В отсутствии любви и смерти
В афише «Мастерской Петра Фоменко» снова появился Чехов. Несколько лет тому назад «Три сестры», поставленные создателем театра со своим первым — впоследствии ставшим знаменитым — курсом, снискавшие не только зрительскую любовь, но и золотомасочные лавры, из репертуара исчезли по обстоятельствам, как можно предположить, непреодолимой силы. Им на смену пришла «Чайка», вызванная к жизни Кириллом Пироговым, снова решившим попробовать свои силы в режиссуре.
Каждый раз, вслушиваясь в стенания Кости Треплева, жаждущего новых форм, невольно начинаешь рисовать в воображении феерическую картину. Вот откликается на этот вопль души некий истовый реформатор и ставит «Чайку» так, что этот великовозрастный недоросль перестает, наконец, висеть на шее у матери, поступает на службу, чтобы самому себя обеспечивать, а литературно-драматическим формотворчеством занимается в свободное от служения отечеству время — как, скажем, какой-нибудь Даль, Гончаров или, в крайнем случае, Гнедич. А далеко не бездарная Нина Заречная вместо того, чтобы падать в объятия Тригорина, берется за самообразование и совершенствование своих актерских дарований. Маститый же литератор, в свою очередь, перестает отвлекаться на красавиц — как юных, так и не очень — сосредотачивается на работе, и выдает на-гора нечто большее, чем очередной рассказ по небольшому сюжету. А это, в свою очередь, приводит к тому, что освободившаяся из пут ревности Аркадина, уже не боясь потерять эдакое бесценное сокровище, находит в себе силы посмотреть в глаза повзрослевшему сыну и перестает видеть в нем только безжалостное напоминание о собственном возрасте. А заодно, возможно, в порыве великодушия берет шефство над Ниной, передавая ей азы мастерства, дабы не мыкаться ей по провинциальным подмосткам, не маяться в третьем классе с мужиками. Разумеется, в пространстве этой фантасмагории и судьбы прочих персонажей сложились бы совсем иначе.
Полагаете, это будет уже не Чехов? Ну, тут уж с какой стороны смотреть.
Впрочем, в «Чайке», поставленной Кириллом Пироговым, все на своих местах — «три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия. ..» Вот только от пяти пудов любви стараниями режиссера не осталось ни золотника. Во всяком случае, той любви, которая направлена на другого. Тут все любят только себя, только своими страданиями упиваются, никого вокруг в упор не видя. Исключение, пожалуй, составляет только Аркадина Галины Тюниной. Дистанция, которую она держит с окружающими, позволяет ей скрыть от них терзающие ее страхи. Выдает ее только одежда (придуманная Марией Даниловой, знающей толк в искусстве стилевого микширования) — стопроцентная женщина ни разу не появляется в платье, только в брючных костюмах, сверхэлегантно маскирующих ее уязвимость. Ирина Николаевна не хочет, чтобы хоть кто-нибудь догадался, насколько ей нужна поддержка любимого мужчины и любимого сына, на которую они абсолютно не способны. И с ужасом понимает, что сама уже не в состоянии любить их так, как прежде.
Евгений Цыганов делает из Тригорина узнаваемый, даже слишком узнаваемый, портрет вполне себе мужчины более чем современного — холящего и лелеющего свои комплексы и не без удовольствия бравирующего собственной никчемностью (как понимающе вздыхает зал в ответ на его саркастично-самовлюбленное «неужели это может нравиться женщине?»). Перспектива заполучить цветущую невинность юной красавицы вызывает у него не больше азарта, чем стремление превзойти Золя.
Соответственно и Костя у Рифата Аляутдинова получается эдакой «уменьшенной копией» своего ненавистного соперника — «капризным, самолюбивым мальчиком», как и аттестует его мать. Доверить роль с очень сложным (хотя есть ли у Чехова простые!) психологическим рисунком практически ровеснику персонажа (Рифат — студент выпускного курса Евгения Каменьковича) — шаг рискованный, но оправданный. Драма несостоявшегося взросления в этом случае выглядит острее и рельефнее. Но недостаток профессионального и личного опыта все-таки сказывается — в обеих попытках его героя свести счеты с жизнью театрального отчаяния больше, чем подлинного.
