Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»
Актриса театра “Мастерская П. Н. Фоменко” Серафима Огарева – продолжательница театральной династии. Дочь режиссера Александра Огарева, она и сама хорошо знакома московской публике. Среди ее ролей, а занята она в постановках по Шекспиру, Кэрроллу, Чехову, Набокову, Бунину, – Елена в “Сне в летнюю ночь” Ивана Поповски, Маша в “Чайке” Кирилла Пирогова, Регана в “Короле Лире” Евгения Каменьковича.
– Прежде чем согласиться на встречу, вы поинтересовались, о чем пойдет речь. Есть печальный опыт общения с прессой?
– В начале своего пути я по неопытности несколько раз отзывалась на предложения не очень профессиональных журналистов. Например, однажды на радио, уже после смерти Петра Наумовича, меня спросили, как поживает Фоменко. Часто люди оказываются неподготовленными, у них задача заполнить эфир – неважно, чем именно. Но это и моя вина: я должна иметь представление, куда иду. Поэтому обязательно надо знать, о чем предстоит разговор, чтобы не только подготовиться морально, но сделать главный вывод, нужна тебе эта беседа или нет.
– “Куда я иду” – это ведь и про выбор профессии. В вашем случае решение было предопределено?
– Заранее было ясно одно: я хочу быть актрисой. Я жила в актерском мире, и только он существовал для меня. Я даже, можно сказать, была лишена возможности увидеть и оценить что-то еще. Я не знала других людей и не понимала, чем еще можно заниматься. Наверное, в каком-то смысле я была ограничена в выборе.
Как и многие, поступала во все театральные институты одновременно, но в ГИТИСе все совпало. Абсолютно не знала, кто такой Олег Львович Кудряшов, мой мастер (наш курс был его вторым набором). В процессе поступления, естественно, посмотрела спектакли его выпускников, загорелась и поняла, что мне невероятно хочется к нему попасть. Слава Богу, он тоже меня увидел.
– С кем вам в театре особенно интересно работать?
– Мне как артистке интереснее с более взрослыми режиссерами. Мне важен авторитет. Последнее время стараюсь выполнять то, что режиссер предлагает, даже если самой это не нравится, а раньше очень любила спорить. Сейчас стараюсь воспитать в себе другое: больше слушать, доверять, пробовать.
Я давно не репетировала со своими сверстниками-режиссерами, но пока что и не хочется, если честно. А вот играть на одной сцене с молодыми – это прекрасно. У меня есть партнеры разного возраста, и со всеми нужно находить общий язык, учиться договариваться, проходить путь. По-моему, с каждым у меня хоть однажды возникал какой-то острый момент – но это обязательный этап познания, дорожка друг к другу. В тупик, однако, никогда не заходили.
– “Мастерская Фоменко” – театр с именем. Но в сознании большинства зрителей “фоменки” – это легендарный набор 1988 года.
– Как ни крути, наш театр ценен именно основоположниками, их высотой. Меня это абсолютно не тяготит. Даже не знаю, что бы я делала без этих людей. Я люблю спектакли, которые меня за волосы поднимают, игру, которой я заражаюсь и понимаю, что сама так не могу. Они мне эти ощущения дают, я ориентируюсь на них.
– Восхищение основоположниками – чувство, вполне понятное. А как они относятся к вам?
– Я вспоминаю, как внимательна была Галя Тюнина во время моего первого показа (думаю, и к другим тоже). Это заинтересованное внимание и поддержка ощущались с первых дней. У нас хорошие люди. Когда я попала в “Мастерскую”, у меня была эйфория – невероятная благодарность за то, что я здесь! Мы с огромным азартом репетировали днями и ночами – полетное время.
