прекрасной Титании – как обстоятельства новой пьесы.
Вернувшись к друзьям-актерам, Мотовило легко смахивает свои ночные похождения и с утроенной энергией бросается в роль трагического любовника, взывающего «О, Фисбуша!». А Фисба –Кирилл Пирогов в соломенном парике и сером хитоне буквально летает, выводя тоненькой фистулой: «Мой Пирам!», – и даже сцены мало для ее полета…
Представление «прежалостной комедии» перед высоким зрительским синклитом становится высшей точкой спектакля о волшебстве любви, так неразрывно связанном для Шекспира с волшебством игры и свободы.
Легкая незаметная дымка грусти каймой обводит картину незамутненного свадебного хэппи-энда. Последний раз персонажи проходят вереницей среди зрительного зала, неся вокруг себя вдруг ставший физически ощутимым танцующий воздух «Мастерской Петра Фоменко» и ее шекспировских штудий.
«Сон в летнюю ночь» – спектакль для всех страдающих от зубной боли и мировой скорби, для всех, кому надоело вежливо скучать в театральных креслах, нетерпеливо теребя свои мобильники: сколько осталось? Спектакль для всех забывших, что театральный огонь рождается только из живых материалов, а из обилия пластика на сцене создашь разве что электрокамин.
Иван Поповски создал волшебный лес влюбленных и эльфов, развесив движущиеся черно-белые полотнища. Соединенные вместе, они становятся гамаком, на котором устраивается понаблюдать за блужданиями влюбленных парочек Оберон – Карэн Бадалов. В полотнищах путаются влюбленные и от страха легко взбираются от преследователей повыше.
Среди лесных полос скользит веселый Робин – невероятно гибкий летучий Амбарцум Кабанян действительно становится «затычкой» всех событий. Неслышно скользит рядом с решительной Гермией – Серафимой Огаревой и ошалевшим Лисандром – Александром Мичковым, незримо присутствует при всех объяснениях нетерпеливого Деметрия – Юрия Буторина и Елены – Ирины Горбачевой, ухитряясь урвать и поцелуи, и пощечины, которыми обмениваются парочки. Юные девы воют мартовскими кошками, застенчивые юнцы то пытаются вжиться в образы брутальных мачо, то по-детски теряются рядом с женским телом, оказавшимся так неожиданно близко. Влюбленные объясняются друг другу в любви и ненависти, эротическая тяга бурлит в них, умеряемая строгим гимнастическим балетом, выстроенным Олегом Глушковым.
Свисая с колосников в трехметровых юбках-абажурах, парят прислужницы кудрявой Титании – Галины Тюниной, услаждая царицу игрой на музыкальных инструментах.
Иван Поповски реабилитировал парики и котурны, вставные вокальные номера и пластические этюды. Реабилитировал театр, где волшебство рождается из самого простого. Ткань может стать морем и мороком (шуршащий летучий шар тумана легко поглощает царицу фей и короля эльфов).
Иногда кажется, что какой-то игривый Робин специально дразнит угрюмых теоретиков, под конец сезона вдруг продемонстрировав, что вокруг их угрюмого постдраматического квадрата живет и дышит безбрежный мир театральной игры и высокого дуракаваляния. Вздох счастья, который стоит в зале на «Сне в летнюю ночь» в «Мастерской Петра Фоменко», надеюсь, способен пробудить не одну нашу Титанию, увлекшуюся очередным самодовольным ослом. Вам вправду казалось, что «Мастерская Фоменко» – это далекое прошлое? Утешьтесь, это наше самое доподлинное настоящее! Тот самый искомый «современный артист в современном театре», которого так давно и безрезультатно разыскивают и еще чаще выдумывают. Вот он – тренированный акробат с радостным телом и режиссерским мышлением, с хорошо поставленным голосом и умением читать стихи так, что зритель слышит не только каждое слово, но и запятую. Мастер, точно чувствующий текст, его стиль и ритм, соавтор режиссерских поисков, умеющий долгий и изматывающий труд репетиций превратить в импровизационный полет премьеры. Чувство юмора, с каким разыграна каждая роль, – приятный бонус.
С появлением артели ремесленников, решивших поставить ко дню бракосочетания Герцога «Прежалостную комедию о любви» и заработать шестипенсовое содержание от казны, зрителей подхватывает эйфория невесомости. Шекспировский текст в новом переводе Осии Сороки искрится и пенится. Плотник Клин – Рустэм Юскаев, ткач Мотовило – Андрей Казаков, меховщик Дудка –Кирилл Пирогов, столяр Цикля – Олег Нирян и портной Заморыш– Степан Пьянков, медник Рыло – Никита Тюнин предельно серьезны в своем достоинстве городской труппы и откровенно жадны к предлагаемым ролям. «А я и за Льва могу рыкнуть», – скромно вставляет Мотовило – Казаков, готовый сыграть и Луну, и Стену… Свалившуюся на него ослиную голову он тоже обживает как новую роль, а страсть к нему прекрасной Титании – как обстоятельства новой пьесы.
Вернувшись к друзьям-актерам, Мотовило легко смахивает свои ночные похождения и с утроенной энергией бросается в роль трагического любовника, взывающего «О, Фисбуша!». А Фисба –Кирилл Пирогов в соломенном парике и сером хитоне буквально летает, выводя тоненькой фистулой: «Мой Пирам!», – и даже сцены мало для ее полета…
Представление «прежалостной комедии» перед высоким зрительским синклитом становится высшей точкой спектакля о волшебстве любви, так неразрывно связанном для Шекспира с волшебством игры и свободы.
Легкая незаметная дымка грусти каймой обводит картину незамутненного свадебного хэппи-энда. Последний раз персонажи проходят вереницей среди зрительного зала, неся вокруг себя вдруг ставший физически ощутимым танцующий воздух «Мастерской Петра Фоменко» и ее шекспировских штудий.
Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Серафима Огарёва: «Я с детства знала, на что шла»Мария Михайлова, «Театрал», 07.2021
- Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Серафима удачливаяЖанна Потоцкая , «Предгорье-online», 27.08.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011