Мария Большова, играющая Нину, во время хрестоматийного монолога отважно взмывает на канатах чуть не под колосники, шлейф длиной в четыре человеческих роста скользит над сценой, и этот полет действительно чем-то схож с парением чайки. Но дальше аналогия — если принять, что птица эта символизирует мятущуюся душу, — буксует. Очевидно, что Костя для Нины всего лишь «трамплин» в театральную жизнь, но ведь и Тригорин ей, в сущности, нужен для того, чтобы легче было отвоевать место под столичным солнцем. И похоже, кое-что в этом отношении ей удалось. Иначе как объяснить ее финальное появление перед Костей в эротичном донельзя наряде дамы полусвета. И коль нет любви — нет, соответственно, и трагедии сломанной души. Впрочем, ее ведь можно и выдумать, как это делают Маша (Серафима Огарева) и Медведенко (Анатолий Анциферов). Первая хочет выглядеть эдакой femme fatale в ореоле страданий и страстей, недоступных пониманию окружающих. Второй вжился в роль профессионального попрошайки, механическим голосом произносящего жалобные тирады про то, что «есть и пить надо», и надеющегося, притворившись влюбленным, выклянчить у Маши хоть малую толику тепла. Для Полины Андреевны (Наталия Курдюбова) игра в любовь — единственный способ доказать себе и окружающим, что женщина в ней еще не умерла. В этой всеобщей круговерти придуманных чувств, искренен только сентиментальный старик Сорин (Андрей Казаков), которого «никогда не любили женщины», и самовлюбленный доктор Дорн (Никита Тюнин), бывший некогда кумиром всех приозерных усадеб.
Треплевский театр в остроумной сценографии Николая Симонова превращается в подмостки, на которых персонажи самозабвенно манипулируют друг другом, разыгрывая представление, сверхзадачу которого им никогда не откроют. Похоже, публику режиссер тоже решил оставить в неведении.
Источник: «Культура»
Каждый раз, вслушиваясь в стенания Кости Треплева, жаждущего новых форм, невольно начинаешь рисовать в воображении феерическую картину. Вот откликается на этот вопль души некий истовый реформатор и ставит «Чайку» так, что этот великовозрастный недоросль перестает, наконец, висеть на шее у матери, поступает на службу, чтобы самому себя обеспечивать, а литературно-драматическим формотворчеством занимается в свободное от служения отечеству время — как, скажем, какой-нибудь Даль, Гончаров или, в крайнем случае, Гнедич. А далеко не бездарная Нина Заречная вместо того, чтобы падать в объятия Тригорина, берется за самообразование и совершенствование своих актерских дарований. Маститый же литератор, в свою очередь, перестает отвлекаться на красавиц — как юных, так и не очень — сосредотачивается на работе, и выдает на-гора нечто большее, чем очередной рассказ по небольшому сюжету. А это, в свою очередь, приводит к тому, что освободившаяся из пут ревности Аркадина, уже не боясь потерять эдакое бесценное сокровище, находит в себе силы посмотреть в глаза повзрослевшему сыну и перестает видеть в нем только безжалостное напоминание о собственном возрасте. А заодно, возможно, в порыве великодушия берет шефство над Ниной, передавая ей азы мастерства, дабы не мыкаться ей по провинциальным подмосткам, не маяться в третьем классе с мужиками. Разумеется, в пространстве этой фантасмагории и судьбы прочих персонажей сложились бы совсем иначе.
Полагаете, это будет уже не Чехов? Ну, тут уж с какой стороны смотреть.