Перестроиться с учебы на работу было непросто. Ты еще не знаешь, сможешь ли вообще играть в театре, способен ли на это. Что касается меня, я ощутила огромное удивление и ликование, потому что с первых же дней пребывания в “Мастерской” у меня раскрылись крылья. Меня подхватили и открыли мне профессию совершенно с новой стороны. Главное – сосредоточенность на том, что ты делаешь, а не старание или желание что-то доказать. Петр Наумович говорил, что нужно уметь ошибаться, и заранее давал на это право. И если случался неудачный показ, за который стыдно, он в эти моменты особенно поддерживал! Не было страшно ничего. В ГИТИСе ведь все время боишься, что тебя будут ругать, если что-то не так сделаешь, оступишься. В институте ты существуешь в напряжении, а тут я окунулась в любовь. Думаю, это было связано с личностью Петра Наумовича.
– Помимо любви к вам пришли и роли, причем удалось переломить амплуа тургеневской девушки и вплотную подойти к более жестким образам, как, например, Регана в “Короле Лире”.
– Не помню, чтобы передо мной стояла такая проблема – переломить амплуа. Я просто пробовала играть то, что мне интересно. Поначалу мы сами выбирали отрывки, и из них создавались спектакли. Мне нравилось бросаться в крайности, чтобы мои персонажи разнились между собой и не были похожи на меня. Конечно, я все равно нахожу их черты в себе: просто ты открываешь еще какую-то сторону своей личности, она притаилась и не выглядывает, пока ее не вытащишь на поверхность. Евгений Борисович Каменькович, мне кажется, тоже хочет, чтобы я пробовала новое. Он всегда предлагает мне роли, кардинально отличающиеся от того, что я делала раньше, зная, что они могут быть мне интересны.
– Как долго вы разбираете непростые для сценической адаптации тексты, которые ставит Каменькович?
– Евгений Борисович начинает работу с артистами всегда подготовленным. У него непременно сделана инсценировка, если речь идет о прозе. Не бывает такого, чтобы он пришел с книгой вроде “Улисса”, и мы бы ее подробно читали – нет. Хотя и по поводу инсценировки он с нами советуется, где сократить, что добавить. Основная задача все-таки сократить, но обычно в итоге получается только добавить!
Литература, которую выбирает Каменькович, невероятная. Существовать в таких произведениях – большой подарок. Евгению Борисовичу нравится брать романы, которые никто не ставил, потому что полагали, что это невозможно.
– Легко ли воспринимать и воплощать зачастую малоизвестный материал?
– Мне кажется, наоборот: чем длиннее сценическая история произведения, тем сложнее его ставить и играть в нем. А когда материал не изношенный, чувствуешь меньше ответственности. Легче подступаться к вещам, по поводу которых нет предрассудков.
– Что для вас самое сложное в профессии?
– Последнее время, как ни странно, – выходить на публику. Это не волнение. Мне просто дискомфортно. Я даже думаю, что существовать на сцене – это противоестественное состояние для нормального человека. Когда ты начинающий артист или играешь премьеру, тебе это кажется прикольным, такой адреналин! А потом адреналин проходит, а выходить на подмостки все равно приходится. А мне не хочется, чтобы на меня смотрели. Мне это уже не так интересно, что ли. Но никуда не денешься – профессия. Как в чувствах: сначала есть влюбленность, а чтобы родилась любовь, нужна работа. Романтика уходит, остается суть. Ты не можешь быть все время на эмоциональном премьерном подъеме, и здесь начинается актерское ремесло. Вот это самое сложное.
– Ремесло помогает играть спектакль, который давно в репертуаре?
– Когда все в спектакле устаканивается, я сразу чувствую, что не могу больше. Я должна разрушать то, что сделано, если ощущаю, что твердо стою на ногах. Каждый выход на сцену – исследование.
Моя любовь к спектаклю зависит от людей вокруг. Нужно, чтобы была общая волна, чтобы мы говорили на одном языке (потому что я в театре не с каждым на нем говорю: у всех разные цели, ориентиры, вкусы). Конечно, постоянно учишься принимать другого человека с его взглядами. Но когда задачи общие, тогда я хочу приходить на спектакль и играть в нем. Самое неприятное – чувствовать, что спектакль становится работой, которую скорее бы сделать и уйти.
