Ночные забавы
Под занавес сезона «Мастерская Фоменко» представила постановку Ивана Поповски — «Сон в летнюю ночь». Последний показ состоится 26 июля, затем спектакль можно будет увидеть только осенью.
Зал «Мастерской» забит до отказа, билеты распроданы далеко вперед, а на бис актеров вызывают по пять-шесть раз. Многие критики единодушно признали творение Поповски одной из главных удач уходящего сезона.
Успех, к которому так истово стремятся современные постановщики, лежит на поверхности. В «Сне » Поповски нет второго дна и посторонних смыслов. Режиссер возвращается к тому «архаичному» типу театра, когда действие рождается и развивается точно по авторскому тексту, но внутри столько выдумки, шарма и непредсказуемости, что захватывает дух.
Спектакль продолжительностью более трех часов смотрится на одном дыхании. Его открывает нежный звон колокольчика, который доносится не со стороны сцены, а откуда-то из зала. Зрители начинают заинтересованно вертеть головами, а из боковой двери появляется непомерно высокий Филострат (Амбарцум Кабанян) в придворном камзоле с воротником-фрезой. Распорядитель празднеств манерно шествует вдоль прохода, отделяющего партер от амфитеатра — приветствует господ, целует ручки дамам, поднимается на сцену и снова звенит в колокольчик. Тишина в зале, занавес поднимается.
Любовный переполох шекспировской комедии стартует накануне свадьбы герцога Тезея (Карэн Бадалов) с царицей амазонок Ипполитой (Галина Тюнина). Афинский двор — застывший портик, где шекспировские герои — фигуры атлантов и кариатид. Они поочередно оживают, обрушивая на государя свои стенания. Эгей жалуется на Гермию: непокорная дочь не хочет подчиниться отцовской воле и выйти замуж за Деметрия. Гермия (Серафима Огарева) влюблена в Лисандра (Александр Мичков) и даже под страхом сурового наказания не готова изменить сердцу. Деметрий (Юрий Буторин) обожает Гермию, забыв давнюю возлюбленную Елену (Ирина Горбачева), которая по-прежнему питает к нему нежные чувства.
Утонченная стилизация — реверанс в сторону античной драмы: отсюда обувь на высокой деревянной подошве (напоминание о котурнах), преувеличенный актерский жест, торжественная декламация.
Когда монаршие особы удаляются, действие набирает темп: оставшиеся наедине Гермия и Лисандр сбрасывают нелепые платформы и пылко обсуждают план побега. С появлением Елены сомнений в том, что перед нами разыгрывается комедия, не остается. Ирина Горбачева феерически хороша в бесплотных попытках завладеть сердцем Деметрия.
В то же время афинские мастеровые готовят представление к свадебному торжеству. Репетировать они отправляются в близлежащий лес. Туда же ночью убегают от родительского гнета Гермия и Лисандр. За ними бросаются вдогонку Деметрий и Елена.
Лес — неведомая стихия, где властвуют повелители эльфов Оберон и Титания, а люди становятся невольными жертвами их столкновений и интриг. Однако постановщики затевают любопытную игру: небожителей того и другого мира изображает одна и та же пара актеров. Мудрыми глазами Карэна Бадалова взирает на размолвки молодых Оберон, пока его супруга Титания (Галина Тюнина) млеет от любви к ослу. Страсть, навеянная чарами, лишена порыва и напоминает транс.
До поры до времени публика не подозревает, что весь зал превращен в лесную обитель. Зрителям придется уворачиваться и беречь свои головы от взбесившихся юнцов, раскачивающихся на свисающих тюлях-лианах. Простейшая по замыслу декорация из кусков ткани (разработчик — Константин Лебедев) приведена в движение, исполненное красоты и грации. Невесомые полупрозрачные полотна лентами спадают вниз. Энергия жизни имитируется через «текучесть» тканей, которые колышутся, струятся, взмывают и опадают при малейшем дуновении. Среди них блуждают горемычные влюбленные, кружат лесные феи, прячется проказливый эльф Робин (преобразившийся Амбарцум Кабанян).
Не растрачивая энергию на поиски тщетной новизны, Иван Поповски создает театр, который захватывает и увлекает публику ввысь.