Впрочем, в «Чайке», поставленной Кириллом Пироговым, все на своих местах — «три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия. ..» Вот только от пяти пудов любви стараниями режиссера не осталось ни золотника. Во всяком случае, той любви, которая направлена на другого. Тут все любят только себя, только своими страданиями упиваются, никого вокруг в упор не видя. Исключение, пожалуй, составляет только Аркадина Галины Тюниной. Дистанция, которую она держит с окружающими, позволяет ей скрыть от них терзающие ее страхи. Выдает ее только одежда (придуманная Марией Даниловой, знающей толк в искусстве стилевого микширования) — стопроцентная женщина ни разу не появляется в платье, только в брючных костюмах, сверхэлегантно маскирующих ее уязвимость. Ирина Николаевна не хочет, чтобы хоть кто-нибудь догадался, насколько ей нужна поддержка любимого мужчины и любимого сына, на которую они абсолютно не способны. И с ужасом понимает, что сама уже не в состоянии любить их так, как прежде.
Евгений Цыганов делает из Тригорина узнаваемый, даже слишком узнаваемый, портрет вполне себе мужчины более чем современного — холящего и лелеющего свои комплексы и не без удовольствия бравирующего собственной никчемностью (как понимающе вздыхает зал в ответ на его саркастично-самовлюбленное «неужели это может нравиться женщине?»). Перспектива заполучить цветущую невинность юной красавицы вызывает у него не больше азарта, чем стремление превзойти Золя.
Соответственно и Костя у Рифата Аляутдинова получается эдакой «уменьшенной копией» своего ненавистного соперника — «капризным, самолюбивым мальчиком», как и аттестует его мать. Доверить роль с очень сложным (хотя есть ли у Чехова простые!) психологическим рисунком практически ровеснику персонажа (Рифат — студент выпускного курса Евгения Каменьковича) — шаг рискованный, но оправданный. Драма несостоявшегося взросления в этом случае выглядит острее и рельефнее. Но недостаток профессионального и личного опыта все-таки сказывается — в обеих попытках его героя свести счеты с жизнью театрального отчаяния больше, чем подлинного.
Мария Большова, играющая Нину, во время хрестоматийного монолога отважно взмывает на канатах чуть не под колосники, шлейф длиной в четыре человеческих роста скользит над сценой, и этот полет действительно чем-то схож с парением чайки. Но дальше аналогия — если принять, что птица эта символизирует мятущуюся душу, — буксует. Очевидно, что Костя для Нины всего лишь «трамплин» в театральную жизнь, но ведь и Тригорин ей, в сущности, нужен для того, чтобы легче было отвоевать место под столичным солнцем. И похоже, кое-что в этом отношении ей удалось. Иначе как объяснить ее финальное появление перед Костей в эротичном донельзя наряде дамы полусвета. И коль нет любви — нет, соответственно, и трагедии сломанной души. Впрочем, ее ведь можно и выдумать, как это делают Маша (Серафима Огарева) и Медведенко (Анатолий Анциферов). Первая хочет выглядеть эдакой femme fatale в ореоле страданий и страстей, недоступных пониманию окружающих. Второй вжился в роль профессионального попрошайки, механическим голосом произносящего жалобные тирады про то, что «есть и пить надо», и надеющегося, притворившись влюбленным, выклянчить у Маши хоть малую толику тепла. Для Полины Андреевны (Наталия Курдюбова) игра в любовь — единственный способ доказать себе и окружающим, что женщина в ней еще не умерла. В этой всеобщей круговерти придуманных чувств, искренен только сентиментальный старик Сорин (Андрей Казаков), которого «никогда не любили женщины», и самовлюбленный доктор Дорн (Никита Тюнин), бывший некогда кумиром всех приозерных усадеб.
Треплевский театр в остроумной сценографии Николая Симонова превращается в подмостки, на которых персонажи самозабвенно манипулируют друг другом, разыгрывая представление, сверхзадачу которого им никогда не откроют. Похоже, публику режиссер тоже решил оставить в неведении.
Источник: «Культура»
Виктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Серафима Огарёва: «Я с детства знала, на что шла»Мария Михайлова, «Театрал», 07.2021
- Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Серафима удачливаяЖанна Потоцкая , «Предгорье-online», 27.08.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011