– Наверное, с кино в этом смысле проще?
– Я снимаюсь не много, так складывается жизнь, но иногда занимаюсь дубляжом. В нашей профессии очень важно смотреть со стороны, как играют другие. Озвучивание – дотошный процесс: ты не просто смотришь историю, а двадцать раз просматриваешь каждый маленький кусочек и очень подробно видишь игру актера. Мне это интересно, я как бы вместе с ним проигрываю роль за это время.
– Насколько вы как театральная актриса зависите от зрителя?
– Зритель сейчас стал требовательным, он часто относится к театру, как к продукту. Не все, конечно, но есть категория людей, приходящих с установкой: “Я заплатил – играйте”. И все же, выходя на сцену, я ощущаю каждый спектакль как взаимный обмен. Я вообще больше склонна с себя спрашивать, а не обвинять публику. Чем мне нравится театр, так это тем, что он абсолютно непредсказуем и на него влияют сотни деталей: погода, самочувствие артистов, их настрой. У кого-то что-то произошло, кто-то не готов, кто-то репетировал и находится в тонусе, а другой “пришел с мороза” – бесконечное количество деталей сходятся в одном зале в один вечер, и из этого создается история сегодняшнего дня. Влияет на это, вероятно, и публика. (У нас с папой, кстати, есть теория, что в понедельник спектакль хуже проходит, чем в пятницу.) Иногда совсем не слышишь зрителя – просто тишина с той стороны. Тогда мучаешься, в чем проблема: не так начали, не тот тон задали? А иногда – раз, и все сложилось, ты даже не понял, за счет чего. Спектакль – как американские горки: нельзя угадать, что дальше.
Источник: «Экран и Сцена»
– Прежде чем согласиться на встречу, вы поинтересовались, о чем пойдет речь. Есть печальный опыт общения с прессой?
– В начале своего пути я по неопытности несколько раз отзывалась на предложения не очень профессиональных журналистов. Например, однажды на радио, уже после смерти Петра Наумовича, меня спросили, как поживает Фоменко. Часто люди оказываются неподготовленными, у них задача заполнить эфир – неважно, чем именно. Но это и моя вина: я должна иметь представление, куда иду. Поэтому обязательно надо знать, о чем предстоит разговор, чтобы не только подготовиться морально, но сделать главный вывод, нужна тебе эта беседа или нет.
– “Куда я иду” – это ведь и про выбор профессии. В вашем случае решение было предопределено?
– Заранее было ясно одно: я хочу быть актрисой. Я жила в актерском мире, и только он существовал для меня. Я даже, можно сказать, была лишена возможности увидеть и оценить что-то еще. Я не знала других людей и не понимала, чем еще можно заниматься. Наверное, в каком-то смысле я была ограничена в выборе.
Как и многие, поступала во все театральные институты одновременно, но в ГИТИСе все совпало. Абсолютно не знала, кто такой Олег Львович Кудряшов, мой мастер (наш курс был его вторым набором). В процессе поступления, естественно, посмотрела спектакли его выпускников, загорелась и поняла, что мне невероятно хочется к нему попасть. Слава Богу, он тоже меня увидел.
– С кем вам в театре особенно интересно работать?
– Мне как артистке интереснее с более взрослыми режиссерами. Мне важен авторитет. Последнее время стараюсь выполнять то, что режиссер предлагает, даже если самой это не нравится, а раньше очень любила спорить. Сейчас стараюсь воспитать в себе другое: больше слушать, доверять, пробовать.