Зал «Мастерской» забит до отказа, билеты распроданы далеко вперед, а на бис актеров вызывают по пять-шесть раз. Многие критики единодушно признали творение Поповски одной из главных удач уходящего сезона.
Успех, к которому так истово стремятся современные постановщики, лежит на поверхности. В «Сне » Поповски нет второго дна и посторонних смыслов. Режиссер возвращается к тому «архаичному» типу театра, когда действие рождается и развивается точно по авторскому тексту, но внутри столько выдумки, шарма и непредсказуемости, что захватывает дух.
Спектакль продолжительностью более трех часов смотрится на одном дыхании. Его открывает нежный звон колокольчика, который доносится не со стороны сцены, а откуда-то из зала. Зрители начинают заинтересованно вертеть головами, а из боковой двери появляется непомерно высокий Филострат (Амбарцум Кабанян) в придворном камзоле с воротником-фрезой. Распорядитель празднеств манерно шествует вдоль прохода, отделяющего партер от амфитеатра — приветствует господ, целует ручки дамам, поднимается на сцену и снова звенит в колокольчик. Тишина в зале, занавес поднимается.
Любовный переполох шекспировской комедии стартует накануне свадьбы герцога Тезея (Карэн Бадалов) с царицей амазонок Ипполитой (Галина Тюнина). Афинский двор — застывший портик, где шекспировские герои — фигуры атлантов и кариатид. Они поочередно оживают, обрушивая на государя свои стенания. Эгей жалуется на Гермию: непокорная дочь не хочет подчиниться отцовской воле и выйти замуж за Деметрия. Гермия (Серафима Огарева) влюблена в Лисандра (Александр Мичков) и даже под страхом сурового наказания не готова изменить сердцу. Деметрий (Юрий Буторин) обожает Гермию, забыв давнюю возлюбленную Елену (Ирина Горбачева), которая по-прежнему питает к нему нежные чувства.
Утонченная стилизация — реверанс в сторону античной драмы: отсюда обувь на высокой деревянной подошве (напоминание о котурнах), преувеличенный актерский жест, торжественная декламация.
Когда монаршие особы удаляются, действие набирает темп: оставшиеся наедине Гермия и Лисандр сбрасывают нелепые платформы и пылко обсуждают план побега. С появлением Елены сомнений в том, что перед нами разыгрывается комедия, не остается. Ирина Горбачева феерически хороша в бесплотных попытках завладеть сердцем Деметрия.
В то же время афинские мастеровые готовят представление к свадебному торжеству. Репетировать они отправляются в близлежащий лес. Туда же ночью убегают от родительского гнета Гермия и Лисандр. За ними бросаются вдогонку Деметрий и Елена.
Лес — неведомая стихия, где властвуют повелители эльфов Оберон и Титания, а люди становятся невольными жертвами их столкновений и интриг. Однако постановщики затевают любопытную игру: небожителей того и другого мира изображает одна и та же пара актеров. Мудрыми глазами Карэна Бадалова взирает на размолвки молодых Оберон, пока его супруга Титания (Галина Тюнина) млеет от любви к ослу. Страсть, навеянная чарами, лишена порыва и напоминает транс.
До поры до времени публика не подозревает, что весь зал превращен в лесную обитель. Зрителям придется уворачиваться и беречь свои головы от взбесившихся юнцов, раскачивающихся на свисающих тюлях-лианах. Простейшая по замыслу декорация из кусков ткани (разработчик — Константин Лебедев) приведена в движение, исполненное красоты и грации. Невесомые полупрозрачные полотна лентами спадают вниз. Энергия жизни имитируется через «текучесть» тканей, которые колышутся, струятся, взмывают и опадают при малейшем дуновении. Среди них блуждают горемычные влюбленные, кружат лесные феи, прячется проказливый эльф Робин (преобразившийся Амбарцум Кабанян).
Не растрачивая энергию на поиски тщетной новизны, Иван Поповски создает театр, который захватывает и увлекает публику ввысь.
Мария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Серафима Огарёва: «Я с детства знала, на что шла»Мария Михайлова, «Театрал», 07.2021
- Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Серафима удачливаяЖанна Потоцкая , «Предгорье-online», 27.08.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011