Я давно не репетировала со своими сверстниками-режиссерами, но пока что и не хочется, если честно. А вот играть на одной сцене с молодыми – это прекрасно. У меня есть партнеры разного возраста, и со всеми нужно находить общий язык, учиться договариваться, проходить путь. По-моему, с каждым у меня хоть однажды возникал какой-то острый момент – но это обязательный этап познания, дорожка друг к другу. В тупик, однако, никогда не заходили.
– “Мастерская Фоменко” – театр с именем. Но в сознании большинства зрителей “фоменки” – это легендарный набор 1988 года.
– Как ни крути, наш театр ценен именно основоположниками, их высотой. Меня это абсолютно не тяготит. Даже не знаю, что бы я делала без этих людей. Я люблю спектакли, которые меня за волосы поднимают, игру, которой я заражаюсь и понимаю, что сама так не могу. Они мне эти ощущения дают, я ориентируюсь на них.
– Восхищение основоположниками – чувство, вполне понятное. А как они относятся к вам?
– Я вспоминаю, как внимательна была Галя Тюнина во время моего первого показа (думаю, и к другим тоже). Это заинтересованное внимание и поддержка ощущались с первых дней. У нас хорошие люди. Когда я попала в “Мастерскую”, у меня была эйфория – невероятная благодарность за то, что я здесь! Мы с огромным азартом репетировали днями и ночами – полетное время.
Перестроиться с учебы на работу было непросто. Ты еще не знаешь, сможешь ли вообще играть в театре, способен ли на это. Что касается меня, я ощутила огромное удивление и ликование, потому что с первых же дней пребывания в “Мастерской” у меня раскрылись крылья. Меня подхватили и открыли мне профессию совершенно с новой стороны. Главное – сосредоточенность на том, что ты делаешь, а не старание или желание что-то доказать. Петр Наумович говорил, что нужно уметь ошибаться, и заранее давал на это право. И если случался неудачный показ, за который стыдно, он в эти моменты особенно поддерживал! Не было страшно ничего. В ГИТИСе ведь все время боишься, что тебя будут ругать, если что-то не так сделаешь, оступишься. В институте ты существуешь в напряжении, а тут я окунулась в любовь. Думаю, это было связано с личностью Петра Наумовича.
– Помимо любви к вам пришли и роли, причем удалось переломить амплуа тургеневской девушки и вплотную подойти к более жестким образам, как, например, Регана в “Короле Лире”.
– Не помню, чтобы передо мной стояла такая проблема – переломить амплуа. Я просто пробовала играть то, что мне интересно. Поначалу мы сами выбирали отрывки, и из них создавались спектакли. Мне нравилось бросаться в крайности, чтобы мои персонажи разнились между собой и не были похожи на меня. Конечно, я все равно нахожу их черты в себе: просто ты открываешь еще какую-то сторону своей личности, она притаилась и не выглядывает, пока ее не вытащишь на поверхность. Евгений Борисович Каменькович, мне кажется, тоже хочет, чтобы я пробовала новое. Он всегда предлагает мне роли, кардинально отличающиеся от того, что я делала раньше, зная, что они могут быть мне интересны.
– Как долго вы разбираете непростые для сценической адаптации тексты, которые ставит Каменькович?
– Евгений Борисович начинает работу с артистами всегда подготовленным. У него непременно сделана инсценировка, если речь идет о прозе. Не бывает такого, чтобы он пришел с книгой вроде “Улисса”, и мы бы ее подробно читали – нет. Хотя и по поводу инсценировки он с нами советуется, где сократить, что добавить. Основная задача все-таки сократить, но обычно в итоге получается только добавить!
Литература, которую выбирает Каменькович, невероятная. Существовать в таких произведениях – большой подарок. Евгению Борисовичу нравится брать романы, которые никто не ставил, потому что полагали, что это невозможно.
– Легко ли воспринимать и воплощать зачастую малоизвестный материал?
– Мне кажется, наоборот: чем длиннее сценическая история произведения, тем сложнее его ставить и играть в нем. А когда материал не изношенный, чувствуешь меньше ответственности. Легче подступаться к вещам, по поводу которых нет предрассудков.
– Что для вас самое сложное в профессии?
– Последнее время, как ни странно, – выходить на публику. Это не волнение. Мне просто дискомфортно. Я даже думаю, что существовать на сцене – это противоестественное состояние для нормального человека. Когда ты начинающий артист или играешь премьеру, тебе это кажется прикольным, такой адреналин! А потом адреналин проходит, а выходить на подмостки все равно приходится. А мне не хочется, чтобы на меня смотрели. Мне это уже не так интересно, что ли. Но никуда не денешься – профессия. Как в чувствах: сначала есть влюбленность, а чтобы родилась любовь, нужна работа. Романтика уходит, остается суть. Ты не можешь быть все время на эмоциональном премьерном подъеме, и здесь начинается актерское ремесло. Вот это самое сложное.
– Ремесло помогает играть спектакль, который давно в репертуаре?
– Когда все в спектакле устаканивается, я сразу чувствую, что не могу больше. Я должна разрушать то, что сделано, если ощущаю, что твердо стою на ногах. Каждый выход на сцену – исследование.
Моя любовь к спектаклю зависит от людей вокруг. Нужно, чтобы была общая волна, чтобы мы говорили на одном языке (потому что я в театре не с каждым на нем говорю: у всех разные цели, ориентиры, вкусы). Конечно, постоянно учишься принимать другого человека с его взглядами. Но когда задачи общие, тогда я хочу приходить на спектакль и играть в нем. Самое неприятное – чувствовать, что спектакль становится работой, которую скорее бы сделать и уйти.
– Наверное, с кино в этом смысле проще?
– Я снимаюсь не много, так складывается жизнь, но иногда занимаюсь дубляжом. В нашей профессии очень важно смотреть со стороны, как играют другие. Озвучивание – дотошный процесс: ты не просто смотришь историю, а двадцать раз просматриваешь каждый маленький кусочек и очень подробно видишь игру актера. Мне это интересно, я как бы вместе с ним проигрываю роль за это время.
– Насколько вы как театральная актриса зависите от зрителя?
– Зритель сейчас стал требовательным, он часто относится к театру, как к продукту. Не все, конечно, но есть категория людей, приходящих с установкой: “Я заплатил – играйте”. И все же, выходя на сцену, я ощущаю каждый спектакль как взаимный обмен. Я вообще больше склонна с себя спрашивать, а не обвинять публику. Чем мне нравится театр, так это тем, что он абсолютно непредсказуем и на него влияют сотни деталей: погода, самочувствие артистов, их настрой. У кого-то что-то произошло, кто-то не готов, кто-то репетировал и находится в тонусе, а другой “пришел с мороза” – бесконечное количество деталей сходятся в одном зале в один вечер, и из этого создается история сегодняшнего дня. Влияет на это, вероятно, и публика. (У нас с папой, кстати, есть теория, что в понедельник спектакль хуже проходит, чем в пятницу.) Иногда совсем не слышишь зрителя – просто тишина с той стороны. Тогда мучаешься, в чем проблема: не так начали, не тот тон задали? А иногда – раз, и все сложилось, ты даже не понял, за счет чего. Спектакль – как американские горки: нельзя угадать, что дальше.
Источник: «Экран и Сцена»
Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко»Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был МопассанОльга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителямРита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головойВячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВалерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- Серафима Огарёва: «Я совершенно не умею строить планы»Анна Сиротина, «Философия отдыха», 11.2022
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Серафима Огарёва: «Я с детства знала, на что шла»Мария Михайлова, «Театрал», 07.2021
- Серафима ОГАРЕВА: «Спектакль – как американские горки»Дарья Семенова, «Экран и сцена», 27.02.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Серафима удачливаяЖанна Потоцкая , «Предгорье-online», 27.08.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011